Смотрю, журналы полны стеба - Путин ничего важного не сказал, 4 часа пустого трепа и т.п. Еще и журналисты провинциальные понаехали, с дурными вопросами. Не дали спросить столичных креаклов о всяких геях и прочих очень важных для креаклов вещах - спайсах, развязках московских дорог и ценах за парковки... Шли бы вы лесом, креаклы.
Мне гораздо важнее, что при помощи региональных журналистов будут решены хоть какие-то проблемы жителей Ванино или Владивостока, нежели ваши... Мне плевать на геев, спайсы и парковки для жителей Садового кольца. Как и 99% населения.
Скажу больше, общаясь после пресс-конференции с людьми, заметил, что все запомнили как раз "вопросы фриков". И это было самое интересное для большинства граждан. И ответ по национализации, и проблемы с выплатами зарплат в Бурятии и в Хабаровском крае, и беспредел полиции. Все это, повторюсь, было важнее для большинства, чем вопрос "Лайф Ньюс" о "шансах Медведева". Пожалуй, из столичных журналистов, лично для меня были важны вопросы Екатерины Винокуровой и "Блумберга". Но для большинства, повторюсь, для большинства, это было менее важно...
Что мне лично показалось важно. И что я бы лично хотел отметить. Не в порядке значимости, а в порядке поступления, так сказать.
Украина.
"У нас в резервах Правительства на сегодняшний день 175 миллиардов долларов, и ещё 515 миллиардов долларов - золотовалютные резервы Центрального банка. Эти средства - 15 миллиардов - мы даём из резервов Правительства, из ФНБ, на коммерческих условиях, 5 процентов с купона. По требованию украинской стороны эти украинские бумаги будут размещены на ирландской бирже, и по предложению украинской стороны менеджером этой сделки будет "ВТБ Капитал". Это не наше предложение, мы готовы были на любого менеджера. Вот в этом суть наших предложений и договорённостей. Это никак не связано ни с "майданом", никак не связано с европереговорами Украины. Мы просто видим, что Украина в сложном положении, и её нужно поддержать. У нас есть такая возможность, и мы её используем. Повторяю ещё раз, имея в виду наши особые отношения с Украиной и желая сохранить кооперацию, в которой мы тоже заинтересованы".
"Что касается Украины, то рейтинг Украины, конечно, сегодня невысок, но мы верим в фундаментальные, базовые, положительные конкурентные преимущества, имеющиеся, безусловно, на Украине. Мы верим в них. И здесь дело не в том, что это братский народ и братская страна, а в том, что у нас очень большой уровень кооперации. И мы понимаем, насколько часть нашей промышленности связана и зависит от благополучия в Украине их предприятий-смежников".
"И у меня еще такой вопрос возникает. Вы сказали, что плохо относятся некоторые к России. Но подумать надо вот о чем. Ведь те, кто сегодня активно продвигает идеи, связанные с подписанием документов с Евросоюзом, - это в основном те люди, которые у власти были совсем недавно. Господин Яценюк, по-моему, был чуть ли не министром иностранных дел, Раду возглавлял. Тимошенко была главой Правительства. Ющенко тоже придерживается таких же взглядов, был президентом. Почему же они не подписали тогда, когда были у власти, документов, связанных с присоединением к Евросоюзу? Почему же они этого не сделали тогда? У власти были, никто не мешал, взяли бы, подписали все бумаги, и вопросов бы не было сегодня. Почему этого не сделали? У меня возникает законное подозрение, что связано это дело совсем не с присоединением к Евросоюзу. Это внутриполитическая борьба, поводом для обострения является линия подписания этого документа с Евросоюзом, но только поводом. Мы исходим из того, что кто бы ни победил в этой политической борьбе, как бы дальше еще ни сложилось, мы будем с Украиной работать, сотрудничать в том формате и в том объеме, который будет наиболее интересен, приемлем для самого украинского народа.
Традиционные ценности
"Напомню ещё раз слова Бердяева, что консерватизм - это не то, что мешает движению вперёд и вверх, а то, что препятствует движению назад и вниз. Вот это, на мой взгляд, очень верная формула. Эту формулу я и предлагаю, по сути. Ничего здесь необычного для нас нет. Россия - страна с очень древней глубокой культурой. Не только ориентируясь на будущее, но и опираясь на эту традицию, на эту культуру, мы можем чувствовать себя уверенно, уверенно идти вперёд и развиваться".
Навальный
"Если бы представлял угрозу, на выборы не пустили бы. И не пустили бы не каким-то административным способом, а законом и политическим".
"Люди, когда выходят на такой серьезный уровень, начинают понимать все-таки реалии нашей жизни, где мы живем и куда нужно идти, чего конкретно надо добиваться. Не просто так: "Караул, держи вора!" Как правило, так кричат те, кто сами чего-то сперли, извините. Понятно, да? Но почувствовать требования, реальные требования людей, реальные задачи, перед которыми стоит тот или иной субъект Федерации, либо в данном случае Москва.
