Черниговщина: исторический портрет в сумерках

Mar 02, 2014 19:51

Я родился и вырос на Черниговщине (УССР). Благодатная, исконно русская, православная и многострадальная земля. В старину эту землю называли Северщина (Сиверщина). Кто не помнит чудесные строки из «Ильи и Соловья-разбойника»:

«А й побил он эту силу всю великую.
Ён подъехал-то под славный под Чернигов-град.
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
- Ай же, мужички да вы черниговски!
А нейду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольний Киев-град.»

Даже в советское время, одной из отличительных черт которого являлась пропаганда человека новой формации - советского, что, по существу, означало разрушение или нивелирование национально-исторических признаков и самосознания, ни у кого не возникало мысли порушить древнюю историю этого края, усомниться в том, что эта земля подлинно русская, православная. Летописи, сохранившиеся памятники, археологические находки, вся история и генетическая память говорит об этом. И в советское время, как это ни странно, это русское самосознание не разрушалось. В отличие от дня сегодняшнего, но об этом ниже.


Мой покойный друг Игорь (с характерной украинской фамилией - Червоный) при рассуждениях о других странах любил повторять: «Так, наш же ж русский Иван…». С детства врезалось в память, что «западенец» и «бандеровец» были словами явно ругательного толка. Если перед кем-то из коренных (сиверских) людей в чём-то провинился переселенец (была такая советская политика по переселению с западных территорий), то самым уничижительным ругательством в его адрес при рассказе третьим лицам было: «Та отi клятi западенцi!». Слова «москаль» в обороте не существовало по определению, оно возникло так же внезапно, как и «незалежнiсть». За прекрасной рекой Десной и поныне существует деревня, состоящая в основном из переселенцев и их потомков, - Карпиловка (Карпилiвка). Когда кто-то хотел намекнуть в подтрунивающем ключе на жадность соседа, то начинал издалека: «Там за Десною ϵ таке село, Карпилiвка зветься, - будеш подихати пiд тином, нiхто води не дасть».
Русский язык, в отличие от дня сегодняшнего, не просто почитался, а в некотором смысле боготворился. В Союзе без хорошего знания русского языка продвинуться было невозможно, - это был государственный язык великой державы, высшей школы, и … признак образованности и культуры. Мы, конечно, не менее усердно, тщательно и с интересом изучали в школе всех украинских классиков и настоящий литературный украинский язык (это было обязательно и для русских школ), но все прекрасно понимали, что русский язык как-то «главнее» что ли. В повседневной жизни чаще всего использовался (да, кстати, используется и сегодня) так называемый «суржик» - причудливая смесь украинского с русским. К примеру, мама упомянутого выше Игоря могла сказать: «это самое, пойды до дяди Васи, попросы у нього кусок сала». На литературном украинском эта фраза, несомненно, звучала бы по-другому. Хотя бы потому, что простой русский Вася - это «гарний хлопець Василь».
На Черниговщине никогда не бытовало неологизмов, присущих западной Украине. Вот, например, многие знают, что по-украински «хорошо» - это «гарно». Однако чаще вообще употребляется русский вариант, а на западе Украины и украинский не применяется, - там есть «файно», и несложно понять его историческое происхождение. В самом Чернигове, насколько я помню, на весь областной город существовала только одна школа с украинским языком обучения. И не потому, что кто-то «угнетал» украинский народ, - не было спроса. Справедливости ради надо сказать, что в населённых пунктах поменьше было либо поровну, либо была только украинская школа. Но это отнюдь и нисколько не меняло самоидентификации, психологии людей, их генетической памяти.
Черниговщина с момента начала становления государственности Руси до прихода к власти большевиков всегда имела некий особый статус, свой вектор развития и состояние общества. Тому причиной было несколько факторов:
- человеческий (личности, находившиеся у власти, в т.ч. церковной);
- географический (пограничное положение, то ли юг Москвы, то ли север Киева);
- геополитический;
- экономический;
