Есть в истории нашей страны короткий период, совершенно затененный последующими событиями, и в обыденном сознании связанный с гонками на лафетах. А был он довольно примечательным, и еще ждет своего осмысления.
Вдруг в нашей научной среде стали появляться люди, смело говорившие о надвигающемся кризисе в экономике, о соответствующих успехах Китая, и многом, о чем еще недавно можно было позволить себе говорить лишь в узком кругу. И эта смелость многоопытными советскими людьми понималось, как отголоски неких глубинных процессов, происходящих в верхах (как ни парадоксально звучит такая формулировка).
Эти изменения, из нынешней дали неразличимые, изнутри были вполне ощутимы. В атмосфере «душного сундука» (это слова из моих дневниковых записей начала 80-х, а не нынешняя интерпретация), волнующие воздушные струйки были вполне заметны.
На этой волне я оказался в круге интересного научного сообщества, в который входили очень разные люди из совершенно разных областей знания (некоторые до сих пор на виду).
И как-то мы в разговоре позволили себе вполне по-обывательски высказываться о массовой культуре. Но были остановлены словами: «Массовая культура не противопоставлена культуре. Им противопоставлено бескультурье!» Эта чеканная формулировка принадлежала, ни много ни мало, а доктору философии Эльне Орловой. И мне запомнилась.
Но лишь позже я понял, что это ключ к самым разным вопросам. Чем ныне и пользуюсь.
Оказалось, что собачники (не мыслящие своей жизни без домашнего питомца), и те, кто считает, что держать живности в городской квартире, значит мучить животное, не противопоставлены друг другу. Им противопоставлены те, кому безразлично, что его псина справляет нужду в детской песочнице.
И экологически озабоченным гражданам, тратящим силы на разделение мусора, не противопоставлены те, кто не находит в себе на это энтузиазма. Им противопоставлены те, кто с полным безразличием кидает свои вонючие объедки в контейнер с надписью ВТОРСЫРЬЕ, что сводит на нет все усилия первых.