Кинофуфло.doc

May 21, 2009 17:07

У меня такое впечатление, что в России изобрели новый жанр кинематографа: поддокументальное кино. Первый раз мне пришлось столкнуться с ним в фильме "Олимпиус инферно". Однако, как оказалось, это был не первый опыт. Сейчас по ТВЦ показывают сериал "Репортеры", снятый еще аж в 2007 году. Никак аккурат к президентским выборам в России..?! Однако, то ли такую откровенную агитку решили не показывать тогда вообще, то ли она за лихо закрученной интригой в череде прославлений и празднословий просто прошла незамеченной. Основной прием "поддокументального кино" заключается в том, что художественное повествование ведется о журналисте, который снимает якобы документальный репортаж о реальных событиях. В случае с "Репортерами" в этот террариум еще сознательно помещаются известные персонажи, играющие самих себя: Владимир Вольфович (куда же без него?!), Станислав Говорухин и Алексей Пушков, ведущий довольно одиозной и тенденциозной программы "Постскриптум" на том же самом канале ТВЦ (не путать с Пушным и Пушкиным). И вот уже грань между историческими фактами и хужожественным вымыслом размывается полностью и окончательно, а поэтому можно сколько угодно безнаказанно вливать яд в уши фраера ушастого доверчивого зрителя. Вранья и фальши здесь столько, что просто диву даешься. Ведь речь идет о событиях 1999 года, о которых большинство людей еще очень даже хорошо помнят. Ну, Жириновский понятно, - это не он, это тот же самый его двойник, что толкал знаменитую речь в Багдаде... Но такие уважаемые люди , как Юрий Кара (режиссер фильма), Армен Джигарханян, Борис Щербаков... Ребята, вас-то кто заставил в этом участвовать?! Это же СТЫДНО! Вам что, тоже память отшибло, причем по той же самой классической схеме: тут помню, тут не помню ("Так не бывает!" (с)).
Интересно, что первоначальное рабочее название фильма по роману Ивана Таганского "Семья отечества" было "Повесть о настоящих людях". Конечно, в русском языке слово "настоящий" имеет несколько значений, но это не снимает вопроса, который остается по окончании просмотра: а кто здесь, собственно, настоящий-то?!
Начнем с того, что ни такой программы на телевидении, ни даже такого репортера, как Вадим Борисович Марков, просто быть не могло в то время. Его и не было. Герой Щербакова слеплен по гоголевскому принципу "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича": что-то от Невзорова, что-то от Караулова, но главное и основное это от Листьева, разумеется. Думаете, честность и принципиальность? Да нет, конечно. Рубашка и подтяжки, который тот в свое время позаимствовал у Ларри Кинга для передачи "Час пик". Зато куда бы он ни приехал: в Ригу, Болгарию, Украину, - все только и делают, что смотрят его программу "О главном". Даже профессор из Канады в исполнении самого Юрия Кары тоже признался в этом. А чего еще делать в Канаде-то?! Скучная, безрадостная страна. И чего туда столько россиян переехали жить, - ума не приложу. Наверное, там телевизоры лучше показывают передачу Вадима Маркова. Не иначе! Еще одна характерная черта Маркову досталась от Акунинского Фандорина: "в каждом порту его ждет сестра, хочет его спасти" (с)... При всем уважении, но в возрасте Щербакова, это выглядет скорее комично. А когда он в одиночку расправляется с троими скинхэдами в Риге, то становится ясно (и можно выдохнуть): Россия в надежных руках!
Сценаристу Валентину Емельянову явно не дают покоя лавры Юлиана Семенова. Поэтому расшифровать некоторых его персонажей представляется делом весьма нехитрым. Он, видимо, решил, что вряд ли кто-нибудь станет заморачиваться... Но ложь в фильме настолько торчит из всех щелей, что уже даже становится интересным...
Вот кандидат в президенты Латвии на выборах 1999 года Айгар Трепше в исполнении Александра Семчева (я Александра очень уважаю, как актера, и поэтому очередной раз мне остается только недоумевать и сожалеть, что и он попал в эту компанию), которым вертит как хочет нацист и бывший эсэсовец Улдис Зебриньш. Не составляет большого труда распознать в нем Эйнарса Репше (как и Трепше в фильме он бывший президент, правда не Сбербанка, а банка Латвии), основателя и создателя правой партии "Новое время". Только вот ведь неувязочка какая получается... Во-первых, Репше совсем не "толстый и инертный", как характеризует его Рита (одна из многочисленных женщин Маркова), а, наоборот, худой, спортивный, увлекается