Русские Бурятии: вспомнить свои корни

Nov 28, 2014 09:19

Оригинал взят у enekrasova в Русские Бурятии: вспомнить свои корни
На основе статьи fregat_vt. Автор: Василий Тараруев

Так или иначе, русским в Бурятии следует вспомнить свои корни. Или перестать их стесняться, если  они не забыты. Ведь в старой истории Бурятии отметились деятели не только регионального, но и общероссийского значения.

Забытая история

Возьмём, к примеру, Федора Алексеевича Головина. В истории Улан-Удэ Головин отметился в 1687 году, когда руководил обороной Удинского и Селенгинского острогов от монголов, стремившихся вернуть бурят в своё подданство. Вспомним ещё одного царского посла - Николая Гавриловича Спафария (Николае Милеску-Спэтару). В его записках упоминается про казачье зимовьё на слиянии Селенги и Уды. След в истории Бурятии оставил и другой царский посол - Савва Лукич Рагузинский. В 1727 Рагузинским был подписан Буринский договор о разделе Сибири между Россией и Китаем. Другая видная фигура - казачий воевода Иван Иванович Поршенников. В 1678 году он возвёл Удинский острог (предполагается, что на месте Удинского зимовья).
Про казаков Гаврилу Ловцова и Осипа Васильева, построивших Удинское зимовьё и считающихся первооснователями Улан-Удэ, сказано было уже немало. Кроме того, Ловцов и Васильев основали Селенгинский острог - нынешний Новоселенгинск.




Все перечисленные деятели оставили значительный след в истории Бурятии.
Но странно: в Улан-Удэ, столице Бурятии, нет ни одного памятника им. Даже захудалой мемориальной доски.  Заметим, что монументы основателям и видным землепроходцам имеются во всех крупных города Сибири и Дальнего Востока. Лишь Улан-Удэ почему-то выбился из общего ряда. При том что последние годы в Улан-Удэ ставилось много скульптур, чисто декоративных, не имеющих исторического смысла.
Думается, причина в том, что дореволюционный период истории Бурятии у нас как-то не популяризуется. О нём почему-то молчат, в художественных композициях он тоже не увековечен. Словно кто-то могущественный наложил негласное табу молчания на этот период. Да, в советские времена дореволюционная история была не в чести, о ней особо не говорили. Но советской власти уже скоро четверть века, как нет. Что мешает обратить внимание сейчас?

Лик города

Не раз говорилось, что в улан-удэнских скульптурных композициях последних лет заметно преобладание «восточной стилистики». Но к сожалению, почти не наблюдается скульптур, связанных с русской историей Сибири. Памятник Чехову (лишь проездом бывшему у нас) да скорее шутейная скульптура «верхнеудинского купца» - как-то маловато.

"Верхнеудинский купец"



Пушкин, при всём к нему уважении, в Сибири не бывал (в отличие от прадеда Абрама Ганнибала, помогавшего укреплять Селенгинский острог). Изваяния советской эпохи (часто безликие штамповки) как-то трудно отнести к «русскому стилю».
Русские оставили заметный след в истории края. Поэтому формируя облик города, наверное, не стоит упускать из виду и славянский колорит. Наряду со скульптурами «воинов Чингисхана» и стрелков-мэргэнов органично смотрелись бы изваяния мужественных землепроходцев-казаков. Впрочем, в первую очередь нужно увековечить реальных исторических деятелей Бурятии. Федор Головин, Савва Рагузинский, Иван Поршенников, Николай Спафарий, Гаврила Ловцов и Осип Васильев - все они достойны воплощения в камне и бронзе. Не помешало бы увековечить и историю Селенгинского пехотного полка - на худой конец, просто памятной доской.
- У нас же многонациональная республика, где живут и русские, и буряты, и эвенки, - говорит казачий атаман Борис Бородин - Каждый народ имеет право на воплощение своей истории в архитектурных образах.
«Пусть будет как можно больше самых разных памятников», - ответил как-то общественно-политический деятель и учёный Лазарь Бартунаев на вопрос о мемориале казакам.
Добавим, что как показал пример востока Украины, невнимание к чьей-то культуре чревато серьёзными политическими осложнениями.
К слову, в тех же США чтят память первопроходцев-«пионеров», осваивавших Дикий Запад. В Латинской Америке стоят памятники конкистадорам. И насколько известно, никто не препятствует подобным монементам. Чем хуже наши казаки?
Заметим, что в Чите никто не выступал против памятника Петру Бекетову. (Хотя некоторые историки и оспаривают версию происхождения Читы идут от Ингодинского острога). Также как и в Иркутске никто не протестовал против памятника Похабову (хотя тот был известен самоуправством). Повторюсь, практически во всех городах Сибири и Дальнего Востока увековечены их основатели.
Раздувание инцидентов многовековой давности способно породить лишь распри современности. Так или иначе, русским в Бурятии нет причин каяться, испытывать вину. То, что сейчас нас ужасает, в ту суровую эпоху было общепринятой нормой. В любом случае, горстки казаков не смогли бы только силой подчинить многочисленные племена Сибири. Было что-то, что заставило многие народы пойти под руку «Белого царя» добровольно.

