Apr 14, 2012 12:30
Пересмотрев вторично фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» в Великий четверток (день воспоминания о Тайной Вечере), мне пришлось испытать смешанные чувства. С одной стороны душераздирающие (порой, как мне показалось, даже нарочито, простите) сцены страданий Христа, с другой некие детали, которые несколько сбивают с толку и приводят к мысли о том, что «что-то не то». На самом деле, вероятно, трудность в том, что подобный фильм снять вообще тяжело, но в тысячу раз тяжелей это сделать человеку неправославному. Я не умаляю художественной ценности фильма самой по себе. Однако, сердцем это кино я не принял, - оно… чужое. Вышеназванные «некие детали» как раз и дают основание усомниться в истинности веры создателей, их коммерческом отношении к воспроизводимой истории.
Сценаристы и режиссёры практически вывернули наизнанку «до мяса» (как принято в Голливуде) внешнюю сторону страданий Христа, сосредоточились на «картинке», совершенно забыв о стороне духовной. Как мне кажется неслучайно и с единственной целью - вызвать лавинообразное чувство сострадания путем мощнейшего удара по психике. Сострадания…сострадания…где-то я уже это слышал…Не этим ли «прославился» католический святой Франциск Ассизский, новым догматом compassion (сострадание)? Единственный случай в истории христианства, когда на теле другого человека проступили раны Христа. Вместе с тем, если вспомнить мотивы, путь и высказывания этого «святого», то, как далеко они отступят от истинной веры Христовой. Да, кстати, у римо-католиков святых нет - есть звание «учитель церкви» и «сверхдолжные заслуги». Заслуги! Чисто коммерческие отношения с Богом. Я подал нищему - баланс положительный, давай и ты мне, Господи! Я украл - О-о! баланс отрицательный, - надо срочно сделать какое-то «доброе» дело. А душа где? А дух? А вера?
Впрочем, протестантство пошло ещё дальше. И доказательства тому присутствуют в ленте Гибсона. Оказывается «чужая» благодать (так они называют благодать Христа) закрывает человека от грехов прошлых, настоящих и (внимание!!!) - будущих! Ура! Твори что хочешь, - Христос уже за нас пострадал и закрывает своей «чужой» благодатью. А что? По версии Лютера «человек - это соляной столб и ничего сам не может сделать», а «душа человеческая никоим образом не участвует в греховных деяниях плоти». Ещё раз ура! Пострадал Христос, да? Мы верим, да, сильно пострадал, сочувствуем даже, сострадаем. А теперь гуляй, рванина! Фильм начинается со слов Христа (не знаю, правда, откуда они взяты): «Я пришёл пострадать за грехи мира». О любви ни слова. О том, что это была жертва любви ни слова. Нет её. Какая любовь? Что вы? Христос дал дорогу нашим грехам. Живи и наслаждайся. Как созвучно современной бесовской психологии! А в одной из сцен воспоминаний Иисуса после того, как Его Мать (исконно русское - Богородица - здесь как-то не к месту) оценила сделанный Им стол, из Её уст мы слышим (О, Боже!): «Ты никогда не станешь известным!» Так вот она первопричина всех страданий по версии Гибсона - стать известным (знаменитым, богатым, почитаемым и пр.) Какая насмешка! Какое издевательство над верой! Низвести Богородицу до роли простой обывательницы, которая мечтает об известности своего сына. А как же введение во Храм Пресвятой Богородицы, а как же Благовестие архангела Гавриила? «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Само божественное Рождество Господа нашего Иисуса Христа низведено до такого примитивного уровня - Он просто о-очень сильно пострадал и этим самым разрешил все наши грехи. И вы хотите в это верить?! Я категорически отказываюсь.
Современная безбожная жизнь всё дальше и дальше, как в демоническую воронку, засасывает всё человечество к своему неминуемому концу. Как поёт талантливейший иеромонах Роман, «первый мир был потоплен водой, а второй для огня бережётся». В своих безбожных исканиях мы дошли до откровенной ереси и готовы красивую картинку воспринимать за чистую монету. Вместо того, чтобы обратиться к живоносным источникам - Святому Писанию и Святоотеческим учениям. Вместо того, чтобы жить по законам Евангелия, по законам любви. Многие отрицают, как и прежде, существование самого Бога. Атеизм силен. Однако, «врата адовы церкви Христовой не одолеют».
Достоевский однажды в порыве неистовой страсти спора воскликнул перед своим другом: «Есть Бог, есть!» Эти слова необходимо зарубить себе на носу и понять, что абсолютно глупо даже с прагматической точки зрения отрицать многовековой опыт Церкви, как сообщества последователей Христа. Здесь, конечно же, имеется в виду опыт православной церкви и затем Русской православной церкви. Невозможно спрятать, как какую-то ненужную вещь, все чудотворения, явления святых икон, жития святых, подвижничество, старчество и пр., и пр. Вся жизнь человеческая с момента рождения до смерти - это лишь промысел Божий. И свободная воля дана только для того, чтобы мы имели право выбора - иметь жизнь вечную или вечные мучения (в этом месте демоны хохочут). Вы с кем? А?
