Ну и деньги… Потому всегда в конце года Минобороны нас радует красивыми отчетами на тему того, сколько новой техники попало в войска. Это хорошая традиция, но вот, увы, не всегда. Источник: vpk-news.ru В конце прошлого и тяжелейшего года пришла информация о том, что три подводные лодки, в том числе и носитель «Посейдонов» флоту мало того, что не переданы, так еще и не совсем понятно, насколько «вправо» уйдут сроки сдачи. Неприятно? Не то слово.
Даже у скептиков (типа автора) всегда бытовала уверенность, что уж с чем, а с атомными подводными лодками у нас полный порядок. Могли, можем и будем мочь строить. И тут вот такое… Стало известно, что сразу три лодки, «Новосибирск» и «Казань» проекта «Ясень-М» и к ним носитель специальных аппаратов «Белгород» будут принимать в 2021 году.
Возможно будут.
Причем, про «Казань» уже даже думать страшно, лодку как бы спустили на воду в 2017 году, прошло три года, на дворе уже 2021, а воз, простите, лодка, все еще в непонятном состоянии находится. Если бы это были менее значимые боевые корабли - это было бы полбеды.
А так… А вообще стоит разобраться, что не так. «Ясень-М» - основное тактическое подводное оружие нашего флота. Рождался этот корабль не то чтобы в муках, но рождение проекта 855 «Ясень», которое не назовешь легким, началось еще в более чем далеком 1977 году. Фото: Sdelanounas.ru И с «Ясенем» тогда тоже все было не просто так. «Ясень» планировали на замену лодок проектов 949 и 949А. А был еще проект 957 «Кедр», который должен был заменить лодки проекта 971 «Щука-Б». У нас на тот момент вообще многовато было лодок разных видов. В отличие от флота США, где все было унифицировано. Но случилось неприятное дело: с «Кедром» не получилось. Вообще «Кедр» планировался как довольно простая и массовая ударная лодка на замену АПЛ проектов 971 и еще более старых 671. И дело даже не в финансовых проблемах, которые начались в 80-е годы в СССР, дело в том, что возникла необходимость технического перевооружения предприятий ВПК под эти лодки. В общем, не смогли. И тогда в головы флотских военачальников пришла «золотая» идея: универсализировать «Ясени» и возложить на них задачи «Кедров». Раз «Кедры» оказались не по зубам заводам.
Сказано - сделано, объявили, что «Ясень» заменит ВСЕ лодки, кроме стратегических крейсеров. Но тут наступил полный развал СССР и началось вообще нечто несусветное. «Ясень» разрабатывали под инфраструктуру Советского Союза, «Северодвинск» заложили в 1993 году, когда еще не развалилась советская система, а вот адаптировать начали уже в российских реалиях. В итоге получилась весьма неудачная попытка. Еще на стапелях стало понятно, что «Северодвинск», который должен был совместить «Ясень» и «Кедр», реально переусложнен.
Очень сильно. И ожидаемо у корабля оказалось просто огромное количество проблем и недостатков. Потому-то, при еще недостроенном «Ясене» началась работа над «Ясенем-М» проекта 855М. Так сказать, работа над ошибками? Нет. Проект 855М несмотря на схожесть цифр совершенно другой корабль. Иначе расположены отсеки внутри, сам корпус меньше, меньше торпедных аппаратов и установлены они под иными углами, зато больше пусковых установок для ракет. Иной состав радиоэлектронного оборудования. По сути - проект 855М это совершенно другая лодка, разительно отличающаяся от проекта 855. И злополучная «Казань» - первый корабль проекта со всеми вытекающими последствиями. И постоянные задержки с «Казанью» и далее с «Новосибирском» - это, наверное, вполне нормально. Как нормально дорабатывать недоделки и устранять недостатки на протяжении долгого времени после того, как корабли вроде бы должны уже вступить в строй. Но у нас сегодня с ракетными катерами проблемы возникают, а что сказать о сложнейших атомных подводных лодках? Да ничего. Нет никакой информации о том, что не так с «Ясенями-М».
