Заголовки новостных лент ежедневно пестрят сообщениями о ДТП со смертельным исходом: столкновения, наезды и пр. Кривая аварийности уже два года к ряду ползёт вверх, люди гибнут и…и складывается такое впечатление, что высокой власти на всё это либо наплевать, либо не знают, что делать, либо что-то ещё, чего мы не знаем. Единственное, на что способны власть предержащие - ужесточать ответственность за нарушение ПДД, что само по себе не решает проблемы, а только плодит коррупцию, и по определению может являться только частью многоступенчатой системы мер. Простое повышение штрафов - это самый лёгкий и практически бездейственный способ борьбы со смертельной статистикой ДТП. Повышается только теневой оборот в пирамиде взяток, но не безопасность движения.
А между тем количество ДТП в год уже перевалило за 200000. Вдумайтесь в цифру!
Коль скоро дело приобретает ужасающий оборот, необходим голос общественности, к которому возможно прислушаются. Критикуя, предлагай.
Итак, что же нужно сделать, на мой взгляд, для того, чтобы побороть ужасную кривую смертельной статистики? Начинать, как говорится, нужно сначала.
О многом я уже писал, но повторение здесь не будет лишним.
Первое. Вызывает крайнюю озабоченность состояние системы обучения вождению и последующего получения водительского удостоверения.
Организация обучения в автошколах, «специалисты» этих школ, методики, сроки и др. просто никуда не годятся! Не может и не должно быть такого количества «срубить бабла» на неиссякаемом вожделении россиян получить заветные права (нужны они или не нужны). Каждый день мы становимся свидетелями результата сегодняшнего обучения в «автошколах»: люди ведут себя неадекватно и неумело, пасуют в банальных ситуациях, сами создают опасные ситуации и т.д., и т.п. Одним из самых распространённых пресс-релизов расследования ДТП стало: «не справился с управлением». Одним словом, на дорогах России уже десятки тысяч абсолютно неумелых водителей, подготовленных на уровне «Кузнечика» в легендарном фильме про войну. Чего ждать от таких индивидов (чуть не написал - инвалидов) на трассах и улицах городов? Правильно, только ДТП. Все эти предупреждающие жёлтые «чёрные метки» на стёклах - мёртвому припарка, - только лишний повод остановить машину ДПС.
Нужно зрить в корень. Система подготовки водителей на сегодняшний день ни к чёрту не годится!!! Чему можно научить за два(!) месяца человека, у которого нет природных данных к профессии водителя (а таких, к сожалению, большинство)? То, что водитель - это профессия, ни у кого не должно вызывать сомнений. Если человек не зарабатывает деньги, крутя «баранку», это не значит, что изменилась суть процесса. Он также опасен, труден, несет высокую степень риска и требует вполне определенных знаний.
Посмотрите, кто работает инструкторами в «автошколах»? Это в большинстве своём молодые «олухи», которые за деньги поимели лицензию и сами не особо отличаются от обучаемых. Для многих - это своеобразная синекура по жизни. Думаю, что большинство не один раз обращали внимание, что эти так называемые «инструкторы» просто спят на рабочем месте, развалившись в кресле. О каком обучении может идти речь?
Выпускник «автошколы» сегодня - это человек, который едва научился поворачивать руль и нажимать на тормоза, малейшая нештатная ситуация вводит его в состояние ступора, окончание которого - ДТП. Зачастую сегодняшние обладатели вожделенных прав не знают элементарных правил дорожного движения и не умеют их применять. Склонны к совершению заведомо опасных маневров. Незнание матчасти нынешними горе-автолюбителями приводит к тому, что новичок зачастую просто не понимает, что происходит с его автомобилем, начинает «дёргаться» и в итоге…снова ДТП.
Усугубляет ситуацию насквозь прогнившая система ГИБДД. Даже если человек абсолютно не способен управлять автомобилем, - за Н-ную сумму он всё равно не нытьём, так катаньем получает права и выезжает на дорогу, чтобы убивать либо убиться самому.
Что необходимо предпринять (тезисно)?
- Ввести особый порядок регистрации, контроля и аттестации юридических лиц, занимающихся обучением вождению.
- Увеличить срок обучения до 6 месяцев минимально.
- Ужесточить процедуру подбора кадров в автошколы, их профессиональной подготовки и аттестации.
- Внедрить в обучение специализированные методики вождения (особый курс).
