Не свои - свои мысли

Feb 14, 2013 12:36

Иногда мысли постороннего человека полностью совпадают со своими собственными. Остаётся лишь кое-что дополнить, изменить порядок и выделить суть. В сегодняшнем случае хотел бы изложить "не свои-свои" мысли о свободе, обществе потребления, Западе и православии в совокупности этих понятий.

В западной цивилизации свершилась чудовищная подмена понятий. В окружении западных внешних красот, развлечений и удовольствий теряется мысль о Едином на потребу, а значит, и внутренняя свобода. Материальный достаток доконал Европу. Вместо выбора между Богом и дьяволом, жизнью и смертью, западный человек совершает выбор между двумя марками машин. Отсюда - его мелкость. Западное христианство некогда создало могучую культуру и цивилизацию. Но «гордый взор иноплеменный» забыл о смирении, не знает юродства. А без этого все сходит на нет, что понимают и сами западные христиане. (Успех «Мечети парижской Богоматери» Чудиновой)
Сегодня большинство людей Запада несвободно. Есть свобода «от» и свобода «для». Только свобода для со-творчества с Богом освобождает человека. Это свобода от греха. Грех (и по-гречески и по-русски) означает не-попадание в цель, ошибку. Человек не совпадает с замыслом Бога о себе. Потеряв любящего Творца, чувство реальности, доверие к Жизни, западный человек сегодня стал рабом всяких страхов. К нему стали присоединяться и наши соотечественники (как крысы под дудочку). Страх - это единственное чувство, которое еще теплится в душе «последнего человека». Заглушить эти страхи проще всего суетой, шопингом, гурманством «до упаду». Свободу от ответственности и страха дают деньги - всеобщий эквивалент для обмена одной эфемерной ценности на другую.
Наше время - это время настоящего господства Золотого Тельца. Как никогда актуальна проповедь Евангелия. Общество потребления лицемерно и хитро навязывает свои вопросы, чтобы навязать уже готовые ответы, заставить человека купить «готовенькое». Потеряв Бога, вертикаль бытия, современный человек стал «Человеком без веса» («L’Homme sans gravite»).
Мы живем во времена сатанинского неолиберализма, когда требуется лишь «свобода конкуренции». Расцвели самые низкие чувства - дух зависти, жадности, агрессии. Надо «быть злым» - лозунг времени. Но! Можно говорить лишь об одной свободе, как об одном Боге, об одной любви. К свободе призваны вы, братья! - а не к «свободам», пишет апостол Павел. Бердяев верно заметил - все говорят о правах (человека), никто не говорит о его обязанностях перед Богом. Человек свободен лишь тогда, когда стремится выполнить эти обязанности. Если же обязанностей (табу, нравственных запретов) нет, то не хочется и свобод.
Если принцип классического психоанализа гласит «там, где было Оно, должно стать Я», то сегодня наоборот - там, где было хоть какое-то «я», должно стать «оно», дебильная биомасса. Отсюда распространение тоталитарных сект, банализация (привыкание) зла. Великому Инквизитору более никто не мешает. Если Бога нет, то всё дозволено.
Современная либеральная идеология, когда-то начинавшая с идеала свободы, превратилась в новый вид тоталитаризма, похуже гитлеровского и большевистского. Это как у Шигалева в «Бесах» Достоевского: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом». Если раньше западный человек мог покупать, покупать и покупать, то теперь он обязан делать это - следовать моде, гоняться за брендами, менять телефоны, машины…жён и мужей. Иначе станет изгоем. Во Франции недавно появилась формула - «Жениться можно на ком угодно». Сие означает: жениться нужно на том, на ком христианство запрещает жениться. Человек волен выбирать только тогда, когда он созрел до выбора. Когда может идти по пути богоподобия. И выбирать главное, иначе он, каждый раз спотыкаясь о вопросы «кто я?», «что мне делать?» не успеет и начать свою жизнь.
Богослов Владимир Лосский в разговоре с Оливье Клеманом так высказался о тайне свободы: может ли Бог создать камень, который не сможет поднять? - известный схоластический вопрос имеет ответ: да, может, это - человек. От себя добавим - свободный человек.
