Чем в Екатеринбурге закончился эксперимент по бесплатной раздаче хлеба в одном из магазинов?
Публикация в
федеральной прессе о парадоксальной реакции жителей Владимирской области на бесплатную раздачу хлеба пенсионерам и малоимущим вызвала волну обсуждений. Покупатели почему-то считают, что коммерсанты воруют у бедных то, что им «дает Путин». А потому таких вот «добреньких» владельцев магазинов надо обливать презрением. Хлеб при этом из их рук брать. В ноябре 2015 года «
Наша Газета - Екатеринбург» написала о таком же магазине в Екатеринбурге. «Подарок для бабушек и дедушек сделал один из продуктовых магазинов Екатеринбурга, расположенный в микрорайоне Академическом на улице Вильгельма де Геннина, 45. Теперь им каждое утро с 9.00 до 12.00 бесплатно раздают буханки хлеба», - писали наши журналисты, не скрывая понятного умиления и нормальной человеческой радости: всегда приятно написать о хорошем.
Тогда заведующая магазином Татьяна Корабельникова рассказала нашему журналисту, что все было задумано, в общем, неплохо.
- По утрам магазин выделял партию для бесплатной раздачи - обычно 40-50 булок. На прилавках они лежали со специальными наклейками «Не для продажи». По одной булке на человека по одному разу в день. А если возникали сомнения, что пришел пенсионер, то просили показать пенсионное удостоверение. Разумеется, владелец магазина и его сотрудники не питали иллюзий, что могут накормить и осчастливить всех. Счастье для всех разом - этим занимаются люди, сидящие повыше, - не Татьяна Корабельникова и не владелец магазина Артак Акопян.
- К нам приходла одна очень пожилая женщина. Как-то раз я услышала, что она просила нас не выбрасывать просроченные продукты, а оставлять их для нее. Посмотрев на это, я еще раз осознала, в каком тяжелом положении находятся пенсионеры. Если для нас 1 000 рублей в день, потраченная на этот хлеб, - мелочь, то для них - реальная помощь, - рассказывала в 2015 году Татьяна Корабельникова.
Продолжается ли еще эксперимент по раздаче бесплатного хлеба в Екатеринбурге? В эти мартовские дни 2017 года мы снова связались с магазином Артака Акопяна «Три А» (так называется его сеть). Спросили у него как у владельца и директора, раздают ли еще хлеб? Даже по телефону было слышно, что Артак поморщился, как от зубной боли. Нет, эксперимент с бесплатной раздачей прекратился. Нет, больше хлеб они не раздают. Двух-трех месяцев тогда хватило, чтобы понять: задумка провалилась. Более того, оставила в душе неприятный осадок.
- Вначале все шло хорошо, без ажиотажа и скандалов. Люди ходили, благодарили. А потом началось! Покупатели почему-то решили, что раздавать хлеб бесплатно - это наша обязанность. Я бы даже сказал так - ОБЯЗАННОСТЬ! Мы обязаны выдавать им бесплатный хлеб в любое время дня и ночи и столько, сколько им надо. По их мнению, магазин работал только с одной целью - обеспечить всех желающих бесплатным продуктом по первому требованию.
- А то, что в других магазинах нет ничего бесплатного, это их не смущало?
- Как ни странно, нет. Слово «бесплатно» действовало на людей непонятным образом, - продолжает рассказ Артак Акопян. - Наших девочек-продавцов матом крыли! На продавцов орали, повторяю, орали! «Ты мне что, такая-сякая, хлеб не оставила?! Я пришла позже указанного срока (хлеб раздавали до 12 часов дня), ну и что?! Могла бы и оставить! Все равно тут без дела стоишь!!!» Либо заходили в магазин и с порога так: «А ну-ка, сбегай, принеси положенный мне бесплатный хлеб!» - именно в такой формулировке, мол, метнись-ка в подсобку быстро, тащи сюда хлеб! Обзывали наших продавщиц так, что уши в трубочку заворачивались. Дошло до того, что у нас девочки поставили ультиматум: примите меры, а то мы не будем работать.
- Кто сильнее всего возмущался - бабушки или дедушки?
- Бабушки. Дедушек мало к нам ходило. Причем «бабушками» их можно назвать с натяжкой: бодрые и боевые, энергичные пожилые дамы, в расцвете сил. Никаких «божьих одуванчиков». Если бы приходили древние бабулечки, по которым видно, что нет лишней копейки... А так, смотришь потом по камерам видеонаблюдения торгового зала: залетает женщина в магазин - только пыль столбом стоит! Да и не в этом дело, дай бог им всем здоровья. Дело в отношении. Ну, попросила бы: «Доченька, нет денег, поздно пришла, извини! Дай мне хлеба, пожалуйста» - вопросов нет, выделим еще одну булку.
- А «бабулечкам» помогаете?
- Да, им мы продолжаем помогать. У нас есть интернет-магазин, доставляем много продуктов именно таким бабулечкам. Они плохо ходят, не выходят из дома, болеют. Мы с большим удовольствием, честно вам говорю, какие-то продукты кладем им в заказы бесплатно либо по себестоимости. И эти бабушки - они искренне, от души благодарят, радуются. Мы не афишируем, мол, мы такие благотворители! Но поняли, что лучшая помощь - адресная.
- То есть вы расцениваете итоги вашей инициативы как отрицательные?
- Это был полезный опыт. Да, у нас был порыв. Мы в магазине посмотрели на покупателей и подумали: «Блин, все мы будем взрослеть и стареть. Нужно быть добрее. Чем можем помочь пожилым людям?» Да, мы решили сделать доброе дело. Но это не было сиюминутным настроением. Договорились с хлебокомбинатом, они нам опустили цену на эту партию хлеба. Сели, посчитали, решили, что можем себе такое позволить - дарить то, за что сами заплатили деньги. Кто-то обвинял нас в некачественном продукте. Ерунда полная. Качественный белый хлеб высшего сорта, вкусный, свежий, пользующийся популярностью. Он шел в упаковке, 550 грамм. То есть никаких нищенских «четвертушечек» или непонятных фасовок.
- Все, больше никогда и никому? Не будете делать добрые дела?
- Почему же. Мы всего лишь изменили вид помощи пенсионерам, малоимущим и так далее. Снизили цену на один вид хлеба, продаем по цене хлебокомбината, с нулевой накруткой, по себестоимости - около 16 рублей. Во всей сети «Три А» хлеб этот стоит фиксированную сумму, которая ниже стоимости булки белого хлеба в других магазинах. Просто мы не кричим об этом на всех углах.
Отсюда Собственно, тут нет ничего удивительного. В любой стране мира подобное происходит. Просто потому, что помимо благодарных людей, есть неблагорадные. Которые уверены, что им обязаны помогать. Именно от подобных людей исходит такой негатив и требовательность. Но уверен, что делая благие дела, не нужно обращать внимание на таких людей. Нужно как раз обращать внимание на тех, кому помощь действительно нужна.