Вчера по каналу "Культура" показали фильм Анджея Вайды "Катынь". Показали 2 года спустя после его выхода в Польше. Что ж, и на том спасибо. Когда мне позвонил Алик напомнить, как он это любит, что фильм начинается (ибо даже не все программы ТВ, между прочим, сообщали о его показе, - согласно программе в газете "Московская правда", например, в это время должен был идти фильм "Не стреляйте белых лебедей"), я, честно признаюсь, на секунду засомневался: смотреть - не смотреть. Конечно, было понятно, что режиссер фильма "Пепел и алмаз" покажет всю правду так, что мало не покажется. Однако, прочь сомнения. Это НАДО смотреть!
К тому ж, наше нынешнее наше скудное и беспонтовое телевиденье сделало все, чтобы и рыбку съесть, и... Отличился чуть ли не каждый канал. Развлечений, на который подсадили народ, было хоть отбавляй (и показывали их именно в то же время, что и фильм Вайды): тут тебе и "лучший фильм прошлого года, оскароносный "Повелитель бури" (по 1 каналу), и лучший
клоун всех времен и народов - Жирик (по НТВ), и даже, для последних сомневающихся, хоккей - финал конференции "Запад" (по неСпорту России - 2). Все тебе 33 удовольствия (не хватало лишь бронебойной лошадиной упряжки из Урганта, Галкина и
Задорнова), только не смотри фильм Вайды. Не надо! Зачем вам лишний раз трепать себе нервы?! И так, ведь все известно. Горбачев признал, Ельцын передал полякам документы... Да, где-то в глубине своей памяти я вспомнил об этих "признаниях". На фоне тех разоблачений в России это, скорее, прошло незамеченным: одним преступлением сталинизма больше - одним меньше. Подумаешь, Катынь! Какая, на фиг, Катынь?! Вот, приблизительно так это воспринималось тогда, насколько мне подсказывает моя память.
Вайда в своем фильме расставил все точки над "и" жестко и бескомпромиссно. Фильм реально "убивает", бьет на поражение. Тут уж не до кинематографических приемов (которые заметил Никита Михалков), тут так бьют по оголенным нервам, что все остальное отходит не на второй, - на двести второй план. Хоть я и не сомневаюсь, что снят фильм безупречно, я, например, не готов обсуждать эти детали. И именно таким должно быть кино, когда фильм тебя поглащает полностью и не отпускает до конца, а разбирать его достоинства и недостатки тебе просто ни к чему. Жестокий фильм? Очень жестокий. Но эта жестокость оправдана, а
у господина Балабанова в "Грузе 200" она, на мой взгляд, не пришей кобыле хвост. Просто сравните: какие фильмы про войну снимает Вайда, а какие Михалков... Вот вам и ответ на все вопросы про наш кинематограф, и почему ему так необходима "кислородная подушка" господдержки. Я вот с ужасом подумал, а что если б это снял не Вайда, а какой-нибудь неизвестный польский (или не польский) режиссер? Да его б, боюсь, с говном смешали по самую макушку: оболгал, очернил, оклеветал!
На обсуждении несколько раз подчеркивалось, что фильм не антироссийский. Хм, и дураку понятно, что не антироссийский. Но я был поражен... Это не могло не крутиться на языке у всех собравшихся. Тем не менее, все побоялись произнести слово "антисоветский". Дожили. Ну, как же, у всех еще свежы в памяти события с закусочной "Антисоветская", травлей Подрабинека и далее со всеми остановками... Как так случилось, что прилагательное "антисоветский" вдруг оказалось чуть ли не под запретом?! Его стали боятся произносить! Меня тоже, как и Михалкова (а я не часто с ним согласен) во время просмотра вместе со слезами и комом в горле раздирал вопрос: зачем, на фига вы это делаете?! Ответ на обсуждении, озвученный, по-моему, лицемерным депутатом Косачевым, выглядел весьма разумно: это была уже отлаженная машина, никому ничего делать особенного было и не надо. "Машина" к 40 году уже годами исправно работала. Зло в фильме безлико, - говорили на обсуждении. Т.е. как бы никто и не виноват. Это типа коллективная ответственность. Типа, время было такое. Ага! Не, хорошенькое дельце. Может быть, это мой дедушка, которому в 40 году было 27 лет, виноват?! Да он я уверен, ни сном не духом об этом тогда и не догадывался даже. Конечно, теперь не спросишь. Однако, хватит врать, автор у этой "машины" безусловно есть, и он в фильме показан. "
Эффективный менеджер" смотрит со стены в сцене приговора "тройки" генералу польских войск. Зачем он это делал, - не знаю. Где уж мне с моим скудным умишкой понять великие замыслы "эффективного менеджера"?!
Пока мы стыдливо врем себе, пока позволяем себе выходить праздновать победу под плакатами с его изображением (и тем самым разделять с ним ответственность, в том числе, и за Катынь), мы все время будем оставаться
разделенной нацией, такой, какой в послевоенные годы показаны в фильме поляки. И никакая национальная идея нас не спасет. Кстати, о национальной идее. Не надо втирать, что свобода и либерализм - это национальная идея американцев. Нет у них никакой национальной идеи. Они просто отстаивают свой образ жизни, что более, чем естественно для любого человека, составляющего "нацию", довольного своей жизнью. Национальная же идея нужна там, где жизнь едва выносима, и за такую жизнь саму по себе сражаться не хочет никто. Вот тогда и начинается, а зато мы православные, а зато мы избранная нация, а зато мы - Третий Рим. Вам зачем, собственно, нужно это "сплочение нации", а?! Ведь заканчиваются такие выдуманные политологами и прочими дармоедами, протирающими кресла в Думе, национальные идеи ВСЕГДА только одним - войной. А поэтому идите-ка на хер со своими "национальными идеями"! Перестаньте врать и сделайте так, чтоб в стране хотелось жить, а не умирать. И тогда это сплотит всех само собой.
P.S. Из поста
olgalitskaya:
http://olgalitskaya.livejournal.com/64610.html Поляки разыскали имена всех своих соотечественников, (расстрелянных в Катыни). Страшно видеть бесконечные расстрельные рвы, стены которых выложены медными дощечками с именами и датами рождения. Дата смерти у всех одна. Никто не забыт и ничто не забыто. Там, где погибли советские люди - лишь большой сосновый крест и ни одного имени.