Без свободы Бог был бы идолом, а человека не было бы вовсе. Ван Гог в одном письме к брату Тео писал, что Бог бессилен только в одном - Он не может отказать кающемуся грешнику. Тайна свободы - в признании себя несвободным.
Христианин - это человек Пути. Он не может стоять на месте, он будет подниматься или падать. Предпочитая одни ценности другим, мы сознательно ограничиваем свою свободу. Жизнь всегда иерархична. Это особенно важно знать в наше непутевое время, когда господствуют идеология потребления (паразитизм), царство количества, черная магия рекламы. Человек не только не способен выбирать, он не может ни на чем сконцентрироваться - в бешеном ритме один гламур сменяет другой, так что исчезает само движение и воцаряется адская безвременность. В аду нет выбора.
Путь христианина становится труднее по мере того, как он вырастает в «новую тварь» (т. е. - в новое, преображенное Божие творение). Чем ближе к святости, тем больше искушений и бесовских приражений. Ты выбрал Бога, но это Он полюбил тебя первым. В религиозном опыте все предельно интенсивно, таинственно и промыслительно. Духовная жизнь - нечто противоположное механическому движению вперед. Наоборот, глубина боли и сострадания, переживание ужаса и неведомые миру слезы бывают часто уделом самых внешне счастливых и сильных людей.
Только православие с его глубокой мистикой, с миллионами мучеников, с неослабевающей молитвой, с Духом Святым, с идеалами братства, милосердия и «сердцем сокрушенным» спасет Россию. Человек живет в иконной перспективе. Чем меньше он, тем больше Бог. Чем ниже молитвенный поклон, тем ближе Небеса. Цель христианина - обóжение, и не только свое собственное, но и всей Божьей твари, что стенает и мучится доныне (Рим 8:22).
Обожение возможно через слышание зова Божьего. «Слышать» одного корня с послушанием. Когда мы станем «иконой Бога», обретем красоту. Французская писательница и философ Симона Вайль пишет, что морские волны красивы оттого, что они послушны Богу. Православие сегодня привлекает и верующих, и неверующих всего мира прежде всего своей красотой - красотой Литургии, икон, смирения, святости. Именно эта красота спасет и спасает мир, потому что она есть творчески-свободное избрание послушания.
Исчезновение святого сделало человека безразличным к жизни. Когда нет идеала, не к чему стремиться. Просыпаясь, человек классической христианской культуры спрашивал: что мне необходимо? Как достичь страстно желаемого? Сегодня же психоаналитики жалуются - проблема в том, что нет проблем. Человеку ничего не хочется. Поэтому индустрия наслаждений навязывает ему свою продукцию под обманной вывеской различных свобод: ты свободен купить часы - и ты уже получаешь энергию жить дальше, ты признан почти сверхчеловеком. Купи путешествие - и тебе принадлежит весь мир. Свобода передвижения! Вместо нигилизма (который еще возбуждал) растет царство гиперреальности, сакрализованной лжи. Образуется тело Антихриста.
Сhildfreе - свобода от детей, Freelove - свободная любовь… Под вывеской «свобода» сегодня в общественное сознание продвигается множество нетрадиционных для христианской культуры ценностей.
Бердяев призывал к духовному аристократизму. Духовный аристократ просто не сможет быть не-целомудренным, растерять свою целостность. Он живет в иерархии, где низшие уровни для него закрыты. Об этом аристократизме, к которому призваны все христиане, говорит апостол Петр: Вы есть царственное священство...
У блаженного Августина есть замечательные слова: «Велика свобода - быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода - не быть в состоянии грешить».
Когда демон находится в раю, ему кажется, что он в аду. Когда ангел находится в аду, ему кажется, что он в раю.
Нам повезло. У нас уничтожено почти все, но в Русской Церкви по-прежнему - как в раю. И вся остальная жизнь становится «литургией после литургии».

Запад, вера в Бога, свобода, философия, православие, общество потребления

Previous post Next post
Up