В России возможен референдум

Jul 19, 2018 13:08

Незыгарь дает интересный прогноз о возможности референдума и разговорах об этом во властных коридорах. Не знаю, насколько реально такое развитие событий. Незыгарь уже ошибался в своих прогнозах, но некоторые из них попадалаи в точку. В общем, судить вам.


Итак, по пунктам:

1. Консенсус элиты на проведение реформы существует.

В ситуации трансферта власти переход к социальным реформам будет в ближайшей перспективе невозможен. При этом издержки будут только расти. Суммарные расходы на пенсионное обеспечение составляют 10 процентов ВВП.

2. Реформа находится в тренде ощеевропейской повестки. Все развитые страны реализуют реформу. Попытки затормозить реформы резко снизят структурные изменения в экономике и приведут к еще большему торможению развития страны.

3.Серьезное влияние на реформу оказывает финансовое лобби, испытывающее проблемы с сохранением своих инвестиций и капиталов.

4. Правительство Медведева, объявив о реформе, совершило ряд серьезных стратегических просчетов и поставило реформу под угрозу срыва и роста социальной напряженности.

Правительство оказалось слишком самоуверенным, чтобы отказаться от общественной дискуссии.

Не был принят во внимание сохраняющийся у населения страх к реформам в социальной сфере.

Социологические замеры показывают, что население испытывает иррациональный страх потери минимальных гарантий выживания, которые дает выход на пенсию.

Большинство при опросах фокус-групп говорят о страхе оказаться выброшенными за черту выживания из-за слабого здоровья, отсутствия реальных накоплений и высокой планки выживаемости.

Также люди отмечают угрозы невозможности трудоустроиться из-за отстутсвия работы в регионах и собственной неконкурентноспособностью по сравнению с молодыми людьми.

Также правительство не учло разный уровень дожития до пенсии по регионам страны; четвертая часть страны просто не дотягивает до обозначенной планки.

5. Правительство не сумело объяснить, что пенсионная реформа по сути является драйвером изменений в социальном кластере.

Конечная задача реформы - изменения в лучшую сторону индексов качества жизни.

Реформа предусматривает комплексный механизм, составными частями которых являются качество системы медицинских услуг и диагностики; модернизацию условий труда на производстве; изменение системы рекрутинга и трудоустройства с наличием инструментов госгарантий и контроля; выравнивание качества жизни по регионам; политику переселения.

6. Правительство не признало свои ошибки с реализацией действующей пенсионной системы.

В настоящее время пенсионные накопления лежат мертвым грузом, покрывая разрывы бюджета; страх рисков инвестиций превысил негатив от нулевой или даже отрицательной доходности.

Кроме того, Правительство не представило механизм финансовой учтойчивости пенсионной системы и породило страх отказа государства от обязательств с передачей их частным коммерческим структурам.

7. Положение с пенсионной реформой стало исправляться с момента передачи проектного управления в Администрацию Президента.

Основной риск - в замедлении сроков рассмотрения и утверждения реформы.

Опросы показывают, что неприятие реформы пока носит пассивный характер,но может резко перейти в реактивное состояние.

Критически слабым для системы явился фактор продавливания реформы в регионах, что серьезно делегитимизировало местные элиты и региональные органы власти. В этой сфере потребуются серьезные коррективы.

8. Силовые структуры серьезно напряжены эффектом разрыва и снижением рейтингов доверия власти среди населения, что порождает не только социальную напряженность, но и создает риск межэлитного конфликта и ситуации подвижности и фронды элит.

9.Политический блок может взять на реализацию высокорисковый, но максимально эффективный проект референдума.
Фактически речь идет о второй опции проверки работы плебисцитного механизма, уже испробованного на президентских выборах.

10. Формат референдума позволит:
- провести общественную дискуссию, правильно канализировав основные образы реформы в головах выборщиков;
- оттеснить весь несистемный блок противников реформы, вывести его в маргинальное положение
- оценить границы рисков и отходов, используя Президентский маневр, в том числе с отставкой правительства и его главы.

11. Риск референдума оценивается как средний. При нынешнем состояния "кириенковской модели голосования" обеспечивается высокая планка положительного результата за счет мобилизации избирателей:

-от лоялистких избирателей в армии, силовых структур и госслужбы;
- мобилизации бюджных организаций и учреждений;
- мобилизации госкомпаний.

Соответственно для каждой из этих страт будут обеспечены "льготные гарантии в новой системе соц гарантий" - особые условия выхода на пенсию и обеспечения для военных и силовиков, для категорий госслужащих; отраслевые и районные льготы.
Все это обеспечивает планку одобрения реформы через референдум.

12. Проведение референдума станет еще одной проверочной опцией для глав регионов и лояльности элит при старте главного проекта трансферта власти.

Собственно, в России 21 века имеется опыт региональных референдумов, есть опыт Крымского референдума. Но опыта общенациональных референдумов нет. А между тем, это важный формат общественного диалога. И страх такого диалога может быть только у слабой власти, которая может проиграть. Сильная власть не боится ставить свой авторитет на кон, потому что знает, что граждане поддержат. Для этого нужно убедить граждан, доказать им правильность своих действий. Рисково? Безусловно.
Зато это будет самый настоящий вотум доверия на дальнейшие преобразования. Но также рисково идти против большинства граждан. Существует большой риск потери авторитета власти. На этой почве всякая майданная и либеральная шваль, пятая колонна, спящие и пр. могут затеять очередной майдан. Неа вторитетная и оставшаяся без поддержки граждан власть - легкая добыча для них. В общем, пожалуй, риски такого референдума могут быть ниже, чем риски потери авторитета.

власть, Россия, экономика

Previous post Next post
Up