Это логично. По сети курсирует множество слухов, повторять которые нет никакого смысла, однако иногда проскакивают и вполне разумные мысли. Например, было заявлено, что на вооружении лодок должны будут встать антиторпеды «Ласта». Создают комплекс «Ласта» аж с 1989 года, работала команда Э. А. Курского, та же команда, что работала над комплексом «Пакет-НК» и работала успешно. Однако, никакой информации об стрельбах, испытаниях «Ласты» нет. Остается только гадать, где проблема, в антиторпедах или в системах лодки, препятствующих применению антиторпед. Скорее всего, дело в лодках, потому что антиторпеды успешно применялись еще в 90-х, и «Пакет-НК» фактически доведен до серийного производства. Но это опять же подчеркну, догадки. Которые основаны в первую очередь на тех немногих отчетах, которые публиковались в заслуживающих доверия источниках.
«Ясень-М» меньше, чем «Ясень». Причем, изрядно меньше, на 9 метров в длину. Торпедных аппаратов меньше, 8 вместо 10, а ПУ для ракет больше, как раз 10 вместо 8. 40 «Цирконов» вместо 32 у «Ясеня», а если говорить о «Калибрах», то их можно разместить 50. Есть информация, что на «Ясень-М» установили какой-то новый гидролокатор, значительно больший по размерам. Косвенно это подтверждается уменьшением числа торпедных аппаратов и из установка под углом к оси корабля. Там действительно разместили что-то весьма немаленькое. Плюс увеличение автоматизации всего корабля. «Ясень» комплектуется экипажем в 90 человек. На «Ясене-М» экипаж всего 64 человека. О чем это говорит? О том, что больше компьютеров, больше датчиков, больше АСУ. В лодке меньших размеров. Получается, что главный враг «Ясеня-М» - это просто огромная нехватка пространства, заполненного жизненно необходимыми системами и механизмами. Но это нормально для любой подводной лодки, с самых первых и до самых современных. Места никогда не было достаточно.
Но в нашем случае сжатость систем порождает проблемы с их доводкой, отладкой и ремонтом. Помните, как меняли «внезапно» вышедший из строя китайский дизель на одном из «Каракуртов»? Пришлось разрезать борт, чтобы извлечь двигатель. Вполне возможно, что все проблемы «Казани» (в особенности) и «Новосибирска» были вызваны именно этими факторами, а именно сложностью в устранении всех недостатков и недоделок. Криво собрать у нас могут, а вот как это все выправить… Ну не зря же «Казань» три года на заводе практически провела больше времени, чем на испытаниях в море? Возникает вопрос: насколько все печально? На самом деле, вчера казалось, что строительство подводных атомоходов - нечто такое незыблемое.
И «Ясени» вкупе с «Бореями» станут, как и задумывалось, нашим подводным щитом. Источник: Минобороны России Но мы пока отложим ответ на этот вопрос и пойдем к третьему участнику нашего обозрения. К-329 «Белгород». Носитель «Посейдонов», тоже не была принята. По ней вообще информации нет, поскольку лодка очень сильно засекречена.
Она вообще-то принадлежит не флоту, а Главному управлению глубоководных исследований Минобороны. То есть, командует лодкой сам начальник Генерального Штаба РФ.
Это уже говорит о многом, а про лодку не говорит почти ничего. Но о «Белгороде» и без того есть много информации, слишком долго строилась эта лодка. Изначально лодка строилась по проекту 949А, как ПЛАРК класса «Антей», то есть лодка, вооруженная крылатыми ракетами от «Гранита» до «Калибра». Заложили «Белгород» в 1992 году, в июне месяце. И «строили» вплоть до 1994 года, когда К-329 была выведена из состава флота и законсервирована. И вспомнили о ней только в 2000 году, когда погиб «Курск».
Лодку расконсервировали и начали достраивать. В 2006 году стройка снова была остановлена. В 2009 году начали рассматривать проект перестройки под проект 995М, то есть, «Ясень-М». Но в 2012 году перезаложили под неведомый проект 09852. В итоге «Белгород» должен был войти в строй в 2020 году, но не случилось. В чем могла быть проблема? Стоит начать с оборудования. Ракетного оружия теперь у лодки нет, голова о нем не болит. Лодку удлинили, за рубкой сделали отсек для «Клавесина», необитаемого подводного аппарата, носителем которого стала лодка.
В нижней части лодки сделали шлюз и захваты для глубоководной станции типа АС-31, теперь уже печально известной, как «Лошарик».
