Aug 28, 2016 15:16
Нынче сказано, что де быть патриотизму национальной идеей. Оно-то, конечно, хорошо, если б не было так глупо и…больно. Не может существительное стать прилагательным, не может определение стать подлежащим, не может один из принципов стать законом. Объявить патриотизм национальной идеей - это всё равно, что сказать: «Теперь гравитация есть основа мироздания». Да, гравитация - это важно, но явно недостаточно от слова совсем. Она помогает землянам не улететь в космос, но не дает источника жизни. Я люблю Родину, но я должен её любить за что-то, а не потому что мне повелевают это делать.
И вот как раз вот это "что-то" и есть созидательный продукт реализации приемлемой большинством национальной идеи. В СССР, к примеру, этим "что-то" было равенство возможностей, реально бесплатное образование и медобслуживание, реализуемое право на труд по специальности и квалификации, чувство защищенности и некой сплоченности общества, одним словом, не на словах, а на деле социальное государство. А национальной идеей или супер идеей было строительство коммунизма, где "от каждого по способности, каждому по потребности". И люди в это верили! Хотя бы потому, что если их и обманывали с высокой трибуны, то не так цинично и нагло, как сегодня.
Впрочем, об этом уже много сказано. Важно другое. И об этом слова выдающегося русского писателя Виктора Петровича Астафьева:
«Изо всех спекуляций самая доступная и оттого самая распространенная - спекуляция патриотизмом, бойчее всего распродается любовь к родине - во все времена товар этот нарасхват. И никому в голову не приходит, что уже только одна замашка - походя трепать имя родины, употребление не к делу: «Я и Родина!» - пагубна, от неё оказалось недалеко: «Я и мир».»
«…слово «Родина» ему необходимо, как половая тряпка, - грязь вытирать».
Почему так происходит?
Опять же глыба современной русской литературы даёт ответ:
«Видимость. Видимость правды, видимость кипучей деятельности. Видимость знания, образования, видимость заботы о народе и солдате. Видимость крепкой обороны. Видимость могучей армии. Видимость незыблемого единства. Видимость сплочённого государства, которое рассыпалось…»
Ой, немного забегаю вперёд…
патриотизм,
власть,
национальная идея