Ловцов и Васильев: выход из тупика?

Про печальную эпопею с установкой памятника Ловцову и Васильеву наверное в курсе все благодаря череде скандалов в СМИ и на «круглых столах». Хотя вопрос поднимался ещё в 90-е, решение много лет «прятали под сукно». Последний раз предложение установить этот памятник вызвало агрессивную реакцию одиозной бурятской интеллигенции.

Гаврила Ловцов и Осип Васильев (эскиз памятника)


«Принципиальных возражений по поводу установки памятника основателям города на горе Батарейной Министерство культуры не имеет, - пишет министр культуры РБ Тимур Цыбиков. - Для решения вопроса по установке памятника основателям города на горе Батарейной, заявителю необходимо представить на согласование в министерство культуры Акт о выборе земельного участка с указанием конкретного места расположения планируемого памятника».
Напрашивается возможное решение. Учитывая, что скульптура с постаментом займёт совсем небольшую площадь (если не плодить проекты целых архитектурных комплексов) - выбрать под памятник небольшой участок земли (площадь составит наверное около девяти квадратных метров, а то и меньше). Затем провести на нём тщательные археологические раскопки. Когда возможные исторические раритеты будут извлечены (либо исследователи убедятся в их отсутствии) - площадь с чистой совестью использовать для установки памятника.
Это позволит почтить память основателей, заодно сохранив культурный слой места, и способствовав его археологическому исследованию. Так или иначе, казачий десятник Осип Васильев и пятидесятник Гаврила Ловцов - видные деятели истории Бурятии. Поэтому их память заслуживает быть увековеченной, не стоит замалчивать эту страницу истории.

Истоки русских Сибири

Продолжая мысль о сибирско-русском колорите, возникает вопрос: что же представляют собой русские Восточной Сибири? Можно ли говорить о возникновении некоего нового субэтноса со своими особенностями менталитета и культуры, отличными от русских по ту сторону Урала? Или напротив, нет отличий, имеющих значение? И что у русских в Сибири общего меж собой?


Доводится слышать отзывы о русском населении Бурятии как о разрозненной массе атомизированных индивидов, неспособных объединяться для защиты интересов. Звучал и тезис, что русские в Бурятии - совокупность отдельных субэтнических групп. Действительно, с одной стороны, генезис сибирских русских неоднороден. Потомки казаков, староверов, первых переселенцев, ссыльных, потомки русских, приехавших в Сибирь уже при советской власти.
С другой стороны, за прошедшее время все сильно перемешались, субэтнические различия отошли на третий план. (Лишь «семейские» несколько выделяются менталитетом и склонностью к «клановости»). В общем, имеем данность - русские уроженцы Бурятии, происходящие от нескольких поколений славян в Сибири, часто имеющие изрядную долю крови коренных народов. И перед этой общностью рано или поздно закономерно встанут вопросы: «Кто мы?», «Что нас объединяет?», «В чём наши интересы?», «Как их достичь?».

Для начала - вспомнить о корнях

Бурятские общественники на «круглых столах» часто сокрушаются, что у бурятского народа «нет лидера». Тут возникает вопрос - а есть ли такой лидер у русских Забайкалья? Нет, не чиновник высокого ранга, не толстосум, прорвавшийся в выборные органы власти. А кто-то, кого русские в Бурятии могли бы назвать идейным вдохновителем, духовным образцом, политическим лидером? Такой харизматической фигуры лично я и близко не наблюдаю. Похоже, что отсутствие национального лидера - беда не одних бурят.
Я уже писал, что русские общественные деятели в Бурятии не имеют привлекательного «образа будущего», грезя о прошлом.
Но нет у них и внятного образа прошлого, который объединил бы всех. Одни молятся на царскую Россию и «хруст французской булки», кто-то ностальгирует по временам СССР с дружбой народов и высокими идеалами. Некоторые энтузиасты пытаются искать опору аж в дохристианских традициях русского народа. (Другое дело, что получается спорная реконструкция).
К слову, русским у бурятских общественников следовало бы многому поучиться. И тревоге о судьбах языка и культуры, и интересу к родной истории. И умению отражать эту тревогу в публицистике и произведениях искусства. И готовности без раздумий вступиться за «своего» (даже если свой далеко не ангел и получил неприятности вполне за дело). И стремлению осознавать интересы своего народа (другое дело, что порой неверно). И немедленной реакции на любое реальное или мнимое ущемление этих интересов.
В целом же русским в Бурятии для начала пора вспомнить о корнях. Возможно, это станет неким «фундаментом» для построения уже нового идеала, к которому надо стремиться. Вообще, нужен идейный проект, образ будущего. Кто не имеет своего проекта - рискует стать ресурсом чужого.

русские, Россия

Previous post Next post
Up