- Для лица, виновного в совершении более 3 ДТП в течение года, ввести обязательную пересдачу в ГИБДД соседнего региона. В случае отрицательного результата - доступ к управлению ТС запретить.
Второе. Непрекращающееся пьянство за рулём.
Правило абсолютной трезвости за рулём должно стать незыблемым, как скала. Особенно это касается всевозможных «сильных мира сего»: силовиков, прокуроров, судей, чиновников и пр. «вершителей судеб». «Защитные» корочки последних по-прежнему держат открытой дверь возможности напиваться за рулём и убивать людей: велосипедистов, мотоциклистов, пешеходов и других участников дорожного движения. Печальная статистика именно по подобным ДТП - лишнее тому подтверждение.
И в этой проблеме не последнее место занимает коррупция органов ГИБДД. Решение «вопроса» за деньги с пьяницами за рулём стало главным источником колоссального теневого дохода сотрудников ГИБДД.
Что делать? Именно в этой части без жестких мер не обойтись.
- После второго случая задержания за вождение в нетрезвом виде лишать водительского удостоверения пожизненно, абсолютно исключая возможность повторного получения прав. (вместо ст.12.8 ч.4 КоАП РФ)
- Введение уголовной ответственности за любое ДТП в нетрезвом виде для различного рода должностных лиц. Каждый субъект с «корочкой» должен нести неотвратимую уголовную ответственность за совершение ДТП в нетрезвом виде. Только это может стать действенным тормозом прекращения беспредела на дорогах «сильных мира сего». «Корочка» должна ужесточать, а не ослаблять ответственность.
- Ужесточить уголовную ответственность за получение взятки сотрудниками ДПС при задержании нетрезвого водителя. Перевести это преступление в разряд особо тяжких по УК РФ.
- Введение уголовной ответственности за управление ТС лицом, лишённым прав по причине пьянства за рулём, в период лишения. (вместо ст.12.8 ч.3 КоАП РФ)
Третье. Предоставление возможности общественной борьбы с нарушителями правил дорожного движения.
Особенно актуальна такая мера для выявления и пресечения грубых и чрезвычайно опасных нарушений: езда по «встречке», проезд на запрещающий сигнал светофора и пр. Имеется в виду возможность принятия, как безусловного доказательства, сведений видеозаписи с автомобильного регистратора. Сколько бы ни наплодилось сотрудников ДПС, - им не уследить за такой армадой автолюбителей. Нужно не «дубинку» укреплять, а создавать систему, при которой само общество противостоит беспределу на дорогах.
Причём процедура приёма и оформления подобных материалов должна быть максимально упрощена. Например, путём размещения на специальном сайте.
Кроме того, очень полезно развитие института добровольных помощников ДПС по принципу дружинников. К примеру, видишь явное нарушение, предпосылки к возможной аварии, а что можешь сделать? Просто с неравнодушным замечанием в лучшем случае пошлют. А были бы какие-то права и обязанности - уже другое дело.
Четвёртое. Дороги, точнее - их состояние. Притча во языцех уже, но тем не менее.
Добрая часть ДТП происходит из-за отвратительного, никудышнего состояния российских дорог. Поговорка: у нас нет дорог, только направления - как нельзя правдивее и печальнее характеризует ситуацию. Это касается и качества дорожного покрытия (ямы по пояс, рытвины, выбоины, надолбы и пр.), и качества обочины (обрыв, глина и пр.), и эксплуатационных характеристик дорог (зачастую в одну полосу - ни обогнать, ни проехать). Можно долго рассуждать на тему недостатков дорог, которые, как известно в России - главная беда наряду с дураками, - но ясно и очевидно одно: в обозримой перспективе государство и власть не в состоянии привести их в божеский вид. Что-то мне подсказывает, что для государства в России это вообще неразрешимая задача.
Что предлагается?
Нужно посмотреть правде в глаза, отбросить дешевый популизм и ханжество, и решиться, наконец, перевести все дороги на платную основу. При этом одновременно полностью отменить транспортный налог, способы и методики начисления которого уже стали легендой. Принцип прост - платишь только тогда, когда едешь. В России уже есть примеры строительства и эксплуатации платных дорог (например, обход г.Задонска), есть примеры строительства других платных объектов для решения важных задач (например, эстакада на 208 км ж/д в г.Рязани) и я не вижу в них изъянов.
