"Рассказы" расскажут о "Рассказах"

Nov 24, 2012 20:47


                                                                                                    …как сквозь дым, пробирается к нам,

вся в холмах наша Родина.

Михаил Сегал «Песня о поваре»

О фильмах, которые оставляют неизгладимый след и смотрятся на одном дыхании, хочется написать сразу всего много и хорошо. И, вместе с тем, когда садишься за клавиатуру, нужно приложить немалые усилия, чтобы тот шар, что надулся от впечатлений, переживаний, мыслей и догадок, начал равномерно испускать содержимое. Если выразиться словами самого режиссёра фильма: «Ну, сначала было все такое, потом оно пришло в голову».




Не сказал бы что сценарист и режиссер Михаил Сегал снял что-то эпическое, сногсшибательное и т.п. Он просто снял прекрасное кино: тонкое и ироничное, чувственное и возвышенное, переживательное и завораживающее, правдивое и от того немного горьковатое. Это всего лишь второй полнометражный фильм Михаила - и какой успех! При этом должен заметить, что его первый фильм «Franz+Polina» уже давно занимает свое место в моей домашней коллекции. Автор явно в ударе! На «проходняки» не разменивается. Полагаю, что с ленты «Рассказы», о которой я сейчас и говорю, Сегал станет больше известен именно, как режиссёр, человек киношного цеха. Ведь на самом деле Михаил больше знаменит, как музыкант («Музыка наощупь») и известный клипмэйкер.
Повторюсь, что «Рассказы» смотрятся на одном дыхании. В ленте нет ничего лишнего, - всё подогнано по времени и в пространстве, как пиджак элитного кутюрье. Даже то, что в состав этого кино входят четыре новеллы с разными героями и сюжетами, великолепно и органично увязано, нет чувства выпадания. Фильм связан одной нитью - обострённым чувством переживания о судьбах Родины. Да, да, именно так. Ведь, что бы ни стояло на переднем плане, во всех четырех сериях автор плавно уводит зрителя в эти сопереживания. И это ему удается. В «Рассказах» нет ничего заумного и напыщенного, но сценарная мысль достаточно глубока.
В одном из отзывов на этот фильм прочел, «как де кураторы из ГБ пропустили ТАКОЕ»? Тот, кто это написал, тот ничего в фильме не понял, на мой взгляд. Кино-то как раз АНТИ-революционное. Особо эта идея прослеживается в последней романтической истории, где состоявшийся мужчина напрочь теряет голову от смазливой юной девицы. В конце-концов, когда проходит первый самцовый порыв, и герой понимает, что, по-сути, он имеет сношения с резиновой куклой, то в сердцах хлопает дверью и выдаёт: «О чём с тобой трахаться?» В смысле, о чём говорить? О чём, если «РФ - это демократическая страна с рыночной экономикой. И круто купить тачку в кредит и иметь возможность пить кофе на веранде с подружкой» Всё! Больше ничего не нужно. Пустая голова - пустая жизнь - пустое будущее. Нелепость. К чему клонит Сегал? Да к тому, что на кой ….. (вставить по вкусу) делать революции, преображать строй, гибнуть за идеи, т.е. воплощать в жизнь пассионарные устремления, если через пятьдесят-семьдесят лет точно такие же «пустышки» будут довольствоваться только животными инстинктами и потребностями, и плевать им будет на то, что кто-то за это положил жизнь? Махровое мещанство, равнодушие, упадничество, скажете вы? Отнюдь нет.
Михаил Сегал говорит - начни с себя, положи конец своим страстям и страстишкам, порокам и социальной апатии, приспособленчеству и перфекционизму. Новелла «Круговое движение» об этом. Никто никого не призывает давать взятки, решать вопросы за деньги. Но, тем не менее, многим, если не большинству, хочется лёгкого пути, - крест никто нести не хочет. Техосмотр надо купить, загранпаспорт получить без очереди, сына-оболтуса от армии отмазать, дочку-дуру в институт пристроить и т.д., и т.п. Мы сами, общество, создаём все те проблемы, которые мешают жить и на которые сетуем. Наше общество атомизировано, - каждый сам за себя, волк друг другу, работают только локти и зубы. И чего же мы хотим, чтобы один единственный человек за всех всё решил? Пусть он трижды будет весь в белом и на белом коне, не будет этому конца, пока будет работать «Круговое движение».
Но как из него выйти? Ведь «Мир крепежа» чрезвычайно «крепок». Мы закреплены все и всем, нам хочется предопределить всё наперёд. И одноименная новелла в фильме настолько гротескна, что не то, что смеяться, выть хочется. Раскрепитесь, раскрепоститесь и начните жить, как люди, а не как гуманоиды с планеты «Мир крепежа». Чудовищно звучит фраза, которую теперь затаскают, «на их организацию надо ответить своей организацией, а то всё пройдёт неорганизованно».
Так где же выход? Как мне кажется, он брезжит во второй части фильма «Энергетический кризис». Читай «духовный кризис». Все персонажи новеллы - это аллегории. Потерявшаяся девочка - это наш непосредственный, доверчивый и ослабевший народ, который заблудился в чаще или попытался сбежать от проблем да и снова…заблудился в чаще. Люди в погонах и на мерседесах - это власть, которая имеет все атрибуты, технические средства и даже вроде бы старается, но …ничего не получается, не там ищут. Библиотекарь-экстрасенс - это вера, которая призывается только в экстренных случаях, никем почти непонятая, одинокая и …теряемая. Мы не умеем ей пользоваться и, как туземцы, хотим приспособить для решения сиюминутных мирских забот и проблем. Жжём, так сказать. Но от этого она «теряет силы» и умирает сама.
Так что правильно поступили кураторы ГБ, что совершенно не обратили внимания на «Рассказы». На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Наша страна, наша жизнь, наши страсти, наши заботы, всё это наше. И за нас никто не выйдет из этого порочного круга и никто ничего не решит. См. эпиграф автора фильма. Однако же, герой новеллы «Возгорится пламя» решается-таки порвать со страстями, прибивается к «родному» берегу, задумывается, рефлексирует и делает выбор в пользу «костей». А какой выбор сделаем мы?

Михаил Сегал, "Рассказы", кино

Previous post Next post
Up