Необходим ли среднему офисному работнику личный автомобиль?
В «мирное время» автомобиль рассматривается как необходимость, обеспечивающая свободу передвижения. Действительно, нет лучшего средства доставки семьи и вещей на дачу и обратно. Кроме того, вместительный автомобиль с хорошей проходимостью - прекрасный вариант для путешествий как по России, так и за рубежом. Однако эти варианты использования не столь часты, а в России имеют ещё и сезонный характер, ведь всё это укладывается либо в отпуск около месяца (обычно не подряд, а с разбивкой по 1-2 недели), либо в выходные дни в сезон. При этом надо иметь в виду, что поездка на дачу в пятницу вечером после работы (по пробкам) - нагрузка для водителя, от которой хочется отдохнуть сразу же по приезду и часть утра субботы, а поездка с дачи в воскресенье вечером (тоже по пробкам) - нагрузка перед рабочей неделей: не раз коллеги просили наше руководство не назначать совещания на понедельник 11 утра. Это с нашим нефиксированным временем прихода на работу (которое не фиксировано не для всех работников).
Другие варианты использования автомобиля - ежедневные поездки на работу и с работы. Это не всегда быстрее, чем общественным транспортом (часто - дольше), это всегда связано со стрессом стояния в пробках и проблемами с парковкой. Очевидный плюс - это снижение влияния погодных условий на дорогу до места назначения.
Плюс оплата парковки (даже с разрешением), бензина, страховки, текущего ремонта.
Теперь настал коронавирус. На 1,5 месяца людей посадили «самоизолироваться». Кто-то действительно соблюдал изоляцию, а кто-то был вынужден работать. И тут автомобиль, казалось бы, очень здорово помогает: нет лишних контактов, нет пробок на дорогах, нет проблем с парковкой - милое дело. Теперь народ, несмотря на всё ещё тяжёлую эпидемиологическую обстановку, выходит на работу: а что делать, кушать хочется всем. В метро стало ещё опаснее, чем в период самоизоляции. Значит, автомобиль?
Но проблема в том, что если выбор в пользу автомобиля сделает большинство, включая тех, кто в обычное время добирался на работу в том числе общественным транспортом, то никакой город и никакая инфраструктура этого не выдержит. Например, в нашем институте работают около 1000 человек, в том числе около 600-700 - на Нахимовском проспекте. Пропуска на парковку выписаны на 400 (!) автомобилей. А парковочных мест знаете, сколько? 90. Можно увеличить число мест до двух раз за счёт ремонта стилобата (на который сейчас нет денег), но даже тогда вместимость окажется более чем в 2 раза меньше потребности. Сейчас ещё на работе, скажем так, не все сотрудники 65+ лет, а когда выйдут все, то что будет на парковке?
Уже сегодня многие сотрудники вынуждены парковаться в соседних дворах. Это устраивает жителей? Это хоть как-то улучшает безопасность в городе, не говоря уже об экологической обстановке?
Поэтому, на мой взгляд, нужно не изобретать велосипед, а создавать и развивать инфраструктуру для безопасного и экологичного транспорта, в первую очередь для тех же велосипедов и самокатов. Именно этим путём, зная о грядущих новых волнах эпидемии, идут крупные города во всём мире, продолжая и ускоряя принятые ранее программы. Кроме Москвы, к сожалению.