И в целом, на мой взгляд, это полезно для самих этих людей, полезно, чтобы они становились более серьезными, основательными - это с одной стороны. А с другой, чтобы и люди тоже посмотрели: "А что же, собственно, избиратель, а что же кандидат предлагает реально, кроме того, что ругается на действующую власть? А что он сам реально предлагает, и как он хочет добиться того, что предлагает? Это вообще серьезное предложение или нет?"
Национализация недр
"По поводу недр: по Конституции, по закону недра принадлежат народу - вопрос в том, как эффективнее использовать эти недра на благо народа, нашего народа.
По поводу "Газпрома" и национального достояния, что это принадлежит кучке олигархов, - это не так: "Газпром" - это государственная компания с контрольным пакетом у российского государства.
Действительно, был момент, это было лет семь назад или восемь, когда контрольный пакет "Газпрома" из рук государства уплыл, и вот тогда была реальная угроза утраты контроля над системообразующей нашей компанией.
В целом и здесь можно двигаться в сторону приватизации когда-то, но только тогда, когда у нас будут выравнены определённые условия, связанные с потреблением первичного энергоресурса, экономические условия прежде всего.
Я могу немножко ошибиться, но, по-моему, в этом году мы произведём где-то 620 миллиардов кубических метров газа. Из них 200 примерно, около 200, где-то в районе, - на экспорт; всё остальное, основная масса произведённого продукта потребляется внутри российской экономики. Мы держим достаточно низкий уровень тарифа на газ внутри страны.
Я уже отвечал на вопрос вашей коллеги, это касается нашего вступления в ВТО. Евросоюз даже предъявляет к нам претензии по поводу того, что у нас слишком низкие, как они считают, нерыночные цены на газ внутри страны, и это создаёт конкурентные преимущества нашим товарам второго уровня передела или третьего, имея в виду химические продукты, на внешних рынках. Я вас уверяю, что это целенаправленная, осмысленная и весьма эффективная политика в энергетической сфере.
Наша задача не в том, чтобы обязательно всё отобрать у частных владельцев, имея в виду в том числе, скажем, и "Газпром", где частично акции "Газпрома" [у частных владельцев], но контрольный пакет - в руках государства.
Это даёт нам возможность проводить такую политику, о которой я сейчас сказал, в том числе льготирование внутреннего потребителя и бытового потребителя, промышленного потребителя нашего газа внутри страны, даёт такое право и возможность, потому что контрольный пакет, вопросы управления - в руках государства.
В то же время, если мы дали возможность нашим иностранным, скажем, и внутренним частным акционерам приобретать и продавать акции "Газпрома", это повышает его ликвидность, это повышает возможность его работать на рынках, привлекать необходимые ресурсы для своих инвестиционных проектов и развиваться.
Как только - я хочу, чтобы, Мария, Вы поняли и Ваши читатели, - мы схлопнем эти возможности, у такой компании, как "Газпром", не будет реальных ресурсов для развития, потому что она не получит должного количества кредитов с мировых финансовых рынков - и не получит их по тем благоприятным на сегодняшний день ставкам, по которым получает сегодня, так как мировой финансовый рынок отреагирует на это, как на повышение непрозрачности компании. И мы сразу ухудшим экономическое состояние нашей ведущей топливно-энергетической компании, тут же, в эту же секунду ухудшим. Для людей, которые экономикой занимаются, для них это понятно и очевидно. Уверен, здесь тоже есть специалисты, которые специализируются на этих вопросах, они полностью со мной согласятся.
Что касается других чисто частных компаний, а у нас таких тоже много: скажем, "Сургутнефтегаз", это частная, абсолютно сибирская компания, это "ЛУКОЙЛ" и так далее, - наша государственная задача заключается в том, чтобы обеспечить государственные интересы, заключается не в том, чтобы их национализировать и отобрать. А там, кстати сказать, большое количество акций принадлежит трудовым коллективам, во всяком случае в "Сургутнефтегазе" точно, да и в "ЛУКОЙЛе". Наша задача заключается в том, чтобы обеспечить такие условия их функционирования, чтобы они работали; работая, получали прибыль в России; платили полным рублём здесь налоги; чтобы они уходили, как я говорил в Послании, из оффшоров, - и, используя эти средства, развивать и экономику, и социальную сферу.
Здесь я с Вами соглашусь, я не уверен в том, что у нас здесь полный порядок. Это нам нужно обеспечить, причём мы это можем сделать в рамках рыночной экономики, совсем не обязательно лишать акционеров их собственности. Более того, это будет очень плохим сигналом для всей российской экономики.
Я понимаю, что Вы имеете в виду. Вы имеете в виду повысить отдачу от этих компаний в федеральные, в региональные бюджеты, увеличить их вклад в развитие страны и решение социальных вопросов. В этом Вы правы, но инструментов для этого у нас гораздо больше, чем просто у них забрать собственность. Но то, что нужно думать о повышении их отдачи, здесь Вы абсолютно правы, мы будем в этом отношении и дальше работать. Вот, пожалуй, и всё".
Об 1% оправдательных приговоров
"Безусловно, согласен с Вами в том, что нам нужно добиваться чистоты в решении судов, приговоров. Нужно добиваться улучшения качества работы предварительного следствия, судебного следствия. Все это нужно делать.
