Достояние русского кинематографа. "Сибирь. Монамур"

Jan 25, 2012 10:23

          Нечасто испытываешь потрясения от просмотра фильма, прочтения книги, от всего того, что питает душу. В последнее время многое из того, что должно быть «разумным, добрым и вечным» превратилось в безмозглое, сатанинское и одноразовое (как пластиковая посуда и средства предохранения). Безусловно, когда на этом гнилом фоне появляется что-то действительно настоящее, сказывается, как выражаются экономисты, эффект низкой базы. Но в случае с картиной Славы Росса «Сибирь. Монамур» низкая база осталась в сравнении с небольшой стернёй, а этот фильм возвысился абсолютным явлением.


                Я не хотел бы в данном случае расточать какие-либо лестные эпитеты и называть ленту шедевром. Но не потому, что скуп на признания (скорее, наоборот). Причина проста. Эта картина - действительно явление современного российского кино, не побоюсь сказать - русского кино. Она, как пушкинский «столп» заслонила многие представления о том, что и как можно и нужно снимать. Причина также и в том, что Слава Росс - практически мой ровесник и это его первая по-настоящему мощная лента. В связи с этим мне не хочется, чтобы бурный поток похвалы вместе с водой выплеснул и ребёнка. Хочется ещё посмотреть на творения одарённого и самобытного режиссёра и сценариста. И очень даже верится, что он сможет сделать лучше, у него есть то, чего нет у многих других - вера, талант, видение. Без этих качеств «Сибирь. Монамур» снять не удалось бы. Слава Росс - открытие для меня.
              На протяжении всего времени просмотра фильма не покидает совершенно сумасшедшее состояние сердца: оно то сжимается до боли, то дико колотится в предчувствии чего-то неизведанного. Эмоциональный фон картины завораживает. При этом какой-то особенной нитью проходит состояние неизбывной русской тоски. Но без уклона в отчаяние, в уныние, а именно свойственной русской ментальности грусти, в которой теплится лампадка веры.
          О чём фильм? Я рискну сказать, что фильм о Боге и о вере. На это, конечно, можно много чего возразить и в т.ч. то, что таких фильмов много. Да, но именно в этой ленте, как мне представляется, чудесным образом автору удалось раскрыть постулаты православной веры о том, что «Царство Божие внутрь нас есть» и «Бог - это любовь».
Все события, вся фабула фильма стоят на прочном фундаменте веры, веры в Бога. И даже те герои фильма, которые не молятся ежедневно и еженощно, как главный герой - старовер Иван, они тоже верят. «Вера без дел мертва есть». И своими поступками действующие лица либо утверждают веру, либо попирают. Этот контраст показан ненавязчиво, без резких скачков, но очень красочно и действенно, по-настоящему. И каждый герой получает либо спасение, либо благодеяние от Господа; либо же, наоборот, суровые испытания и отмщение. «Мне отмщение и Аз воздам». Потрошители и мародёры сибирских деревень, которые не гнушаются никакими способами в присвоении старинных икон, получают собачью смерть. Малодушный дядя Юра, который, зная, что только от него зависит целых две жизни, не может справиться со своенравной женой в деле их спасения и выручки, - получает нелепую смерть. Проститутка местного «салона» за своё ремесло поругаема, бита и бесконечно несчастна. Но за доброе сердце Господь не оставляет её, даёт ей шанс. Старовер Иван, пройдя немыслимые испытания, в борьбе за жизнь свой кровинки - внука Лёшки, выживает в, казалось бы, совершенно безнадёжной ситуации. «По вере вашей воздастся вам».


          «Сибирь. Монамур» также возвёл прочные стены любви. Любви разной. Начиная от чувств соседа дяди Юры к его жене и заканчивая высокой сыновней любовью Ивана к своему внуку Лёшке. Начиная от страстей боевого капитана и заканчивая кавказской девчушкой, подносящей русскому солдатику хлеб. Начиная от привязанности «младшего» главного героя к одичавшей собаке - Клыку и заканчивая его же безмерной надеждой на возвращение своего отца. Любовь повсюду в этом фильме. Однако, даже учитывая присутствие откровенных сцен, здесь любовь не опошлена и не извращена, она такая, как есть в реальности. Она - сама жизнь. Печальная, русская, но жизнь. Может поэтому в названии и звучит французская шифровка - «моя любовь». В зарубежном прокате фильм так и шёл: «Siberie. Mon Amour». О патриотизме не буду, - русофобу такой фильм не снять.
         В основе «Сибирь. Монамур», казалось бы, банальные события повседневной действительности, но как грамотно выстроен сценарий! Я всё время ловил себя на мысли, что не кино смотрю, а участвую вместе с героями в действии фильма, нахожусь рядом. Иной раз смотришь что-нибудь и думаешь: «Вот тут неважно актёр сыграл, тут в сюжете что-то непонятное и т.д.» В этом фильме не задаёшь абсолютно таких вопросов. Всё просто и мощно одновременно. Ты живёшь тем, что на экране. Это не выстрел, это залп. Актёры работают превосходно, и выделить кого-либо не представляется возможным. Огромную фору лента получила тем, что в ней нет «заезженных» и зачастую «зажравшихся» физиономий. Практически всех актёров я увидел впервые. У меня сложилось полное впечатление, что это не работа актёров, а работа людей, проживших показанную жизненную историю от начала и до конца. Сверхдобротная работа оператора и художника фильма не может оставить равнодушным. Ничего лишнего, всё настолько правдиво, что брошенная деревня Монамур и видится таковой. А ведь на самом деле - это декорации, специально построенные для съемок. Остаётся только недоумевать, как Славе Россу удалось снять так правдоподобно стаю одичавших собак? Причём сцены разноплановые и требуют немалой согласованности. Повествовать о самой фабуле этого кино дело неблагодарное. Его обязательно нужно смотреть! И возможно даже проронить слезинку. Ну, хотя бы в конце фильма.
          Когда я выбирал диск с «Сибирь. Монамур», собственно, я и не выбирал. Я просто шёл мимо стойки с несколькими сотнями футляров, и рука сама протянулась именно к нему. От этого фильма исходит тепло. Согрейтесь им. Обязательно.

Сибирь.Монамур, смотреть обязательно, Слава Росс, кино, новое русское кино

Previous post Next post
Up