Для кого-то это может выглядеть непонятным буквенно-цифровой кодом, а для кого-то это праздник, вообще-то. В эти дни Московский Художественный Театр активно отмечает свое 113-летие. Ну, не знаю, может, для них это, конечно, круглая дата...
Надо сказать, что во времена моего бурного увлечения театром МХАТ (тогда единый и имени Горького) котировался очень низко. Несмотря на громкие имена актеров, театр слыл занудно-проправительственным, и по популярности сильно уступал задорному Ленкому, оппозиционной Таганке, вечномолодому Современнику, а также Маяковке, Сатире, Моссовету... Да что там. Не уступал он, пожалуй, только театрам Пушкина и Гоголя, над которыми москвичи тогда просто в голос посмеивались, и чьи билеты продавались, в основном, приезжим лохам "в нагрузку" (вот поди сегодня объясни незнающим, что такое "в нагрузку"). Тем не менее, иногда хорошие спектакли во МХАТе все-таки случались.
...
Это программка к спектаклю "Так победим!", состоявшемуся 27 декабря 1983 года. Этот спектакль про Ленина был настолько острым, что тогдашние власти все время порывались его запретить и закрыть. Я боюсь, я уже и сам не в силах объяснить, как Советская власть может запретить спектакль про Ленина (это СД или "Совиет действительность", как называл это в то время мой
диссидентствующий по-маленькому дружбан Илюха, пожалуй, еще посложнее будет понять, чем "билеты в нагрузку"). Причем, это был не стебный, а самый что-ни-на-есть серьезный спектакль (в роли Ленина Калягин, ясен пень).
А в роли секретарши Ленина, обратите внимание, молодая Елена Проклова, которую к тому времени уже вся страна тайно хотела трахнуть, даже
не зная еще такого слова.
Горячий, короче, был спектакль, ой, горячий!
...
Это программка к спектаклю "Господа Головлевы", состоявшемуся 10 апреля 1985 года. В главной роли Иннокентий Смоктуновский, и этим все сказано. Однако же, и Екатерина Васильева, впоследствие даже ушедшая на некоторое время в монастырь, была в том спектакле очень и очень хороша.
Нельзя и не отметить, что спектакль поставлен приглашенным режиссером Львом Додиным, который уже совсем скоро "выстрелит" во всю со своим театром - Ленинградским Малым Драматическим (или МДТ).
Еще это программка напоминает мне, что МХАТовские бабки того времени почему-то очень любили криво складывать программки, что меня, их коллекционирующего, страшно бесило...
Кстати, "Господа Головлевы" и сейчас в репертуаре МХТ, но, даже несмотря на все мое почтительное отношение
к режиссеру Кириллу Серебренникову, сравнивать его детище с тем спектаклем Додина у меня пока желания отчего-то не появилось.
...
А это программка к спектаклю "Амадей", состоявшемуся 20 июня 1985 года. В главной роли Олег Табаков, нынешний главный режиссер МХТ, а в роли Моцарта - будущий главный режиссер театра через дорогу Пушкина Роман Козак. Спектакль "Амадей" мне довелось видеть еще и в Ленинградском БДТ, и должен сказать, что Моцарт Демича был сильнее, а вот, что касается Сальери, то Стржельчик в сравнении с Табаковым, надо признать, полностью проигрывает... Интересно было бы посмотреть Демича с Табаковым, но Демич, к сожалению, очень рано умер, а Табаков в сегодняшнем варианте того спектакля предпочел в роли Моцарта видеть... Ну да, конечно, Безрукова. Кого ж еще?!
Нельзя также не отметить, что этот спектакль тоже поставлен приглашенным режиссером - и не каким-нибудь, а Марком Розовским.
Ну, и в главной женской роли Елена Майорова, известная больше не столько своими ролями, сколько загадочной смертью. В начале 90-х молодая актриса, напомню, сгорела, и до сих пор остается невыясненным, было ли это такое страшное самоубийство или еще что...
Будет, пожалуй, несправедливым не упомянуть про еще один спектакль МХТ, который мне неожиданно очень понравился - "Киже" режиссера Кирилла Серебренникова, но было это так недавно, что об этом можно прочитать здесь:
http://maxilla-k.livejournal.com/115194.html