Кроме того, убеждён, что в России только частный капитал и конкуренция в этой отрасли способны поднять на иной качественный уровень состояние дорожной отрасли. Во всяком случае, решится проблема воровства «народных» денег. Мало того, отмена транспортного налога посодействует хоть небольшому сокращению численности непомерно расплодившегося «мытарского» цеха. И наконец, серьёзное дорожное строительство и реконструкция - это новые рабочие места и поступления в бюджет (а не воровство из него!). И последнее, собственнику нет смысла заниматься ежегодным латанием дыр, есть смысл сделать один раз добротную дорогу и получать доход от эксплуатации.
Пятое. Наличие «автохлама» на дорогах.
Эксплуатация неисправных, изношенных, а иногда и просто разваливающихся на ходу транспортных средств также является причиной многих ДТП. Я лично неоднократно был свидетелем, как на ходу отваливались колёса, отлетали бамперы, машина резко останавливалась от остановки двигателя и пр. Не нужно быть специалистом, чтобы понять последствия подобных происшествий.
Также попутно необходимо указать на эксплуатацию самодельных и рестайлинговых автомобилей, конструкция которых не предусматривает подобных изменений. Имеются в виду различного рода «антикрылья», навески и пр. Взять, к примеру, антикрыло. Зачем оно на «убитой» «шестёрке»? Этот элемент работает на скоростях от 200 км/ч. При столкновении же с человеком эта «фишка» рвёт бедолагу пополам, а без него у пешехода есть шанс. Замечу, что штрафы за всё вышеназванное - смехотворны и совершенно неадекватны потенциальной опасности.
Что предлагается?
- Полный запрет на эксплуатацию автомобилей свыше 20 лет.
- Запрет и соответствующие штрафные санкции за самостоятельное изменение конструкции автомобиля, не предусмотренную заводом-изготовителем. Одновременно - введение сертификации и лицензирования профессиональных рестайлинговых фирм.
- Контроль сотрудниками ГИБДД прохождения ТО по сервисной книжке. Регулярное техническое обслуживание (ТО) должно быть обязательным элементом эксплуатации автомобиля, независимо от того, на гарантии он или нет. Подпольные гаражи и самостоятельное «обслуживание» должны уйти в небытие, как абсолютно несостоятельные. Современный уровень техники, как правило, не может гарантировать, что подобное «ТО» проведено в достаточной и необходимой степени. За состояние транспортного средства, его эксплуатационные характеристики должны нести ответственность вполне определенные лица.
Шестое. Пропаганда безопасного вождения, изменение норм морали.
Пожалуй, этот элемент один из самых тяжелых в исполнении (имеются в виду, нормы морали). Однако, вопросы пропаганды можно и нужно поднять на иной качественный уровень. Большую роль здесь должны играть не только органы ГИБДД, но и общественные организации, такие, к примеру, как ВОА, ДОСААФ. Сами участники дорожного движения должны, в конце концов, осознать, что при имеющемся количестве транспорта на дорогах и всех вышеперечисленных обстоятельствах (или их отсутствии) агрессивный стиль вождения (равно как и полутёплый), езда по тротуарам и обочинам, отсутствие надлежащих умений (читай - купленные права) и т.д. ведут в пропасть, должны быть общественно порицаемыми.
Седьмое. Наведение порядка и устранение неразберихи в правилах дорожного движения.
Возьмем, к примеру, проезд по круговому движению. Запутали до невозможности. Дошло до того, что в разных регионах России диаметрально противоположные правила. В Москве я должен пропускать тех, кто заезжает на круг, а в Краснодаре, наоборот, мне должны уступить.
Постоянные изменения в санкции и штрафы, разночтения дорожных ситуаций, нововведения и последующая отмена нововведений, при этом сопутствующая слабая информированность вносят сумятицу в поведение водителей на дорогах с чисто психологической стороны: правильно - неправильно, лишат - не лишат?
Мало того, посмотрите, что «блюдёт» КоАП РФ. В качестве примера рассмотрим ст.12.5 ч.2, ч.4 и ч.5. За управление автомобилем с заведомо (!) неисправными тормозами, рулевым управлением или сцепным устройством максимальный штраф - 500 (!) рублей. Ну, правильно же, жизни людей на автобусной остановке из-за неисправных тормозов или жизнь и имущество автовладельцев из-за оторванного прицепа на трассе - всё оценено в 500 рублей. А вот если вы вдруг соизволите посягнуть на «святая святых» (то, что положено только «сильным мира сего») и установите «крякалку», то лишения прав минимум на год вам не избежать. А если ещё и примените, то лишитесь водительского удостоверения минимум на 1,5 года. Так кого защищает КоАП РФ?
