"ЕЛЕНА"

Dec 11, 2011 18:38

Так называется новая работа Андрея Звягинцева. Скажу честно, решил посмотреть фильм не потому, что хорошо знаком с работой этого режиссера и «фанатею» от него, не потому, что фильм «Елена» взял специальный приз в Каннах-2011 и ещё массу призов, и не по какой другой типичной причине. Просто этот фильм однозначно можно отнести к категории «не для всех». Я отнюдь не хочу выпятить свою индивидуальность. Просто на самом деле этот фильм нельзя смотреть всем подряд. Причина проста - могут сделать неверные выводы. Я, правда, не знаю, что было в душе и задумке режиссера, но свою идею я вынес. Не факт, что ту же вынесут другие. Впрочем, обо всё по порядку.



«Елена» - это фильм-иллюстрация, фильм-отрывок. Возможно, фильм-притча. В нём практически нет никакой современной голливудской динамики и лихих поворотов сюжета. Это всего лишь несколько дней из жизни пожилой пары и тех людей, которые с нею связаны кровными узами.
Главный вопрос фильма, на мой взгляд, чем оправдать (и можно ли это сделать вообще) умышленное лишение жизни человека под якобы благовидным предлогом. Причем ситуацию усугубляет то, что отправляет на тот свет жена мужа. А, кроме того, жена - бывший врач, делает это, хладнокровно используя свои профессиональные познания (невзирая на клятву Гиппократа). Хотя какие клятвы, если муж под старость лет «кидает» на имущество; а собственный беспутный внук не должен идти в армию, потому что там может быть «какая-нибудь Осетия». Внук должен идти в институт, но на это нужны деньги. А денег как на грех муж и не даёт. Вот такая фабула.



Фильм сложно, по моему мнению, назвать шедевром в бытовом, приземленном понимании. Этот фильм нельзя смотреть несколько раз подряд и наслаждаться. В некотором смысле после его просмотра даже противно. И как мне кажется, в духовном смысле эта лента тоже далека от совершенства. Она не дает направления, она только выворачивает ситуацию наизнанку, постепенно, шаг за шагом набирая обороты в прямом и переносном смысле слова. Действительно, фильм начинается о-очень медленно, настолько медленно, что, кажется, ещё минута и бросишь смотреть, но далее динамика набирает ход до нужной кондиции и …обрывается на полуслове. Додумывай, как хочешь. Вот тут, как раз, заложена коварная мина.
Ещё раз повторю, история нескольких дней жизни и всего лишь одного житейского вопроса, следствием которого является смерть мужа главной героини Елены. Формально содержания как бы и нет, - спектакль в двух актах: «Акт первый - дай денег, потому что это-это и то-то; Акт второй: хрен тебе, а не денег; ну, тогда вот тебе, подлец!» Но вы не поверите - два дня обсуждений фильма с женой, словно это какой-то «Лоуренс Аравийский», ей-Богу. Уж крутили ситуацию и так, и эдак. Ну, никак и ничем нельзя оправдать смертоубийство. Никак и ничем! Жизнь человеческая - это Божий дар и нельзя отнимать её у кого бы то ни было даже взамен десятка новых.
Мало того, по ходу всей этой пьесы возникает ещё масса житейских и бытовых вопросов, в которых хочется разобраться. А любила ли она мужа вообще? Что их связывало? Чем занят целыми днями её великовозрастный сын-тунеядец? (кстати, типичный материал для участия во всех протестных митингах - присмотритесь, может, узнаете кого) Почему на окраинах города агрессивная школота, как последние изверги, подобно дикому зверью, избивают друг друга до полусмерти, а в центре - мирно играют в футбол и нормально общаются? Добрый ли был человек Володя - муж главной героини? Какая доброта истинна - доброта от Елены или доброта от дочери Володи? Масса вопросов. И всего лишь на фоне картинки нескольких дней жизни двух людей, которые здесь, рядом с нами.
Почему этот фильм не для всех. Потому что, если я правильно понял замысел режиссера, он призывает нас одуматься, посмотреть на всю блевотину нашей повседневной, как бы «нормальной», но, по-сути, поганой жизни со стороны. Если хотите в фильме постановка вопроса по Достоевскому «ведь если Бога нет, то всё же можно». А ведь многие могут, посмотрев фильм, чего доброго и …оправдать главную героиню. Дескать, молодец, баба, так ему и надо старому жмоту! Вот что. Но нельзя этого делать, никак нельзя.
Очень профессионально сыграл свою роль Андрей Смирнов. Ну, ещё бы, мастер и не сыграл. Однако больше всего мне понравилась игра молодой актрисы Елены Лядовой.



Первый раз мне реально бросился в глаза её талант в современной интерпретации «Братьев Карамазовых». Там, пожалуй, кроме неё, Достоевского так никто и не понял до конца. И в «Елене» было вновь приятно посмотреть и на неё и на её игру. Замечательно. Станиславский бы сказал: «Тысячу раз верю!»
Довольно интересная операторская работа, неожиданные планы, которым тоже веришь.
Я не поставлю диск с этим фильмом в стойку специально отобранных, эдаких кандидатов на Replay, но то, что он по мне «проехался», я запомню.

Смотреть тому, кто созрел духом и может думать.

Елена Лядова, "Елена", Андрей Смирнов, Каннский МКФ 2011, Андрей Звягинцев

Previous post Next post
Up