ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА...

Dec 09, 2011 18:01

Замечательный, выдающийся, не знаю, какой ещё подобрать эпитет, пожалуй, очень необходимый фильм Андрея Смирнова. В нём он выступил и как сценарист, и как режиссёр. Без сомнения, эта лента войдёт (вне зависимости от чьих бы то ни было мнений) в сокровищницу мировой культуры.
Причин таких хвалебных суждений много. Но прежде рекомендация: этот фильм вышел сразу и в прокат (очень ограниченно) и на дисках. Я смотрел дома. То же самое рекомендую и желающим посмотреть. Не люблю кинотеатры и не для попкорновой обстановки это кино. Мало того, на мой взгляд. «Жила-была…» - это один из небольшого количества русских фильмов, который стоит хранить, как шедевр, и периодически просматривать в каждой русской семье. В семье, где есть дух и любовь. В семье, где есть вера.



Почему мне понравился этот фильм? Самое главное в приземлённом контексте - это кино НЕ на потребу дня. Это совершенно самобытное и аллегоричное полотно. Здесь нет каких-то избитых ходов, ты не знаешь, несмотря на исторический ход событий, куда выведет кривая главную героиню до последнего момента. А в высоком смысле - это глубоко духовный фильм, фильм о вере. Если угодно, о состоянии веры, русского народа. С тех пор мало что поменялось.
Остановлюсь на нескольких ключевых моментах более подробно.
Исторический контекст.
Основой фильма служат события, начиная с 1909 г. по конец гражданской войны. Именно на их фоне проходит жизнь главной героини Варвары - простой русской бабы. Хочу сказать особое спасибо режиссеру за удивительную правдоподобность исторической передачи, даже казалось бы, в мелочах, о которых мало кто нынче знает. Например, состав Красной армии на первых порах гражданской войны: китайцы, евреи, латыши, криминальный элемент - до 80%. По сути это была захватническая война, навязанная извне под благовидным соусом. Или, к примеру, восстание тамбовских крестьян. Знаковое событие тех лет, о котором мало кто вспоминает, так же, как о восстании ижевцев и воткинцев, но это реальный факт, который красочно явлен в фильме и о котором нужно знать последующим поколениям. Для чего? Для того, чтобы не наступать на одни и те же грабли.
Сюжет, сценарий
Невзирая на историческую канву, события фильма и переливы сюжета весьма разноплановы: это и колоссальный пласт вопросов веры, и зарождающиеся кланово-родовые противоречия на селе, и семейные взаимоотношения, и быт крестьян, и пр. Учитывая всё то, что сказано выше, могу отметить пару мелких недостатков, которые, впрочем, не являются ложкой дегтя. Просто, на мой взгляд, они имеют место. Первое. Нападение свёкра на Варвару с недвусмысленной целью. Эта тема давно и ярко уже была обыграна ещё в чёрно-белой ленте «Бабы рязанские». Полагаю, что без неё можно было и обойтись. Однако, если мои догадки по поводу аллегоричности фильма верны, то и это неотъемлемая часть сюжета (об этом чуть ниже). Второе. Юра Шевчук.



Здесь он исполнил замечательную песню того времени «Трансвааль, Трансвааль - страна моя», которую сейчас практически никто не знает. А между тем, она была в то время очень популярна (ещё один факт подлинной историчности фильма). Популярность была связана с тем, что Россия помогала бурам в борьбе против англичан за Южную Африку (ныне - ЮАР) и многие русские солдаты сложили там свою голову. Эдакий Афганистан того времени. Так вот, что касается сюжета. Хорошо было бы исполнением песни и ограничиться. Это у Юры вышло отлично, как всегда. Но его, как Ленина на броневик, зачем-то поставили на телегу с невполне внятным выступлением, что ли…ну, не удалось это место, наиграно немного. Юра здесь сыграл не того ветерана англо-бурской войны, а …самого себя. Впрочем, может я и заблуждаюсь. Кроме того, схожая постановка с участием Шевчука уже есть у Сергея Сельянова в фильме «Духов день». Там Юра тоже во главе строя и тоже запевала. Это, пожалуй, то немногое, что бросилось в глаза.
Аллегоричность.
Не безнадёжно, надеюсь, считаю, что главная героиня фильма - это ни много, ни мало - сама матушка-Россия. Та несчастная исконная Россия, которая вечно страдает от неволи, пьянства, бедноты, несчастий. Та Россия, которая является заложницей окаянства своего народа. И та Россия, которая не теряет своей веры и приносит себя в жертву. Стоит лишь немного задуматься и все образы налицо.
Главная героиня и актёры
Остается только поражаться мастерски подобранному созвездию актёров.



Дарья Екамасова - вне всяческих похвал. Игра актёров и близко не носит опереточный характер. Картинка с Варварой иной раз настолько правдоподобна, что создается эффект съемки скрытой камерой. Очень удачно подобранный типаж, великолепная, прочувствованная игра. Прекрасно сыграл свою роль и наш рязанский земляк Влад Абашин. И даже, несмотря на мою предубеждённость, Максим Аверин сумел переломить свой устоявшийся образ. Кстати, ещё раз об историчности фильма. Монашек, который показан Авериным, абсолютно правдивый персонаж. На рубеже 19-20 веков вера в России была уже настолько поругана, что вовсе неудивителен образ такого монаха - уголовника, смертоубийцы и еретика. В то время пьяные драки и разгул, содом и гоморра, всё, что угодно, только не молитва, стали в монастырях чуть ли не нормой.
Как всегда, бесподобна Нина Русланова. Убедителен и Алексей Серебряков.
Культурная среда
Очень здорово Андрею Смирнову удалось передать подлинность быта и культуры того времени. Достоверные костюмы. В частности, на невесте в начале фильма наряд именно Тамбовской губернии.



Что самое необычное - учет условностей языка того времени и места действия. Звучит красочно и создает особый колорит. У меня тёща родом из с.Можары Сараевского района Рязанской области. Эти места как раз граничат с Тамбовщиной. Так вот она и сейчас говорит некоторые слова, как убедительно показано в «Жила-была…» Например, глагол есть (в смысле - кушать)у неё звучит: йисть.
Духовные образы, вера
В отличие от многих фильмов верно показаны обряды богослужений, без домыслов и достоверно. Очень характерная роль местного батюшки. Но главное, всё же, не в этом. На мой взгляд, кульминация фильма - это расстрел восставших тамбовских крестьян под аккомпанемент всего народа «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта сцена настолько мощная, что, если бы на этом фильм уже закончился, вряд ли бы кто-то сказал о недосказанности. Богомольный русский народ сам осознает свою греховность. На вопрос, почему же никто не может увидеть Китеж-град, звучит простой ответ: «По грехам нашим». Окаянство народа показано и просто, и сложно одновременно. Оно во всём и везде. Но больше всего типичной картинкой того времени явился эпизод, когда местный предводитель красноармейцев заходит в гости к Лукичу (А.Серебряков) и совершенно беззазорно пьет и говорит здравицы за вновь крещеную дочь хозяина дома, а чуть позже он же будет расстреливать и его, и многих других. Это настолько верно показано, что даже на основе этого эпизода можно попытаться понять всё иезуитство того времени. И сделать вывод о соразмерности последующей расплаты народа за все грехи.

Смотрите этот фильм и делайте выводы.

Юра Шевчук, Алексей Серебряков, Андрей Смирнов, "Жила-была одна баба", Дарья Екамасова

Previous post Next post
Up