Кто благословил монахов на «майдан»?

Jan 22, 2014 09:58

Не без удивления и смущения прочел новость о «миротворческом посте» монахов Киево-Печерской Лавры на «евромайдане». Первая мысль прозвучала довольно приземлено: «Только монахов ещё там и не хватало». Поскольку Лавра относится к юрисдикции Московского Патриархата, то возникает несколько разноречивых вопросов и первый из них: «По чьему благословению?». Новость сообщает о факте выхода на площадь, но непонятно, кто благословил этот акт. Следующие вопросы попробуем разобрать в аналитическом и объективном (читай - беспристрастном) ключе.


Противоречие первое, духовно-догматическое. Не хотел бы пускаться в пространные экскурсы о предназначении монашества, - на то хватает творений и поучений святых отцов, авторитет которых не вызывает ни малейшего сомнения. Но, тем не менее, главное заключается в том, что «монах - тот, кто не смешивается с миром и с одним лишь Богом непрестанно беседует» (Гимн.48 Симеона Нового Богослова). Более того, начиная с Антония Великого, святые родоначальники монашества и аскетизма призывают «возненавидеть мир», называют его смертью и тленом. А в этой ситуации volens-nolens представители монашества вмешались в абсолютно мирской да к тому же ещё и бесовский по своей природе процесс.
Противоречие второе. До недавнего времени на все лады звучала «ганьба», и в первую очередь из православных рядов, на представителей Украинской греко-католической церкви за участие в «евромайдане». Православные поддались на чью-то провокацию? Или дурной пример заразителен?
Противоречие третье. Миротворческая миссия? Отморозки «майдана» ещё больше обозлятся, что Церковь (да ещё и МП) не за «народ», а правоохранители («Беркут») - сразу по нескольким причинам. Во-первых, вопрос аналогичный - «почему не за нас? - мы же тоже «народ»». Во-вторых, не дают исполнить приказ по наведению конституционного порядка и неизвестно, сколько ещё «торчать» на пределе возможностей, не видя ни дома, ни семей. Миротворческая миссия? Довольно странно думать, что при наступлении вынужденного и временного затишья и, соответственно, отсутствия активных мер по наведению порядка радикально настроенные боевики «майдана» разойдутся. Наоборот, это внушит им существенный оптимизм и надежду, даст возможность перегруппироваться, отдохнуть от ночных «бдений» и подтянуть свежие силы.
Противоречие четвёртое, главное. Недопустимо вмешательство Церкви в дела государства, равно - и наоборот. Так и до «гапоновщины» недалеко. В данном случае существует также существенный неприятный нюанс: невозможно находиться среди дерьма и не запачкаться в нём. Зачем замарывать имя Святой Православной Церкви в новостных лентах под сомнительным углом, посвящённых украинскому безумию?
События на Украине, безусловно, имеют духовную подоснову, но и развязывать этот гордиев узел нужно духовными методами, т.е. возносить свою молитву и стоять на посту там, где и предназначено Богом, а не на показ посреди чуждой среды. Полагаю, что было бы очень уместно прояснить официальную позицию РПЦ по этому поводу.
Так или иначе, монахи не смогут находиться на новообразованном посту безучастно, а это означает возникновение каких-то пристрастий или более правильно - утрата бесстрастия. И тут мы снова возвращаемся к первому противоречию.
Мало того, ТВ-картинка, какая она будет на том же Западе? Т.е. видео-то будет объективное, а сопровождающий текст? Что-то мне подсказывает, что он будет далёк от освещения подлинных целей миссии монахов. Скорее всего, прозвучат слова шельмования Русской Православной Церкви и, соответственно, всей политики русских на Украине.
Учитывая всё вышесказанное, думаю, что монахам Лавры нужно переместитьься для своего духовного подвига в обитель, а властям Украины воплотить-таки опубликованные законы на практике, дабы больше неповадно было.

Дополнение:
Широко известен постулат: "Благими намерениями устлана дорога в ад".
То, что в данном случае идёт разговор о прекращении кровопролития - это прекрасно, но будет ли так же прекрасно возможно ещё более масштабное кровопролитие в последующем?
Дело Церкви - молиться, обращаться, общаться, призывать, взывать к Господу и святым, но не становиться непосредственным участником,
даже если это временно (подчеркиваю - временно) что-то предотвращает. Тем более, что, скорее всего, предотвращение малой жертвы может привести к возникновению большой. Если мы не верим в силу Господа и возносимых к нему молитв и считаем, что наше собственное бренное тело, заложенное в амбразуру "евромайдана", послужит лучшим гарантом мира и спокойствия, то где же тут вера?
Мало того, в данном случае, на мой взгляд, временная остановка только на руку "майданутым".
Можно, конечно, приступ острого аппендикса попробовать залечить таблетками (вроде как тоже лечим непосредственно), но хирургическое вмешательство, как правило, неизбежно. А уж когда наступает перитонит, то без этого просто не обойтись.
В связи с этим уместно было бы снять шляпу перед Владимиром Владимировичем, - в России во время "болотных" протестов всё было сделано грамотно и никому не пришло в голову выступить живым щитом между несистемной оппозицией и СОБРом.

Киев, власть, вера в Бога, монашество, РПЦ, Церковь, общество, Украина, евромайдан

Previous post Next post
Up