Сатанизм наших дней, нападки на РПЦ и христиан во многих странах подтверждают мысль Фёдора Михайловича о том, что «добро борется со злом, а поле битвы - душа человека». Сатана, как всегда, роется в мелочах и преподносит нам, то «кошечек», то «часы», а мы снова и снова, по словам Апостола Павла «возвращаемся, как пёс на старую блевотину». Да, как говорил архимандрит Афиноген (Агапов), «…нынче мы, попы, бестолковы», но кто нам-то мешает быть истинными чадами Церкви Христовой и жить по Законам Евангелия?
Многие (и даже верующие) люди взывают и просят Господа дать Святой Руси царя. Забыли, верно, как разгневался Господь на евреев за аналогичную просьбу и послал им бесноватого Саула. Забыли притчу о Фоке, который так умучил тех, кто просил «православного» правителя, что один из праведников с рыданиями обратился к Господу и ему было открыто: «Искал хуже для вас, да не нашёл!» Нам нужны внешние стороны, внешние атрибуты. Но кто же мешает без внешних «благочестивых» проявлений иметь истинную веру, дух Христов?
Мы всё больше и больше скатываемся в гнилостное протестантство и махровое язычество. Нам нужны провидцы и оракулы, нам нужны чудеса, а сами мы ничего не хотим делать для Христа. Мы забыли о том, что «Меня любит тот, кто исполняет заповеди Мои». Зачастую мы хотим откупиться деньгами, забывая о том, что «жертва нечестивого - мерзость перед Господом». По научению старца Михаила (Питкевича) «…какая бы ни была «тучная жертва» - не угодна она Богу, если хоть капля жаления в ней есть, хоть малая доля стяжания и пристрастия. Всё главное - в искренности, правдивости, чистоте сердца».
Какие ещё испытания нужно послать нам, чтобы рабы Божии поняли, наконец, где истинный путь? Давайте вспомним историческую притчу о Ниневии. Господь послал в этот древний город пророка Иова передать жителям, что через три дня все они будут уничтожены за все их злодеяния и грехопадение. Что сделали ниневитяне после получения такой вести? Царь Ниневии объявил повсеместный строгий пост, снял с себя все одежды и посыпал голову пеплом, все принесли слёзное покаяние. И…Господь принял их покаяние, и пощадил их. Я убеждён, что Россия жива до сей поры только лишь по тому, что сохраняется какое-то незримое количество праведников и молитвенников, по вере которых Ангел Господень не отходит от Святой Руси. Как только рубеж будет пройден, Ангел отойдёт, как Он отошёл от Содома и Гоморры.
Сегодня мы все слишком озабочены исканием человеческой правды, равенства, справедливости. По словам схимонаха Паисия, «как сено и пламя не могут пребывать вместе, так не могут в одной душе одновременно находиться Божественная и человеческая правда». А что есть вожделенное многими равенство? Замечательные слова по этому поводу принадлежат Святителю Николаю Сербскому:
«Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы и нравственность. Любит ли муж жену за равенство? И мать любит ли своего ребёнка за равенство? Разве друзья любят друг друга за равенство?
Неравенство - основа справедливости и побудитель любви. Пока живёт любовь, никто не вспоминает о равенстве. Пока царит справедливость, никто не думает о равенстве.
Когда уходит любовь, люди говорят о справедливости и подразумевают равенство.
Когда за любовью уходит и справедливость, начинают говорить о равенстве и подразумевают безнравственность, то есть изгнанную нравственность подменяют порочностью…»
В наши дни снова открыты храмы и монастыри, нет гонений, дана свобода. Но как мы пользуемся этой свободой? Вместо того, чтобы пить воду из живоносного источника, мы в него плюём. А ведь известно пророчество Оптинских старцев, а также иеросхимонаха Константина (Шипунова), о том, что «будет и расцвет веры, откроются все храмы и монастыри, но на короткое время». Одна из причин этого, «чтобы на Страшном Суде никто не смог сказать: «Господи, а мы о Тебе не слышали, а мы не знали, что Ты есть, нам никто не сказал». Так вот, слово Христово проповедано нынче должным образом и пора бы уже определиться, каким путём и куда идти.
В сегодняшнюю ночь мы в очередной раз встретим Воскресение Христа. Прежде всего, нужно подумать о том, для чего мы пройдём крестным ходом. Для галочки? В дань народной традиции? Потому что так вроде принято? Или же мы всё-таки ждём чего-то большего?
Хочется закончить словами замечательного батюшки, протоиерея Валентина (Амфитеатрова):
«Для человечества Иисус Христос есть Жизнь и Источник жизни. Кто достойно приобщился Святых Тайн, тот не умрёт. Не страшны такому человеку ни бури жизненных бедствий, ни подводные камни житейских обстоятельств, от которых мы, слабые, так часто и малодушно теряем свою голову. Не страшна человеку тяжёлая бедность, не страшны для него ни сума, ни тюрьма, ни обида людская, потому что он - причастник Божий. Бедствия - принадлежность земли; счастье - удел неба…Удостоившийся благодати Божией не может быть равнодушен к величию Божественных совершенств, которыми он окружён…»
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Пасха Христова,
"Страсти Христовы",
общество,
Иисус Христос,
вера,
Воскресение Христово,
православие