- родо-племенной (этнический).
Чернигов был одним из самых крупных городов Древней Руси, вокруг и с участием которого происходили многие события Древней Руси и последующей истории. По своему развитию он уступал только Киеву. Первая дата упоминания в летописях - 907 г. Княжеский стол организован в первой половине XI века, а становление Чернигова, как города, произошло во второй половине X века. В XII-XIII вв. Черниговское княжество было одним из самых крупных русских землеобразований. На западе граничило с Киевским и Переяславским, на севере - со Смоленским, на востоке - с Ростово-Суздальским и Муромо-Рязанским княжествами.
В Симеоновской летописи за 1187 г. читаем: «Томъ же лете Всеволодъ Юрьевичъ, внук Володимера Мононаха, отда дщерь свою Всеславу Чернигову за Ростислава Ярославича, внука Всеволожа Олговича». И далее: «Томъ же лете идее велики князь Всеволодъ, сын Юрьевъ, внук Володимеръ, на Рязань съ Ярославом Володимеровичемъ, съ своякомъ своимъ, и съ Володимеромъ Муромскимъ Юрьевичемъ; и Всеволодъ Юрьевичь съ Коломны идее с ними на братью свою (выд. автором) въ Рязань, и перебродившее Оку реку и пришедшее, взяша села вся около и полонъ многъ, и възвратишася опять, и идоша въ свояси, а землю пусту сътворьше и пожгоша всю». Или строки за 1213-1216 гг. : «Лета 6724 преставися Рюрикъ Ростиславичъ, князь Киевский, княжа въ Чернигове. Том же лете оженися Володимеръ, сынъ Всеволожь, въ Переяславле Русскомъ Глебовною Черниговского (выд.автором) князя». В этих строках и общность, и раздор, и единение, и братоубийственная междоусобная война.
До становления Российской империи русские земли пережили множество драматических и трагических моментов истории. Значительную, если не сказать определяющую, роль в этом играли два наиважнейших фактора: утрата духовной общности с непременным отдалением от Бога и внешние влияния, как подспудные, так и агрессивные. «…И бишася крепце, и мнози падаху Божиимъ попущениемъ, за умножение грехъ нашихъ». В Воскресенской летописи об одной из междоусобиц находим «и земли Рустей много зла сотворивше». Политика стара как мир, - и вчера и сегодня на повестке дня принцип - divide et impera (разделяй и властвуй).
Тяжёлым испытанием для Руси стало нашествие монголо-татарских полчищ. Они, как несметная саранча, жгли и уничтожали всё на своём пути. Чернигов, так же, как и многие Русские города, пострадал от иноплеменных захватчиков. Защищая его от поругания, полегло множество русского народа. Вот характерный эпизод из Симеоновской летописи за 1239-1240 гг.: «Въ лето 6747 начя Батыи посылати на грады Русскыа. Послании же Батыеви, пришедшее в Русь, взяша градъ Переяславль и церковь архааггела Михаила съкрушиша, и епископа Семеня убиша, и люди вся сущая въ граде, овыхъ избиша, а иныхъ плениша, а съсуды церковныя златыя и серебреныя драгокаменыа поимаша. А иную же рать посла на Черниговъ (выд.автором) въ силе тяжце. Слышав же Мстиславъ Глебовичъ, внук Святослаль Олговича, нападение иноплеменникь на градъ, и прииде съ силою своею къ Чернигову, и сступишася полци у Чернигова, и бысть сеча зла, и побежденъ бысть Мстиславъ, и множество от вои его избьено бысть, и град взяша и запалиша огнемъ, а епископа оставиша жива и ведоша и въ Глуховъ, и оттоле пустиша его». Однако при всём при этом, даже властелинам Золотой Орды не приходила в голову богохульная мысль о намеренном разрушении православной веры. Ханские ярлыки строго карали за хулу русской веры. Сегодня же на всей территории Украины мы воочию наблюдаем сатанинские нападки христопродавцев на духовный столп Руси - православную веру. Во многих местах и, прежде всего, в умах, раскол и смута, беснование, инфернальная одержимость.