Но я хочу Вас заверить в том, что на самом деле это проблема не только нашей страны. Везде есть и судебные ошибки, есть какие-то небрежности в работе и следственных аппаратов, и дознания, и судебных органов. Но вместе нужно над этим работать, в том числе благодаря прессе. Я тоже об этом говорю совершенно серьезно, без всякой иронии, без всяких шуток.
К сожалению, мы подчас сталкиваемся и с недобросовестностью, и с какой-то предвзятостью, и просто с некачественной работой. Такое бывает. Конечно, мы должны на это реагировать и постараемся это делать".
О русских на постсоветском пространстве
"Но так случилось, люди проснулись как-то однажды, их ведь никто не спросил, а страны нет. И вдруг они осознали, что они за границей оказались. И начались всякие процессы, в том числе межэтнического характера. Они оказались в довольно сложном положении, часто без работы, без перспектив.
У нас много проблем с миграционной политикой, но уж если кого и вернуть в Россию, так это русских, конечно, и вообще людей, которые хотят жить в нашей стране и чувствовать себя частью русской, российской культуры, даже в независимости от своего этнического происхождения.
Таких много людей на постсоветском пространстве, даже нерусских по этническому составу своей крови. И конечно, прежде всего, мне кажется, нужно ориентироваться на тех, которые хотят и являются естественной частью нашего культурного пространства, языкового пространства.
Все, что Вы говорите, проблемы, о которых Вы сказали, известны. Они связаны только с одним - с ограничениями по рынку труда, с бюджетными ограничениями нашей финансовой системы. Была бы возможность, расширили бы и еще больше дали денег. Это связано вот с этим, исключительно.
Но есть и другие вещи, которые, на мой взгляд, мне кажутся, неурегулированными и требующими особого внимания. Я сказал сейчас о категории людей, которых мы, безусловно, должны привлекать в Российскую Федерацию. Это касается и культурно-этнической составляющей, это касается и профессиональных навыков, и возраста, и здоровья. Нам, конечно, нужно привлекать молодых людей, которые будут здесь жить, иметь детей, создавать семьи и иметь возможность работать в нужном для нашей экономики направлении.
У нас очень много ограничений чисто бюрократического характера, запретительных норм, которые работают не избирательно и не эффективно, по сути, наносят ущерб нашей стране. Но при этом ни в коем случае нельзя забывать о местных гражданах, которые живут на тех или иных территориях и интересы которых мы обязаны обеспечить".
Об оффшорах
"Теперь что касается главного вопроса, связанного с оффшорами. Понимаете, я прекрасно отдаю себе отчет в том, что очень много различных уловок. Мы значительное время уделили деоффшоризации с коллегами на "двадцатке" и на предыдущей "восьмерке". Уверяю вас, я уже об этом говорил, все страны мира, все без исключения поддерживают процесс деоффшоризации, потому что налоги должны уплачиваться там, где зарабатывается прибыль. Вы используете ресурсы страны пребывания от своих основных активов, вы используете льготы, которые предоставляет государство при организации этого производства, вы используете наши трудовые ресурсы, но будьте добры, платите здесь деньги для того, чтобы люди, которые на вас работают, могли получать соответствующую отдачу в виде налогов и последующего их использования на повышение заработных плат, пенсий, денежного содержания военнослужащих, повышения обороноспособности или правоохранительной сферы.
А как же иначе? Нельзя зарабатывать деньги и пользоваться всем, а прибыль складировать где-то в другом месте, более благоприятном. Это не значит, что мы не должны создавать более благоприятные условия для развития бизнеса в России. Это правда. У нас есть еще много проблем. Поэтому мы вместе с бизнесом напрямую, в прямом диалоге вырабатываем вот эти "дорожные карты", которые заслуженно, наверное, еще подвергаются критике, но все-таки мы двигаемся в этом направлении и дальше будем так делать. Уловок для ухода от налогообложения много, и мы все их видим.
Есть и проблемы, связанные с тем, что некоторые страны не предоставляют пока в полном объеме нам нужной информации. Но именно для этого мы присоединяемся к соответствующим международным соглашениям в этой сфере, именно для этого мы провели у нас первую на территории нашей страны встречу (по-моему, весной или летом этого года) всех налоговых служб мира. Именно для этого мы согласились открывать собственные информационные ресурсы, связанные с налогообложением, для других стран, если они в ответ делают то же самое. Мы и дальше будем самым серьезным образом к этому относиться.
У нас подписано много соглашений с прямыми или квазиоффшорными территориями по защите от двойного налогообложения. И если мы увидим, что эти страны уклоняются от передачи нам в рамках наших договоренностей нужной информации, то я задаюсь вопросом: а зачем нам такие соглашения? Мы будем делать соответствующие выводы. Но надеюсь, до этого не дойдет. Я просто уверен, что на межгосударственном уровне мы сможем эти вопросы отрегулировать. И в работе с нашими компаниями постепенно, без всяких рывков, не нанося ущерба экономической деятельности, будем добиваться того, чтобы центры прибыли формировались в России".