27 лет назад была война в Приднестровье. Умирающая империя каким-то непостижимым образом сохранила этот клочок земли под русским протекторатом. Не иначе как чудом это не назвать. И вот, спустя почти три десятилетия Молдавия смирилась с утратой Приднестровья и готова его отпустить.
"
Молдавия готова отказаться от идеи воссоединения с Приднестровьем ради евроинтеграции. Об этом заявил спикер парламента Молдавии Андриан Канду в интервью «Европейской правде».
Канду заявил, что в вопросе евроинтеграции не может быть компромиссов, и если присоединение Приднестровья к Молдавии станет камнем преткновения для развития сотрудничества с НАТО и вступления в Евросоюз, страна откажется от этой идеи.
«Это не та цена реинтеграции Молдовы, о которой может идти речь. Если выяснится, что цена - это отказ от евроинтеграции, то наш ответ будет - нет, мы не готовы платить такую цену», - цитирует Канду «Лента.ру».
Андриан Канду - один из самых влиятельных членов правящей в Молдавии Демпартии и человек из ближайшего окружения фактического руководителя страны олигарха Владимира Плахотнюка, пишет «Коммерсант».
В том же интервью Канду назвал Приднестровье территорией, оккупированной Россией. И пообещал сделать все, чтобы исключить приход к власти в Молдавии пророссийских сил".
В 2008 году, спустя 15 лет после окончания войны, Россия признала Абхазию и Южную Осетию. Катализатором послужило нападение грузин на наших миротворцев в Цхинвале. И ответное принуждение к миру грузин.
Молдаване не пробовали повторно нападать на Приднестровье. Поэтому признание ПМР затянулось. Однако, сейчас катализатором признания могут выступить евроинтеграционные стремления Молдавии. В отличие от Додона, президента Молдавии, готового встречаться с лидерами ПМР, и пытающегося мирными средствами интегрировать Приднестровье в Молдавию, молдавские прозападные силы ради интеграции с Европой готовы пожертвовать этой территорией. И, сдается мне, не смотря не бедственное положение в Молдавии, низкие доходы граждан, Европа может ее принять. С тем, чтобы показать Сербии, что значит отказ от своей территории. Ведь именно нежелание Сербии мирится с потерей Косово служит главным препятствием для ее европейской интеграции.
Собственно, отчет судьбы и признания непризнанных стран начинается с момента окончания войны. И тянется достаточно долго - десятки лет. Это, кстати, и о судьбе Донбасса. Либо, как в случае с грузинами - активные боевые действия, вмешательство России и признание. Либо, как показывает случай Молдавии (и видится перспектива Сербии) - через евроинтеграцию.