Чернигов и другие города (в границах нынешней России) были именно русские (не украинские, не москальские, не фино-угорские (по понятиям бандеровцев) и никакие другие) и об этом доподлинно свидетельствуют исторические источники. Наряду с междоусобицами русские князья умели объединяться для войны с теми, кто и сегодня совершает вражеские поползновения на Русь. И немалую роль в этом играл именно Чернигов. Так, в Симеоновской летописи за 1205-1206 гг. находим: «Въ лета 6714 съвокупишася Олговичи вси въ Черниговъ на снемъ: Въсеволодъ Чермныи съ всею братьею и Володимеръ Игоревичь съ всею братьею, и Мстислав Романовичь и Смоленьска прииде къ нимъ съ своими сыновци, и Половци приидоша къ нимъ. Мнози поидоша опять на Галичь… Слышавъ же король, аже идуть князи Русскыа на Галичь…». В Воскресенской летописи повествуется о том, как Изяслав посылает из Киева своих послов в Чернигов к Давыдовичам со словами: «се есмя путь замыслили великъ, а то есть дедъ нашихъ и отецъ нашихъ утверждение, крестъ есмь целовали (выд.автором); но известимся е еще, яко на сем пути тяжи не имети, ни которого извета, ни льсти, но въ правду сей путь исходити и съ противными ся бити». Актуальны и сегодня слова великого князя Всеволода, запечатлённые в Симеоновской летописи: «То темъ отчина единемъ Русская земля, а намъ не отчина ли?».
Сегодня нам доподлинно известен факт участия в киевских бесчинствах наемников из США, Германии, Турции и др. вражеских становищ. Вот против кого, как встарь, нужно совместно ополчиться. Но для этого сначала нужно изгнать из Русской земли новорожденных предателей и христопродавцев, одурманенных чудовищными идеями и жаждой грабительской наживы. Ближайший советник Владимира Мономаха митрополит Никифор I говорил: «Великие власти великого напоминания требуют». Сегодня, как никогда, важно вспомнить об общем целовании креста и общей Отчизне, над которой общий же враг снова мечтает надругаться.
Православная вера на Черниговщине приживалась долго: север Черниговской области, который населяли вятичи, дольше всех славянских племён оставался языческим. Большой вклад в дело христианского просвещения этой земли внёс в XII веке печерский инок - сщмч.Кукша.
В 991 г. произошло первое разделение Русской Церкви на епархии. Кроме Новгорода, Никоновская летопись приводит следующие города, где были поставлены епископы: Чернигов, Ростов, Владимир (Волынский) и Белгород (место порядка 35 км от Киева). С 1215 г. Черниговские епископы именовались и Брянскими. Невзирая на то, что вся Северщина во главе с Черниговом с 1320 г. попала под власть Литвы, до 1415 г. в церковном отношении полностью зависела от Московского митрополита и подчинялась ему. В разгар монголо-татарского ига Черниговская кафедра в 1360 г. была перенесена в Брянск. В 1415 г. Чернигов перешел под управление Киевской митрополии. В 1500 г. Черниговская епархия отделилась от Киевской, а 1503 г. снова перешла под власть Московской митрополии. По возвращении Смоленска от поляков в 1515 г. Черниговская епархия была присоединена к Смоленской и епископ именовался Смоленским и Брянским. Восстановлена Черниговская епархия была в 1549 г. Таким образом, после разделения и образования двух митрополичьих кафедр Черниговская епархия всего лишь 85 лет была под властью Киева (читай - Польши).
Вклад Черниговщины в русское духовное наследие огромен. Широко известна история мученического исповедничества православной веры святого благоверного князя Черниговского Михаила и болярина его Феодора, чьи святые мощи впоследствии были перенесены в Москву Иоанном Грозным. Как важны и сегодня слова князя Михаила, отраженные в Симеоновской летописи: «Не хощу именемъ токмо зватися христианинъ, а дела творити поганыхъ». Князь Изяслав Черниговский (из Давыдовичей) всегда перед походом надевал крест и власяницу брата - преподобного Николы Святоши, который своим житием возвеличил до небес знамя Христа.
Черниговская земля дала Руси множество ревностных служителей Церкви. Например, одного из величайших митрополитов - святого митрополита Алексия. Его отцом был черниговский боярин Феодор Плещеев. Митрополит Алексий (рожд.Елевферий) родился в период 1293-1298 гг. Его крестным отцом стал Иоанн Калита. В июне 1354 г. Патриархом Константинопольским Филофеем он был возведён в митрополита Киевского и всея Руси. Вклад св.митр. Алексия в развитие и становление православия на Руси сложно переоценить. Достаточно сказать, что он почитается, как один из создателей Московского государства.
В 1727 г. новообразованную Иркутскую епархию возглавил уроженец Черниговской губернии святитель Иннокентий (Кульчицкий), который в 1804 г. причислен к лику святых. В Сибири он осуществил поистине апостольский подвиг.
