Черногория - это сербская Украина. Менее бандеровская, но в целом такая же.
"Положение сербов в Черногории хуже, чем при османском иге" - считает патриарх сербский Ириней. По его мнению, статус, который имеют сербы в Черногории, можно сравнить со статусом, который они имели в одиозном фашистском образовании - Независимом хорватском государстве - во время Второй мировой войны.
«Я сравнил бы положение сербов в Черногории с положением сербов в Хорватии во время Независимого хорватского государства. К сожалению, в Хорватии и сегодня положение сербов не лучше. Может, в Черногории нет этой ненависти к сербам, которая была у усташей, но ненависть в народе, к сожалению, присутствует. Эту ненависть разжигают те, которые не желают добра ни Сербии, ни Черногории. Они, скорее всего, придерживаются принципа „разделяй и властвуй“. Надеюсь, что народ будет мудрее своих руководителей и найдет способ жить в согласии», -
заявил патриарх изданию «Дан» 23 июля.
Патриарх Ириней отметил, что сербы и черногорцы - это один народ и что разделение произошло на почве формирования черногорского государства
***
Что происходит?
Согласно переписи 1948 г. 90,67% населения Черногории определяли себя как черногорцы и 1,78% как сербы. В 1991 г. это соотношение составило 61,86% (черногорцы) - 9,34% (сербы); в 2003 г. оно составило 43,16% - 31,99%.
Согласно переписи населения 2011 г. в Черногории проживает 44,98% черногорцев, 28,73% сербов, 8,65% бошняков, 4,91% албанцев. Отметим, что по данным той же переписи 2011 г. 42,88% населения указали в качестве родного сербский, а не черногорский, язык.
Фишка национального самоопределения заключается в трансформации национальной идентичности. До 1991 г., а по сути до начала 2000-х под этнонимом «черногорец» подразумевалось региональное именование единого этноса. Иными словами, черногорец - это представитель единой сербо-черногорской народности (по сути серб), проживающий на юго-востоке, ближе к Адриатике. Как следствие, когда начались переписи, этому вопросу не придавалось большого значения ибо принципиальной разницы не было видно.
Но с появлением отдельного черногорского государства всё изменилось, и теперь понятие «черногорец» противопоставляется понятию серб на политическом уровне. Как следствие - политическую коннотацию приобретает символика, использование лексики и даже алфавита. При этом остается экономическая взаимосвязанность - многие сербы ездят на летние заработки на черногорскую Адриатику. С другой стороны, есть и феномен «адриатической солидарности», выражающийся в том, что многие (некоторые) в Черногории в ходе чемпионата мира по футболу активно поддерживали за сборную Хорватии.
Появление в начале июля новостных сообщений о том, что Черногория может направить свой контингент в состав миссии НАТО KFOR в Косово завершает этот парад националистического абсурда. В прочем, уже 12 лет как абсурд перестал быть таковым. Создание черногорского государства дало путь новым «нетрадиционным» толкованиям истории и культуры, легитимизации новых государственнических концепций, чем активно занимается Академия наук Черногории, СМИ, новое поколение бюрократии, кормящиеся из рук правящих элит политологи, а также, приспешница режима, Черногорская православная церковь. Все это происходит на наших глазах, и как далеко это зайдет, покажет, естественно, время.(
с)
В целом же, сербов будут и дальше продавливать и доводить до полного послушания. В противном случае обещая им экономический прессинг и очередной раздел страны. Для этого уже запущены механизмы. Мусульманский анклав в Нови-Пазаре может стать вторым Косово. "Так, в Рашском округе Сербии действует
Национальный совет бошняков, который выступает за получение широкой автономии для бошняков, проживающих на этой территории, и тесном сотрудничестве с Косово. Недавно руководство Национального совета бошняков пригласило с визитом «министра иностранных дел» Косово Беджета Пацоли в качестве представителя иностранного государства, несмотря на то, что Сербия не признала Косово". В целом, они настроены резко антисербски.
Второй точкой давления на Сербию является автономный край Воеводина на севере. Там проживают помимо сербов русины, венгры, много католиков. И этот край подталкивается тоже к максимальной автономии. На улицах Нови-Сада (столицы Воеводины) в свое время появились надписи и наклейки, призывающие ее последовать пути Каталонии и отсоединиться от Сербии. Кстати, встретить надписи кириллицей в Воеводине уже почти не реально.
В общем, все к тому и едет.