экстремальными видами спорта. Во-вторых, разумеется, все его дети живы и здоровы. И в-третьих, самое главное, в 1999 году он все еще был президентом банка, в выборах президента Латвии участия, разумеется, не принимал и вообще в политику после 1991 года вернулся только в 2001, когда и основал партию "Новое дело". Надо ли говорить, что никакого Улдиса Зебриньша в природе не существует?! Поэтому его (артист Виктор Сергачев) и можно сколько угодно показывать на фоне портрета Гитлера, например. Очень тонкий ход. Да, никто не спорит, что в Латвии зашкаливают профашистские настроения, но это не значит, что доказательства этого можно строить на открытой и густапсовой лжи. Ну, хорошо, в России большинство эти аналогии не прочтут, но в Латвии-то их не смогут не заметить. И как к нам потом будут относиться в Латвии?! Боюсь, что как мы и заслуживаем, как к врунам и неумелым подтасовщикам фактов.
Вот посол России на Кипре Лев Георгиевич Радов в исполнении актера Игоря Лагутина. В эпоху интернета узнать, кто был в 1999 году послом России в Кипре, - проще паренной репы. Итак, знакомьтесь: Георгий Мурадов. Ныне руководитель департамента международных связей Правительства Москвы. Наш вездесущий репортер Марков задает ему сакраментальный вопрос:
- А кризиса можно было избежать?
- Да, - отвечает он.
И дальше (не для записи) старая песня о главном: Кипр - 90% ГКО - Кириенко с характерным финалом:
- Заявление Кириенко ошибка?
- Скажем так, он знал, что говорит.
Меня трудно заподозрить в симпатии к Кириенко, но это уже за гранью добра и зла: несуществующий журналист берет интервью (записи которого не существует) у замаскированного реального человека, в котором говорится о совершенно реальных людях: кроме Кириенко, это президент Кипра Главкос Клиридис, Примаков и, разумеется, Юрий Михайлович Лужков, только благодаря которому удалось избежать разрыва дип.отношений с Кипром. Нет, я нормально отношусь к Лужкову, но скажите мне, что это было такое? Где это видано?!
Поскольку фильм снят "по заказу правительства Москвы", Лужков, как та субмарина, еще не раз всплывет: он и самый щедрый даритель в "Русском доме" в Болгарии, и про дома, построенные в Севастополе Москвой для своих моряков, тоже какбы невзначай упомянуто будет обязательно.
Ну, и опустим всякую лажу, типа цифрового Canon у сына Маркова Сергея в 1999 году в Севастополе и отсылку дискеты с текстом из Болгарии (видимо, там позакрывали все интернет-кафе к приезду Маркова), далее немного цитат из фильма с небольшими комментариями.
Говорухин (реальный) с ухмылочкой в интервью вымышленному Маркову:
- При нашем, мягко говоря, неволевом руководстве Россия в конфликт в Югославии, конечно, не вмешается!
Что, Станислав Сергеевич, память отшибло?! Не помните, что мы в 99 году были по уши в Чеченской войне, которой конца и края было не видно тогда?! Не, тс-с! - об этом никто в фильме не проронит и слова!
Жириновский без остановки как по заученому шпарил о американских планах расчленения Советского Союза в 56 году и о том, что этот план осуществили Попов, Сахаров и Старовойтова.
Что, Владимир Вольфович, уже с мертвыми стали воевать?! Ну, что ж, это правильно, - они не ответят.
Таможенник на границе с Югославией:
- Оставь его, он - русский.
А в какие еще страны в 99 году русским можно было проехать без визы?! Да что там без визы, - вообще без документов.
Благо (югославский водитель):
- ...И начнется демократия, неразбериха...
Синонимы учим?
Бармен в Болгарии:
- Россия, Болгария, Югославия - все славяне!
А Украина и Польша нет, что ли?! Больше не славяне?!
Украинский рабочий в Болгарии:
- Совсем плохо на западной Украине. Во Львове улицу Лермонтова в Дудаева переименовали...
Даже у Джигарханяна вылезает какой-то фальшивый пафос в его истории, как Россия его не отпускала...
И так далее... И тому подобное...
На мой взгляд, в данном случае совсем не имеет значение, кто прав, кто виноват. Меня интересует, можно ли сколь угодно правильные вещи доказывать неправедными методами?! Не дискредитирует ли это вообще все окончательно?! У меня после таких поддокументальных фильмов остается только чувство стыда!

P.S. Я уж не говорю про бюджеты и сборы, - в кинотеатры такое никто не пойдет смотреть! Так, может, и снимать не стоит, а?!

глядя в телевизор, политика, файна юкрайна, цитаты, быдло-патриотизм, кино, посты 301 - 600, пресса

Previous post Next post
Up