Уроженцы Черниговской губернии Максим Созонтович Березовский (1745-1777) и Дмитрий Степанович Бортнянский (1752-1825) внесли неоценимый вклад в дело развития духовной музыки.
Древнюю Черниговскую епархию в разное время возглавляли великие подвижники благочестия: архиепископ Лазарь Баранович, Святитель Феодосий, святитель Иоанн Максимович, архиепископ Филарет Гумилевский и др. Все они стояли за святую православную веру и единство Руси.
Откуда же возникло наименование Украина (Украйна)? В 1686 г. по московскому договору с Польшей за Россией на вечные времена утверждались Киев, Чернигов, Смоленск и ещё 56 городов. Правая же сторона Днепра, Волынь, Подолье остались на более чем 100 лет за Польшей, получив название Польской Украйны («окрайны»). Вся остальная территория являлась Малороссией и Новороссией.
В 1796 г. была образована Малороссийская губерния Российской империи, куда вошла огромная Черниговщина и Полтавские земли. В 1802 г. была образована самостоятельная Черниговская губерния в составе Российской империи. На рубеже XIX-XX вв. численность этнических украинцев на Черниговщине составляла около 66%
В новой истории после Октябрьской революции 1917 г. Черниговская губерния в полной мере испытала все перипетии государствообразования Украины, раздрай, хаос и анархию, сопутствовавшие этому процессу. Последнее, кстати, есть результат и итог всех революций, под каким бы предлогом и с какими бы намерениями они не происходили. В итоге, в 1919 г. четыре северных уезда Черниговщины в состав Украинской советской республики не вошли и остались в России, в составе Брянской губернии. Собственно Черниговская область была образована в 1932 г. В 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР разделил Черниговскую область и отдал 17 районов в новообразованную Сумскую область УССР.
Чем же сегодня живет Черниговщина в свете непрекращающегося украинского лицедейства, бардака и хаоса под колпаком нацистского государственного переворота, организованного западными кукловодами, и поддержанного западно-украинскими марионетками и наемниками ?
С удивлением и прискорбием узнал, что Чернигов не избежал участи бандитского захвата властных учреждений и погромов «евромайдана». В киевской войне принимал участие командир черниговского подразделения «Тризуб», входящего в «Правый сектор», Виктор Панаско по прозвищу «Иранец» с десятью головорезами. Всей его «команде» помогал, кроме всех прочих, о.Евгений из Екатерининской церкви. «Иранец» до сих пор остается в Киеве, по его словам, до тех пор, «пока не обретем украинскую державу». «Майданутые» требуют отставки мэра Чернигова Александра Соколова, прокурор области Максим Говоруха сложил свои полномочия, разграблен дом начальника Управления по борьбе с организованной преступностью Александра Силкина, горсовет не может собраться и решить насущные вопросы, вовсю ведут пропаганду униаты и многочисленные сектанты, и т.д., и т.п. Всё это не без попущения Божия. Для чего? Промысел Божий нам не известен.
Черниговщина никогда не была автономией в составе Украины. Не смотря на то, что в Черниговской области много русских, в т.ч. и по самосознанию, сценарий Крыма по российской помощи неприменим и неоправдан. Однако следует помнить, - эта земля связана с русской историей не меньше, чем Крым. Да, это часть новообразованного после распада СССР украинского государства. Но что так повлияло на духовность, психологию и образ жизни людей, которые всегда были близки к России? Что движет ими в поддержке бандитской по своей сути и методам власти? Что или кто мешает им проявить разум и гражданскую позицию? Ответы на эти вопросы просты и сложны одновременно. И, скорее всего, для их получения и осознания Украине, вообще, и Черниговщине, в частности, предстоит пройти очень непростые испытания, катарсис. И выйти из них к жизни Украине в целом будет возможно только со Христом в едином каноническом лоне Русской Православной Церкви, и только в единении с Россией. В противном случае Апокалипсис на этой части русской земли наступит гораздо раньше положенного срока.

Киев, Русь, революция, Москва, общество, Украина, Чернигов, православие, история

Previous post Next post
Up