HOLY что ли?

Oct 21, 2012 18:04

         Это, пожалуй, самый необычный фильм, просмотренный мной в обозримой перспективе. Режиссёр, с которым ещё в 80-х связывали большие надежды, Леос Каракс (он же  Алекс Оскар Дюпон), после многолетнего молчания снял удивительное и завораживающее кино. Как выясняется в самом конце, фильм посвящен безвременно почившей жене - Кате.



В рекламках эта лента почему-то именуется драмой, хотя к драме имеет, скорее всего, такое же отношение, как я к балету. Это фантасмагория, психоделика, фантастика, всё, что-угодно, но не драма. Нет в этом фильме единого плотского лица или группы лиц, взаимоувязанных общей историей земной жизни. Фильм носит трансцендентный характер по своей идеологической составляющей. Почему не употребляю слова духовный, потому что больше увязываю его с православием. Главный герой бесплотен. Кто он? Мои догадки ниже. Он передвигается в пространстве и времени, незримо воплощается в разную плоть. Его зовут Оскар. Он выполняет строгие поручения единожды появляющегося на экране представителя высокого руководства. Оскар не может их не исполнить. Он всецело принадлежит корпорации «Святые Моторы». Но святые ли они?
Сразу оговорюсь, что, на мой взгляд, и с точки зрения православной догматики, данное кино весьма спорно, по меньшей мере. А всего скорее каноническим взглядам на жизнь и смерть не соответствует. Но, вместе с тем, как это ни парадоксально, содержит часть идей православной веры и носит определённый сотериологический оттенок. Больше всего фильм созвучен современным протестантско-философским течениям, что, собственно, и не удивительно. Несмотря на вышесказанное, с художественной точки зрения, с точки зрения житейского рационализма и прагматики, философствования «Святые Моторы» имеют вполне осязаемую ценность. Это чрезвычайно неординарный в этом плане фильм, который захватывает с первой минуты и держит до титров. «Корпорация «Святые Моторы» - это то кино, которое еще долго впоследствии заставляет в мыслях возвращаться к размышлениям, заставляет думать. Последнее, пожалуй, самое ценное.
«HOLY MOTORS» - это гремучая смесь самых разный произведений литературы и кино, в которых в той или иной степени глубины исследуется незримая составляющая человека. Я обнаружил здесь и «Бесов» Достоевского, и «Дозоры» Лукьяненко, и знаменитую «Игру» Дэвида Финчера, и мистические литературные опыты Вербера. Кто-то находит общее с Пелевиным, кто-то Малхолланд-драйв. Можно сколь-угодно долго искать сходства и аналогии, однако всё это говорит в пользу того, что фильм очень непрост и при просмотре мозг работает.
Банально о том, что понравилось и что нет. Не понравилось только одно - автор в духовном аспекте неистово ищет там, где искать, на мой взгляд, не стоит, ибо вся поляна уже изрыта многовековой историей и миллионами жертв, и каждый живущий на земле в той или иной степени уже определился, с кем он. Как говорил Фёдор Михайлович, «ибо читают и толкуют весь свой век, насытившись сладости книжной, а сами всё в недоумении пребывают и ничего разрешить не могут». Не отношу к недостаткам, но Леос Каракс и не пытается выдать зрителю готовые решения, вот, дескать, здесь говорится именно об этом, а здесь о том. Фильм - полёт невероятной фантазии.
Понравилось несколько моментов. В первую очередь, высокая художественная ценность фильма, как таковая. Произведение Каракса резко отличается от мутного потока кинематографа. Это фильм точно не для всех, невероятно оригинален и самобытен со всех точек зрения кинокритики. Кое-что в ленте всё-таки близко православному духу. К примеру, заставляет задуматься и прибегнуть к рефлексии песня в исполнении несравненной Кайли Миноуг, где звучат проникновенные слова: «Кем мы были, когда мы жили? И кем мы стали?» Как мне кажется, вопрос, который должен задавать себе каждый пока ещё не наступило состояние «были».
Весьма поучительно высказывание умирающего богача (похоже, что русского) о том, что действительно оценить жизнь можно только находясь рядом со смертью. Тем самым выражается сакраментальное memento mori (лат.) - помни о смерти.
Очень наглядно режиссёру удалось изобразить в одной из последних сцен, где неприкаянный главный герой останавливается на ночлег, как выглядит человек без духовной составляющей. Это всего лишь обезьяна, примат, которому тоже свойственны только животные инстинкты. Отличие человека от животного, к сожалению, заключается в том, что животное имеет рамки и роста и падения, а человек безмерен и в том и в другом. Возможная глубина человеческого падения наглядно отражена в образе парижского безумного бродяги. Это - чудовище!
Неподражаемо звучит в фильме музыкальная пауза с условным названием «Антракт». Вы слышали когда-нибудь абсолютно чумовую по энергетике мелодию в исполнении дюжины баянов? Это непередаваемо. Трек «Антракта» - это фильм в фильме. Музыка тоже может выразить многое. Кстати, здесь мне почему-то вспомнился Кустурица со своим оркестром и фильмами.
Итак, кто же такой Оскар? Человек? Актёр? Монстр? Нет. Мне кажется, что это ангел смерти, бесплотный дух, который утром появляется перед нами в том образе, который вечером был избран для ночлега. Все образы, персонажи, которых он посещает, это либо умирающие люди, либо близкие к смерти. Вот и задача Оскара - встреча с душой перед смертью, вселение в неё. «Сверху» спущен план встреч, всё предрешено, а ему просто некуда деться. Он бесплотен, бездомен и бесконечно несчастлив. Вполне возможно, что Оскар - один из огромного количества бесов, которые могут даже стадо свиней погнать в пропасть. Оскар иногда встречается со своими «коллегами», но духи живут в другом измерении, обладают своими свойствами и редко пересекаются. Лимузины являются некоей аллегорией, демонстрацией сверхъестественности коммуникаций. На самом деле всё это в другом измерении. Автор не стал распространяться в этой части, - он только задаёт вопросы, но не отвечает на них. Да и вряд ли кто-либо может дать на них исчерпывающие ответы.
Поскольку «Святые моторы» несут идеологически попытку показать нечто сверх нашего разумения, то вполне естественно, я оценивал фильм с духовной точки зрения. И как это ни странно, это кино ещё больше меня укрепило в красоте и верности православия. Судя по Достоевскому, фильм меня «неистовыми словесами не забросал и мысли мои незрелые не смутил».
Смотрите и думайте.

духовность, Леос Каракс, фантастика, "holy motors", философия, кино, "Корпорация "Святые Моторы""

Previous post Next post
Up