Я долго выбирал, с чего бы мне начать знакомство с Электротеатром Станиславский. Признаться, недолюбливаю я всякие эти новомодные постмодернистские закидоны, которыми "славен" нынешний театр (при слове "иммерсивный" уже хочется дать кому-нибудь в рожу и/или хотя бы наблевать в фойе). Ну, а тут вот наконец все карты сложились и... спойлер: это было охренительно!
Спектакль "Сияние" (реж. Филипп Григорьян)
Электротеатр Станиславский, малая сцена, 31 марта 2019 года
(по приглашению сообщества
moscultura и
tushinetc)
...
Поскольку это был первый для меня поход в Электротеатр Станиславский (в драматическом театре им. Станиславского я бывал раньше
много и часто), я пришел чуть пораньше и перед началом не без интереса разглядывал публику. Диспозиция стала ясна практически сразу: кто-то "пришел" на Хазанову - хорошо и дорого разодетая публика, кто-то - на Гражданскую оборону - одетые демократично; совсем панков не было (а жаль!). Но при том, что я люблю и Алису Хазанову, и Гражданскую оборону, для меня главное имя в афише было имя Игоря Вдовина. Игорь Вдовин, если вы не знаете, один из лучших на сегодняшний день композиторов, в частности, кино (Русалка,
Дуэлянт, Garpastum и многих др. фильмов) здесь выступает в роли аранжировщика. И мне лично этого достаточно, чтобы понять, что это будет про музыку. Настоящую музыку. Но не надо думать, что не про театр, что это просто некий такой концерт в интерьере и все. Нет, уверяю вас, отнюдь нет. Алиса Хазанова на протяжении всего спектакля очень цепко держит публику, как это происходит именно в театре (в отличие от концерта, где можно расслабиться, попить пивка, переброситься с кем-нибудь парой слов и т.д.). Кроме того, здесь есть и сквозной сюжет. Который, впрочем, можно трактовать по-разному. И многовариативность возможных трактовок делает его, на мой взгляд, только еще более интересным и увлекательным.
С самого начала мы вслед за кроликом попадаем за красный занавес в каморку Алисы. Но первой же песней Алиса расставляет все точки над словом "хуй", здесь все будет по-взрослому.
"Я повторяю десять раз и снова
Никто не знает как же мне хуёво"...
(как заметила моя знакомая, "вот можно же так нежно матом ругаться").
И дальше в течении 50 минут Алиса, как в музыкальной шкатулке, будет кружиться штопором в хороводе персонажей: то балериной (в свое время она закончила московскую академию хореографии по специальности "артистка балета"), то генералом в кителе, то зеком в ватнике, меняя красные туфельки на валенки, глиссе и батманы на Барыню, а зеркальце - на ступку.
Интересно, что в спектакле, при этом, практически нет самых очевидных хитов Гражданской обороны, но это ничуть не обламывает. Даже, скорее, наоборот. Большинство зрителей реагирует, правда, весьма степенно, что меня несколько удивило. Потому что меня-то сразу накрыло волной и понесло в такт с музыкой. Вслед за кроликом, Алисой, плюшевым мишуткой (с вилкой в голове), Егором, Янкой и далее со всеми остановками...
В общем, этот спектакль, на мой взгляд, еще раз манифестирует и закрепляет канонизацию и окончательное вхождение Гражданской обороны из события маргинального и андерграундного в наш культурный код. В один ряд с Высоцким и Оксимироном Цоем. И это происходит на наших глазах. И даже люди, которые никогда не слышали Гражданскую оборону (ну, есть же иностранцы какие-нибудь, например), думаю, вполне получат удовольствие от этого действа.
Сияние ©
maxilla-k.iMGSRC.RU P.S.
А аэропорт? Пусть идут в жопу со своим аэропортом!
Я вышел из театра, настроение было отменным, погода весенняя, и я решил пойти пешком до дома. В районе Белорусской заморосил легкий дождичек. Я лишь усмехнулся про себя: "Поздний дождик напугал"...
См. также:
Моя давнишняя рецензия на альбом Гражданской обороны "Долгая счастливая жизнь" на Нашем НеФормате:
http://www.nneformat.ru/reviews/?id=1412