ЯНУС в обличье аборигена

Oct 11, 2017 16:11

В апреле 2017 года Москву посетила масштабная делегация во главе с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Накануне этого визита решил привлечь к себе внимание камчатский лидер непризнанного в России народа айну Алексей Накамура.


В интервью японской газете «Нихон Кендзай» наш земляк пожаловался на то, что правительство России не признаёт айнов и призвал включить народность в японо-российский проект развития четырёх южнокурильских островов. Удивительно, почему уважаемое японское издание пользуется заявлениями Накамуры, принадлежность которого к народу айнов ничем не доказана? Тем более, что лидер непризнанного этноса спустя некоторое время опроверг все заявления, сделанные в интервью ««Нихон Кендзай», сославшись на чрезмерную политизированность японских акул пера. Впрочем, подобные метаморфозы происходили с НАКАМУРОЙ не единожды.

В интервью российским СМИ Накамура не скрывает неприязни к японцам. По его мнению, жители страны восходящего солнца паразитируют на культуре айнов. А сам народ подвергся жесточайшим репрессиям со стороны японцев. Негативно Накамура оценивает и деятельность японской корпорации айнов «Утари». В интервью медиа-проекту «Гильдия межэтнической журналистики» он пожаловался на то, что организацию интересует только политика, причём антироссийская. Иностранцам же Накамура любит рассказывать о травле айнов в России, при этом умалчивая о своих проблемах с законом.

Совпадение?

Последние полвека считалось, что айны живут только в Японии, но в начале 2000-х Алексей Накамура заявил о неизвестном науке коренном малочисленном народе - камчатских айнах, живущих на полуострове.
Примерно в это же время российское правительство наделило аборигенов квотами на промысел биоресурсов. «Совпадение? Не думаю», - сказал бы известный телеведущий.

21 июня 2007 года Алексей Накамура создает родовую общину коренных и малочисленных народов Камчатки «Айну». Организация получает рыбопромысловый участок и квоты. А уже в 2012 году община попадается на браконьерстве. «Айну» решили не мелочиться и подошли к традиционной рыбалке с промышленным размахом. Так, на судне МРС-150 №151 в Охотском море представители общины добыли 20 тонн трески, 20 тонн камбалы, 20 тонн минтая, 20 тонн наваги, 5 тонн белокорого палтуса и 3,2 тонны бычка. Промысел вёлся с помощью разновидности снюрревода - так называемого мутника, а не традиционными орудиями лова, как предписывается российским законодательством.

Как мы уже отмечали, проблемы с законом возникали у Накамуры и ранее. Например, в 2010 году он был осужден за незаконное хранение боеприпасов. В арсенале, найденном у активиста правоохранителями, были патроны и даже взрывчатые вещества. Но вернёмся к браконьерству. За нанесённый экологии края ущерб общину привлекли к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ. Однако Алексей Накамура с решением суда не согласился. Он отчаянно пытался доказать, что белорыбицу добывали на МРС традиционным орудием промысла айнов - снюрреводом.

Доводы о том, что коренные народы Камчатки никогда не ловили рыбу снюрреводом, добытчика не убеждали. По мнению Накамуры айны, в отличие от аборигенов полуострова, являются морским народом и пользовались другими средствами для промысла. Об этом, кстати, много писал редактор сайта «Рыба Камчатского края» Сергей Вахрин, который удивился тому, как «традиционное орудие лова, применяемое на Русском Севере и ставшее основой для создания более совершенного орудия лова в соседней Скандинавии, переместилось в камчатские воды». Специалисты КамчатНИРО, ТИНО-центра, СВТУ, Калининградского и Дальневосточного университетов пришли к общему выводу, что мутник, которым пользовалась община Алексея Накамуры, является ничем иным как разновидностью снюрревода, которым аборигены Камчатки никогда не пользовались.

Как подчеркнул С. Вахрин, народы полуострова вообще не выходили в море - им хватало рыбы в реках. Потому в классических трудах по описанию земли Камчатки Степана Крашенникова и Георгия Стеллера невозможно встретить упоминания о снюрреводе или мутнике. Тем не менее в 2013 году СВТУ ФАР приняло и полностью удовлетворило заявки общины о выделении около тысячи тонн белорыбицы. Правда в следующем году компетентные органы вдруг вспомнили, что айны отсутствуют в Едином перечне коренных малочисленных народов России, в связи с чем правовых оснований для её регистрации не имелось. Вскоре по решению суда родовая община «Айну» была ликвидирована.

Откуда пошли камчатские айны?

Если абстрагироваться от юридической составляющей, то существование на Камчатке айнов всё равно вызывает вопросы, ведь сегодня на полуострове нет носителей языка и культуры данного этноса. Не является таковым и Алексей Накамура. Высказанные им идеи по возрождению национальных традиций и языка пока находятся в стадии маниловских прожектов. Зато с организацией рыбного промысла община «Айну» справилась гораздо быстрее и проворнее.