Должны быть четкие правила для каждого конкретного случая, без права вольной трактовки и «вилок» штрафов сотрудниками ГИБДД. А самая гнусная «вилка» - это либо штраф, либо лишение. Невозможно уйти от убеждения, что разработчики закона и те, кто за него голосовал, намеренно закладывали коррупционную составляющую.
Восьмое. ГИБДД. Как говорится, без комментариев и преамбул.
Однако, не прибегая к огульным обвинениям всех и вся, можно точно сказать, что эта структура в целом если не усугубляет, то уж точно не улучшает ситуацию. Не мешало бы властным структурам верхнего эшелона обратить пристальное внимание на её работу не на словах, а на деле. Само название - ГИБДД говорит о том, что этот орган должен заниматься не поборами на дорогах и не столько выявлением и разбирательствами, сколько созданием, обеспечением и надлежащим контролем БЕЗОПАСНОСТИ дорожного движения. А безопасность, как известно, складывается не только от поведения водителей на дорогах, но и от многих других факторов. Выявить нарушение и создать условия, чтобы его не было - это суть разные вещи. На ниве создания условий безопасности поле непаханое работы, начиная от разметки и читаемости знаков и заканчивая поведением самих сотрудников (здесь имеется в виду не только поборы, но «выскакивание» из-под каждого куста).
Что делать?
ГИБДД нуждается в коренной реорганизации, но будет ли кто-либо этим заниматься?
Я бы избрал уже опробованный и успешный метод, реализованный в Грузии: полный разгон всех либо в народное хозяйство, либо на нары и тотальное обновление с преобразованием функций, прав и обязанностей. В частности, не должна ГИБДД заниматься разбором ДТП. Коль скоро внедрили ОСАГО, то и все вопросы должны разбирать службы аварийных комиссаров, представители страховых компаний. На практике сейчас непонятный симбиоз, невыгодный никому.
Даже если бы в России были реализованы меры, схожие с украинскими, то уже стало бы заметно легче.
Девятое. Медкомиссия и допуск к управлению ТС.
Зачастую аварии совершаются именно по причине присутствия за рулём нездорового человека: уснул, приступ, головокружение и т.д. Также с наступлением определенного возраста снижается порог чувствительности, замедляется реакция, появляются другие опасные симптомы. Сам процесс получения медсправки нынче превратился в фикцию, - просто денежный сбор. Никто реальным обследованием потенциального водителя не занимается. Был у человека инфаркт или инсульт, страдает он диабетом (с возможной потерей сознания) и пр. - это никого не волнует. Коль пришёл на «своих двоих» да ещё и денег дал, то поезжай «на здоровье».
Один знакомый наблюдал «забавный» случай, без жертв, правда. В совершенно обыденной и ничего не предвещавшей ситуации видавшая виды «девятка» падает в разрытый котлован теплотрассы и встаёт на бок. Оттуда, как их танка, вылетает ошарашенный водитель в очках с необъятными диоптриями и начинает прямо у себя перед носом судорожно листать записную книжку телефона с намерением куда-то срочно позвонить. Спрашивается: кто и за сколько допустил этого «слепого» к управлению? «Хорошо», что он просто свалился, а если бы он кого-то сбил или в кого-то въехал?
Что делать?
- Ужесточить наказание медработникам за выдачу липовых справок до очень приличного штрафа. Если установлено, что причиной ДТП являлась болезнь виновного, «не обнаруженная» при осмотре, привлекать медработников к уголовной ответственности, а медучреждение лишать лицензии.
- Ввести для всех категорий водителей ежегодный планово-профилактический осмотр в любом лицензированном лечебном учреждении.
- Ввести особый порядок прохождения медицинской комиссии после 60 лет.
- При прохождении медкомиссии ввести обязательный тест на употребление наркотиков.
Тезисно изложенные здесь предложения, конечно, носят спорный и неоднозначный характер. Но в споре рождается истина.
Некоторые меры могут показаться излишне жёсткими. Но что мы хотим: иметь несколько сотен в тюрьмах с потенциалом уменьшения или десятки тысяч в трупах с потенциалом увеличения?
Если общество будет активно участвовать в наведении порядка на дорогах и вносить свои предложения, то рано или поздно они всё равно воплотятся в жизнь. Тогда, возможно, и сумеем побороть смертельную статистику.