Ничего сверхъестественного, кроме того, что «Клавесина 2Р-ПМ» еще нет, а «Лошарика» уже нет. Остается «Посейдон», носителем которого тоже является «Белгород». С «Посейдоном» тоже тишь и благодать. По крайней мере, никаких известий о проведении успешных испытаний, несмотря на приличное количество анонсов и обещаний от различных лиц Минобороны, в качестве информации не поступало. Анонсы и авансы были, громких заявлений было, а вот отчетов полный ноль.
И из этого тоже можно сделать некоторые выводы. «Клавесин» и «Лошарик» нельзя назвать новыми аппаратами.
Все это давно известные подводные системы. В отличие от «Посейдона», вокруг которого действительно роятся вопросы. Как хранится этот немаленький, размерами вдвое больше любой баллистической ракеты, аппарат? Как обеспечивается радиационная безопасность ядерного реактора на борту лодки? Как размещается и хранится боевая часть этой сверхторпеды? Каким образом проводится обслуживание и запуск реактора «Посейдона»? Какие требования предъявляются к самому «торпедному аппарату»? Вопросов может быть втрое больше, только что толку? «Посейдон» - оружие новое, конструктивно весьма сложное и неотлаженное. Соответственно, просто не может не быть накладок и погрешностей, которые могут задержать ввод «Белгорода» в строй. К сожалению.
И тут оптимизм тает на глазах, поскольку у нас сегодня существуют проблемы с вполне отработанными технологиями. Что уж тут говорить о новом подводном аппарате? Все логично.
Но есть и еще одна мысль, которая не дает покоя. И она тоже имеет право на жизнь. «Белгород» строился почти 30 лет. Точнее, со всеми задержками и «сдвигами вправо» сроков, он реально к тридцатилетней черте и подойдет. Постройка проходила далеко не в самые лучшие годы для промышленности страны. И как строили в 90-е, наверное, объяснять не стоит. Велика вероятность, что у «Белгорода» начались проблемы не с новейшим «Посейдоном», а со старыми частями и механизмами лодки, которые были созданы до и сразу после консервации. И тут мы налетаем именно на «ясеневые» грабли. То есть, лодка фактически построена, но начинаются отказы уже физически устаревших частей и механизмов, которым от 20 до 30 лет. И здесь не будет другого выхода, как опять применять тактику «Тришкиного кафтана» и пробовать заменять любыми способами все, что нужно. Это даже более неприятный вариант, чем отказы «Посейдона» и всего с ним связанного. В любом случае, 2020-й год показал, что проблемы у нас оказывается, существуют даже в строительстве подводных лодок. И это не внушает оптимизма, поскольку большинство реально верило, что хотя бы с подводным флотом у нас порядок. Увы, оказывается, что не совсем. Предположения, которые были высказаны здесь, конечно, основаны на определенных домыслах. Но факт того, что три атомные субмарины на неопределенный срок «зависли» и не попадут на флот в любом случае свидетельствует только о том, что далеко не все у нас настолько хорошо, как хотелось бы.
Для этого пистолета-пулемёта был специально спроектирован и 6 марта 1990 года запатентован в США особый магазин. На пистолете-пулемёте он устанавливался прямо поверх ствольной коробки, при этом его ёмкость составила 50 патронов. Отличительной и уникальной особенностью помимо ёмкости является то, что патроны в магазине располагаются горизонтально, перпендикулярно стволу оружия. Перед подачей в патронник специальный механизм разворачивает их на 90 градусов. Ещё одной спецификой является также то, что магазин производится из прозрачного ударопрочного пластика, так что стрелок всегда может видеть, сколько патронов остается у него в наличии. Характеристики и возможности пистолета Kel-Tec P50 В настоящее время специалисты американской компании Kel-Tec уже раскрыли ряд тактико-технических характеристик нового пистолета. Известно, что модель использует патроны 5,7х28 мм, ёмкость магазина составляет 50 патронов.
Оружие выполнено в форм-факторе и дизайне пистолетов, пусть и фантастического внешнего вида, но для стандартных образцов короткоствольного оружия несколько тяжеловато. Вес новинки составляет 3,2 фунта (1,43 кг) без патронов. Полная длина оружия - 15 дюймов (380 мм), длина ствола - 9,6 дюйма (244 мм), высота 6,7 дюйма (170 мм), ширина - 2 дюйма (50 мм). Усилие на спусковом крючке - 5 фунтов (2,26 кг). Пистолет Kel-Tec P50. Вид слева По своим размерам оружие вышло не таким компактным, хотя, безусловно, превосходит все модели PDW по весу и габаритам. Имеется даже возможность использования с пистолетом ремня. Помимо этого оружие получило достаточно длинный ствол, который лишь на 12,5 мм уступает стволу пистолета-пулемёта FN P90. Для пистолетов это очень высокий показатель, компания Fabrique Nationale выпускает пистолет FN Five-sevenN под патрон 5,7х28 мм, но его ствол ровно в два раза короче (122 мм против 244 мм у P50). В пистолете Kel-Tec P50 реализована автоматика со свободным затвором.
