Верещагин или Вперед в прошлое.

Mar 06, 2007 16:30

Привезенная перед продажей на аукционе КРИСТИ'С и выставленная в зале Верещагина (№27) в Третьяковской галерее картина Василия Верещагина "Стена Соломона" из "Палестинской серии" - это очень хороший повод пойти посмотреть и другие картины художника. Тем более, что глядя на них, ты точнее начинаешь понимать сегодняшнюю (и всегдашнюю) Россию.

Начнем, пожалуй, с того, как "Стена Соломона" оказалась за рубежом (а точнее в Калифорнии в музее Бёртли, который и решил ее нынче продать с аукциона). Почему-то по ТВ в связи с картиной говорят о чем угодно, но эту тему предпочитают упоминать в лучшем случае по касательной. Итак, после того, как Василий Верещагин показал в Москве свои "документальные" батальные картины Балканской и Турецкой войн и обороны Самарканда, он подвергся резкой критике за то, что досконально показывал все ужасы войны. Вы и сейчас их можете видеть в том же зале №27 Третьяковской галереи: картины "Представляют трофеи" и "Торжествуют" с головами русских воинов, насаженных на колья, а также "Нападают врасплох". Представляю, какой шок вызывали эти картины тогда, если СЕГОДНЯ я видел одну пожилую женщину, отходящую от последней картины в слезах (не думаю, чтоб она еще помнила ту войну). Как в связи с этим не вспомнить недавнюю риторику некоторых представителей власти о том, что не надо дескать показывать ужасы последней Чеченской войны, и тезис о том, что во всем виноваты журналисты.

Ну да ладно, назад к Верещагину. Удивленный (а кто бы не был?!) такой реакцией, он решает сменить тему своих работ и начинает путешествовать, в частности, в Палестину, где создает "Палестинский цикл". Верещагин документально показал все знаменитые христианские места, но показал их правдиво, что лишило их "героического пафоса", описанного в Новом Завете. Такого уже не могла снести православная церковь. И хоть церковь у нас традиционно отделена от государства (да вот только государство не отделено от церкви), она (церковь) добивается запрета на экспозицию работ Верещагина в России. Ничего не напоминает из современной российской жизни?! Сегодня РПЦ опять всеми мыслимыми и немыслимыми способами лезет в светскую жизнь и искусство, где ей совсем не место. И снова государство у нас никак не может отделиться от церкви...

Но ладно-ладно, еще раз - вперед в прошлое. Верещагин увозит свои картины из страны и проводит очень успешные выставки по всему миру. Вот в Америке "Палестинский цикл" и разлетелся по разным частным коллекциям. Неудивительно! А грабли все лежат на том же самом месте, ждут следующего желающего на них наступить. Начальная цена картины "Стена Соломона" на аукционе составит 3 - 5 миллионов долларов США. Эта информация женщины-гида заставила проходящих мимо школьников присвистнуть и задержаться у картины. Некоторые даже попытались сфотографировать ее на свои мобильные телефоны. И побежали себе дальше, не обратив ни малейшего внимания на другие работы художника. Так что за будущее России можно быть спокойно: оно в надежных руках!

Нет ни малейшего сомнения в том, что история повторится снова и снова, и хэппи-энд гарантирован: "И еще неоднократно выйдет зайчик по-о-гулять"! Скоро выборы, однако. Но я-то на них не пойду: смысла не вижу, да и совесть чище будет (что я хоть не принимал участия в этом фарсе). Лучше я еще раз схожу и посмотрю картины Василия Васильевича Верещагина.

посты 1 - 300, религия, политика, ничего личного - только бизнес, церковь, православие, выставки, художники

Previous post Next post
Up