В прошлом году Накамура в интервью «Национальному акценту» заявил, что готовит к изданию букварь и словарь камчатско-курильского диалекта айнов. Любопытно, каким образом он собирается реконструировать мёртвый язык, ведь на Камчатке айны прекратили говорить на своём диалекте в начале двадцатого века? На Сахалине его последние носители исчезли к 80-м годам прошлого века. Такэ Асаи, последний, кто знал сахалинский айнский язык, умер в Японии в 1994 году. Впрочем, НАКАМУРА и не обещает, что издания выйдут в ближайшее время.

Кстати, в научных кругах существование камчатских айнов подвергается сомнению. Даже администрация Камчатского края по просьбе Алексея Накамуры пыталась найти доказательства того, что этнос реально существует. Директор Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, в котором хранится большинство документов о Камчатке XVIII - XX веков, А. Торопов сообщил, что сведений о народе «айну - камчатские курильцы» в фондах не обнаружено.

Архивариусы выявили информацию о народностях «курильцы», которых в 1877 году переселили в Петропавловск с Курильских островов в количестве 84 «курильцев». Что касается «айнов», то в фонде имеются сведения за 1896 год и 1902-1905 годы о том, что представители племени «айно» проживали на юге Сахалина и в последствии переселились на Хоккайдо. Как видим, достоверных данных о камчатских айнах нет. Наиболее вероятно, что 84 переселенца с Курил за полтора столетия ассимилировались с населением полуострова. Японские исследователи и вовсе пишут о том, что последние подтверждённые упоминания о камчатских курильцах датированы аж 18 веком. Такая информация содержится в книге Шибатани Масайоши «Языки Японии», вышедшей в издательстве Кембриджского университета в 1990 году.

Немного по-другому выглядит ситуация с северокурильскими айнами. В 1860 году их численность составляла 221 человек. После того, как Курилы были отданы Японии, более сотни айнов бежали на Камчатку, где также ассимилировались с камчадалами. Такой версии придерживаются создатели «Атласа языков межкультурной коммуникации в Тихоокеанским регионе, Азии и Америке» (1996) и автор книги «Japanese competing modernities: issues in culture and democracy» (1998) Миничелло Шарон.

Хоббиты и квоты

А. Намкамура в подтверждение существования камчатских курильцев рассказывает о том, что при Всероссийской переписи 2010 года 109 жителей Камчатки назвали себя айнами. Хочется напомнить, что та перепись выявила также 263 эльфа и энное количество хоббитов. Однако на основании этих данных сказочные персонажи не пытаются признать себя коренным малочисленным народом России и требовать квоты на рыбный промысел.

Рассказывая о злоключениях камчатских айнов в интервью «Национальному акценту», А. Накамура очень сожалеет о потере рыбопромыслового участка. «Участок ведь хороший, рыбопромысловый, он сейчас уходит кому-то», - сетует житель Камчатки. При этом он с благодарностью отзывается о других коренных народах полуострова: «У них есть участки, они пускают нас, чтобы мы ловили рыбу, чтобы хоть как-то справились с ситуацией».

Заметим, что Накамура не производит впечатление человека бедного, который без рыбалки не сможет выжить. Он является генеральным директором и совладельцем строительной компании ООО «Камчатский край».

Рыбный вопрос испортил камчатцев

С того момента, как аборигенам стали выделять лимиты на добычу водных биоресурсов, рыбный вопрос изрядно испортил жителей Камчатки. Приобщиться к КМНС, чтобы получить преференции для обеспечения традиционного образа жизни, стремятся люди разных национальностей. На полуострове регулярно создаются лжеобщины. Иногда происходят анекдотичные случаи. Так, в 2014 году внимание журналистов привлекла община «Родное Хаилино». В члены совета организации вошли три коряка: Кудашев Рушан Шакирович, Ахмеджанов Рустам Рахимджанович, Гаглошвили Артем Мерабиевич.

В том же году коренные жители Тигиля пожаловались на общину «Тумгутум», оставившую их без лосося. Возглавлял организацию человек с редким для коряков именем Олег Тамирсолтанович Чахаев. Ущерб от деятельности лжеобщин, которые под прикрытием традиционной деятельности занимаются браконьерством, достиг колоссальных масштабов, что заметили даже рыбопромышленники. Итак, община официально незарегистрированного народа айнов прекратила своё существование.

Но Алексей Накамура от имени КМНС продолжает вести активную деятельность, делая различного рода громкие заявления и провоцируя аборигенов Камчатки. Хочется надеяться, что такая неуёмная энергия однажды будет направлена в продуктивное русло, а предстоящие российско-японские переговоры о совместной хозяйственной деятельности на Курилах не станут для нашего земляка поводом для пиара...
(с)

Камчатка

Previous post Next post
Up