Исключить признание из доказательств!

Aug 09, 2013 10:55


Вначале собственно пост об очень серьезной проблеме.

Оригинал взят у avmalgin в Новости кривосудия
Правительство внесло в Госдуму законопроект, который, предрекают юристы, может положить конец отечественной криминалистике. Он предусматривает расширение перечня статей Уголовного кодекса, по которым можно будет применять так называемый особый порядок судопроизводства. В результате получить свою "двушечку", "пятёрочку", а с новыми поправками - и "пятнашечку" сможет кто угодно, независимо от виновности: у следствия больше не будет необходимости вообще что-нибудь доказывать...

У проекта довольно блёклое название: "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Его авторы предлагают расширить сферу применения особого порядка судопроизводства, распространив этот механизм фактически на все статьи Уголовного кодекса.

Цель очень доходчиво изложена в пояснительной записке: это "снизит расходы средств федерального бюджета, связанные с рассмотрением дела по существу и вызовами в суд участников уголовного судопроизводства, значительно сократит сроки рассмотрения уголовных дел судом"...

Особый порядок - это упрощённая процедура, в результате которой подсудимому выносят приговор за одно заседание, без исследования доказательств, только на основании его собственного признания. При этом ему нельзя назначить наказание больше двух третей от того срока, что предусмотрен "его" статьёй...

- Если этот закон вступит в силу, то в особом порядке будут рассматриваться процентов 80 всех дел, - даёт прогноз адвокат Сергей Афанасьев. - Такой закон - просто подарок органам следствия: не надо забивать голову тактиками, методиками, проблемами. Договоритесь с обвиняемым - и всё. Криминалистика закончилась, дела можно не расследовать. В провинции уже сейчас, и без этого закона, по-моему, дела в суд не направляются, кроме как в особом порядке.

"Панихидой по правосудию" называет этот законопроект адвокат Юрий Новолодский.

- Если круг дел, в которых суду не нужно исследовать доказательства, расширится, то правильно пишут авторы пояснительной записки: сплошная экономия бюджетных средств, - горько иронизирует он. - Особый порядок позволяет суду не исследовать доказательства вообще. А суд должен выполнять жёсткую контрольную функцию по отношению к следствию, он должен быть настроен критически по отношению к каждому доказательству, представленному обвинением. У нас этого давно уже нет. А без этого нет никакого правосудия.

Законопроект содержит условие: к тем, кому вменяются статьи об убийстве, захвате заложника, бандитизме, организации преступного сообщества, угоне воздушного судна и диверсии, особый порядок может применяться "только в том случае, если с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве"...

С 2009 года особый порядок стал частью механизма, когда обвиняемый идёт на досудебное соглашение со следствием - сделку. Один из обвиняемых даёт показания на соучастников, главным образом - на лидера, и получает за это меньший срок. Предполагалось, что это поможет раскрывать групповые преступления, изобличать банды наркоторговцев и так далее. На практике это стало применяться несколько шире.

- Появилась такая тенденция: поймали четверых, следователь ничего не делает, а только ждёт, кто из них первым признается, - говорит Сергей Афанасьев.

Гражданина, давшего показания по сделке, судят в особом порядке, выделив его дело в отдельное производство. При этом не присутствуют те, кого он назвал подельниками. Они не могут возразить или доказать оговор. Их дело попадёт в суд уже с "довеском" - состоявшимся приговором, где обстоятельства преступления доказаны, осталось лишь "вписать" имена всех соучастников. Ключевым доказательством их вины послужат слова уже осуждённого подельника. Такую схему можно применять по-разному.

- Наше следствие порой использует эти сделки для того, чтобы получить замечательного человечка, который будет оговаривать других соучастников, - считает Юрий Новолодский. - За это он получит не уголовное наказание, а "уголовное поощрение".

ОТСЮДА
Теперь коротко о главном. Мало того, что нужно сделать все возможное, чтобы не дать принять эти поправки. Нужно сделать бОльшее. А именно - исключить признание из доказательств. Полностью. Чтобы у ментов даже идеи выбивать признание не возникало. Пусть доказывают, пусть проводят следственные действия, даже если человек согласен со своей виной.

Хотя бы лет на 20-30, пока не появится новое поколение правоохранителей и судейских, надо, повторюсь, полностью изъять признание из списка доказательств вины. Необходимо помнить, что признание обвиняемым своей вины не гарантирует его достоверность и не всегда свидетельствует о действительной виновности обвиняемого в совершении преступления. Дознание же в упрощенной форме делает признание царицей доказательств. Так как при действующей работе карательного аппарата из подозреваемого на допросах в течении 15 суток можно выбить согласие на данную процессуальную форму и признание в совершенном преступлении. И больше ничего делать не надо. Как отмечают адвокаты, уже сейчас, при проведении расследования мелкой кражи по сокращенной форме на подследственного можно  "повесить" еще 20...30 схожих эпизодов, тем самым повысив раскрываемость до небес. И если раньше каждый из них обвинению нужно было доказывать в суде, то сейчас для вынесения обвинительного приговора без этого можно обойтись.

судебная система, тирания

Previous post Next post
Up