Меня всегда это ставило в тупик. 18+, ну, ОК, понятно. Но 14+, 16+... Что это все такое? Какая разница?! Вот если в ТЮЗе поставили бы 18+, вот это да, это было бы круто. А 14+ это какая-то фигня. Ни рыба, ни мясо!
"
Улетающий Монахов" (реж. Сергей Аронин)
МТЮЗ, 22 февряля 2022 года.
(по приглашению сообщества
moscultura и
atlanta_s)
...
Улетающий Монахов - это спектакль скорее для взрослых, но не потому что там чего-то такое, а просто потому, что тем же самым 14+ это все будет нафиг непонятно. Хотя, может, для 14+ это будет хотя бы удивительно. Потому что мне в этом добротном спектакле не хватило как раз какого-нибудь неожиданного хода. Все слишком ровно, понятно и узнаваемо. Если коротко, то это история взаимоотношений некоего Монахова с бабами. История максимально очищенная от всех остальных аспектов жизни: какая у него работа непонятно, какие интересы (ну, кроме баб) - непонятно. Он-де всю свою жизнь пытается в разных женщинах найти "свою Асю", которая его продинамила в юности, и естественно не может. Никого из этих баб он не любит, и хоть бы он мстил им за то, что Ася ему тогда не дала. Это хотя бы был мужской поступок. Нет, он просто тупо выполняет свою биологическую функцию: есть баба - надо трахнуть.
...
Вообще-то гендерная тематика это всегда беспроигрышный вариант, она неизменно вызывает бурный отклик, кто больше: мальчики мудаки или девочки - суки... Но взрослый мужчина уже должен был бы успокоиться и понять, что кроме баб есть еще много всего интересного в жизни. Только авторы (искусственно, на мой взгляд) ему ничего другого просто не дают (как та Ася).
Самым интересным персонажем, на мой взгляд, является Ленечка (плотно и эксцентрично сыгранный молодым артистом Ильей Смирновым), в котором Монахов (Сергей Аронин), прилетая в очередную коМАНДИровку в Ташкент, узнает как бы самого себя в юности: робкого и ничего не замечающего. Однако, напрасно он так думает. Ленечка - не он. Когда Ленечка начал читать стихи, я еще подумал: ого! Чо-то уж больно круто для юношеской стихотворной графомании-то. Это вот прям хорошие стихи. Очень хорошие!
Click to view
И оказывается, авторы тут вшили в спектакль неожиданный зашифрованный подарок-подсказку. Дома я решил проверить, что это за стихотворение, думал, что самого Битова, а оказалось, что Ленечка-то наш не просто Ленечка, а всего-навсего поэт
Леонид Губанов. И очень жалко, что Наташа выбирает ничтожество и чмошника Монахова, а не действительно талантливого Ленечку. Ну, да бабы они все такие, гыыы! Ленечка вам не Монахов, у Ленечки впереди гораздо более интересная жизнь. Не сказать, что более счастливая (у поэтов в России жизнь редко бывает счастливой), но уж точно более интересная. И уж он, в отличие от Монахова, безусловно достоин любви.
...
В самом начале спектакля Монахов говорит: "Хорошо бы начать книгу, которую надо писать всю жизнь… То есть не надо, а можно писать всю жизнь: пиши себе и пиши. Ты кончишься, и она кончится". Намек понятен: книга - роман - любовь - баба. А ближе к концу спектакля к этой немудреной сентенции он уже добавляет: "Хорошо также варить варенье. И надписывать на банках «клубника отличная» и ставить дату, или «смородина удовлетворительная» и дата. И ставить банки на шкаф плотными рядами. А потом составить их опись. Хорошо - разбираться в хламе. Сортировать. Рассортировав, заворачивать в бумагу, перевязывать бечевкой и опять же... класть на шкаф". Т.е. в сухом остатке у нас получается, что женщины - это хлам. Мысль безусловно достойная Чехова. Так и хочется сказать, герой прошел большой духовный путь, но чо-то мне как-то это резануло слух, и я решил, как говорится, проверить цитатку. И оказалось, что она вовсе не из "Монахова", а из гораздо более раннего рассказа Битова "
Автобус", а там-то, между прочим, речь идет совсем не про баб. Я, конечно понимаю, что это не пьеса Битова, это спектакль "по Битову" (поБитову), но все же, все же.
Все фото и видео: (с) Максилла Кузнецов
См. также:
1) Четвероногая ворона:
https://maxilla-k.livejournal.com/837491.html2) Таня-Таня:
https://maxilla-k.livejournal.com/989607.html