Ствол и затвор пистолета находятся в отдельной ствольной коробке, изготовленной из высокопрочного алюминиевого сплава. Затвор большей частью находится над стволом оружия внутри ствольной коробки, две возвратные пружины конструкторы расположили под стволом. Ствольная коробка пистолета P50 в передней части шарнирно соединена с пластиковой рамкой, на которой расположены классическая пистолетная рукоятка и спусковая скоба. Пистолет Kel-Tec P50. Вид справа В задней части ствольная коробка и рамка жестко соединяются между собой защелкой, рычажок которой конструкторы поместили над тыльной частью рукоятки пистолета. Нажатием на защёлку большим пальцем удерживающей руки стрелок второй рукой может легко поднять тыльную часть ствольной коробки вверх и вперед. Так он откроет для себя доступ к длинному окну для размещения 50-зарядного магазина с поперечным относительно ствола оружия расположением патронов и встроенной поворотной рампой боеприпасов. Магазин пистолета располагается в окне так, что поворотная рампа находится сзади, а подающее окно для патронов - сверху. Поверх магазина опускается и защелкивается ствольная коробка, так что 50-зарядный магазин оказывается под стволом оружия. При стрельбе гильзы выбрасываются вправо-вверх через окно, размещенное в задней части ствольной коробки. На модели установлен УСМ одинарного действия со скрытым курком. По обеим сторонам рамки над рукояткой управления огнем находятся рычажки ручного предохранителя. Сверху в ствольную коробку интегрирована стандартная планка типа Пикатинни, что позволяет использовать с оружием коллиматорные или оптические прицелы низкой кратности. В планку же интегрированы классические прицельные приспособления открытого типа. Перспективы новой модели Американские журналисты неоднозначно оценивают перспективы нового пистолета Kel-Tec на гражданском рынке.
Безусловно, пистолет P50 можно будет использовать для личной самообороны, защиты дома, развлекательной и спортивной стрельбы или даже для охоты на мелкую дичь. Однако во всех перечисленных нишах для него определенно найдутся более удобные и, что особенно важно, гораздо более дешевые конкуренты.
Вряд ли вам понадобится именно пистолет на 50 патронов, способный поражать цели в бронежилетах. Хотя они в последние годы становятся всё более распространенными, в том числе вне армии и спецслужб. Пистолет Kel-Tec P50 Американские журналисты, пишущие об оружии, полагают, что с гражданской аудиторией новинка будет заигрывать своим необычным внешним видом, беря не столько функционалом, который для многих просто избыточен, а так называемым «вау-эффектом». Действительно, Kel-Tec P50 может произвести впечатление на человека. Это не скучный и всем знакомый Глок или Кольт. Внешне пистолет на 50 патронов больше напоминает оружие из голливудских фильмов про будущее. Впрочем, судить о перспективах модели на гражданском рынке пока рано, так как продажи новинки ещё даже не начались. Для гражданского рынка модель, безусловно, выглядит нишевой. Так как мало людей жизненно заинтересованы в пробитии современных бронежилетов и в поражении защищенных целей. Зато пистолет P50 может заинтересовать силовые ведомства и военных даже в таком виде. Применение для пистолета определенно найдется. Учитывая лучшую компактность и вес по сравнению с традиционными пистолетами-пулемётами (PDW). В то же время при необходимости специалисты компании Kel-Tec смогут представить для пистолета обвес. В том числе приклад, который сможет адаптировать его в самое компактное оружие самообороны, которым можно будет вооружать летчиков или танкистов.
При этом не нужно жертвовать ни боеприпасами, ни баллистикой. Можно даже не добавлять возможность автоматического ведения огня или стрельбы с отсечкой по несколько патронов. Хотя в перспективе компания, скорее всего, сможет реализовать и эту функцию.