Я помню маленькую уютную комнатку в квартире бабушкиной старшей сестры. Комнатка в большом старом доме. Когда то ей принадлежал весь дом, незадолго до революции она вышла замуж за юриста, надворного советника, гласного Думы. Не сказать что они жили богато, но в достатке... Я очень хорошо помню круглый стол посередине комнаты, старосветский абажур, старинные часы на стене, комод. И очень-очень много игральных карт на комоде! Они любили играть в марьяж, в 66... А ещё в лото.
А вспомните Александра Сергеевича с его Германом! Нет, точно не было никогда на Руси игры популярнее карточной... Но так было не всегда!
До середины XVIII века игра в карты на Руси жестоко преследовалась. При Петре I в Москве были устроены две небольшие мануфактуры для производства карт, но, в основном они ввозились из Европы. Торговля игральными картами была источником немалых доходов и в 1765 году правительство установило пошлину на ввоз карт из-за границы, а право получать доход от пошлины было дано воспитательным домам.
В 1811 году было принято решение об открытии фабрики в Санкт-Петербурге.
В 1817 году император Александр I дал согласие на устройство Карточной фабрики при Александровской мануфактуре Воспитательного дома. Одновременно был запрещён ввоз карт из-за границы, чем устранялась всякая конкуренция.
Размах и скорость увлечения картами говорят сами цифры: через полвека 20 тысяч колод производили уже за день; а подпольные и казённые казино в 1901 году заказывали 465 тысяч колод, 1902 году - 516 тысяч. Так же заказы были и на эксклюзивные колоды карт, архидорогие, иллюминированные золотом, и таких особых заказов было не много ни мало до 2500 колод. Появилась потребность в поялении карт "на все времена", выполненных на самом высочайшем художественном уровне. За решение этого вопроса взялись достаточно серьёзно. Разработку новых рисунков игральных карт доверили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде-Шарлемань) и Александру Егоровичу Бейдеману. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор, уже спустя полтора века, являются чудесными образцами карточной графики и украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика Шарлеманя, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.
А.И.Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом исключительно мастерской переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались еще в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, содержавшихся откупщиками. Однако и эти, как можно было бы их назвать, "старые" рисунки имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.
Рисунки фигур очень хорошо закомпонованы в формат игральной карты, в них достаточно, как сказал бы сегодня компьютерный графический дизайнер, "воздуха", то есть свободного, незанятого рисунком пространства, четкое горизонтальное разделение не режет фигуру. В самом облике королей, дам и валетов чувствуется неподдельное величие и достоинство, что выгодно отличает Атласные карты от жеманных или легкомысленных картинок других русских карт того времени.
И всё же самыми известными получились карты, созданные в 1911 году, и названные "Русским стилем" Мы все их прекрасно знаем, это с детства знакомые образы. Именно такие (помимо прочих) лежали в комоде у моей двоюродной бабушки. Дореволюционные, старорежимные, обладающие какой-то непостижимой энергетикой!
Короли же настоящие! И дамы... Хочется обратиться "Ваше Величество"))
Интересно, что карты эти имеют совершенно реальных прототипов, и рисовались практически с натуры.
В 1903 году вознаменования годовщины Дома Романовых, в Петербурге состоялся грандиозный балл-маскарад. Его участники - члены царской семьи, великие князья, фрейлины, облачились в наряды царей, цариц и вельмож старого времени... А фотограф запечатлел всех участников великолепного маскарада.
Карты создавались с оглядкой на эти фотографии, на них копировались малейшие детали гардероба. Талантливые художники создали неповторимые образы, передав не только внешнее сходство, но и дух времени. Русский дух!
Трефовая дама - княгиня Елизавета Фёдоровна
Червовая дама - княгиня Ксения Александровна
Карты были настолько удачными, что от них не отказались и в советское время. Художник Юрий Иванов создал колоду в точности копирующую дореволюционную. Вот только в послевоенное время никто уже не знал, и, соответственно, не мог вспомнить о том, что прообразом величественных королей и дам были реальные представители царской семьи...
А ещё в бабушкином комоде были иностранные карты, не такие древние как "Русский стиль", но зато с красивейшими тузами. Только сейчас я узнал, что это Голландия, 1935 год!))
А здесь короли и королевы - настоящие европейцы!)
Интересно, огромное разнообразие карт появилось и в советское время. Вот, например, в 20-е годы выпустили такие антирелигиозные карты:
В карты мы играли много и часто. В детстве в подкидного дурака, пьяницу и ведьму. На пляже в того дже дурака и в палки... Карты были отличным поводом для знакомства с девочками. И сразу определялись пары при игре два на два...
По вечерам мы собирались в беседке у друга, покупали канистру пива, и неспешно играли в тысячу (марьяж), в Кинга... Эх, где те времена? Где те партнёры? Иных уж нет, а те далече...
Рассказ о картах был бы не полным, если бы я не упомянул о картах самодельных. Карты делали в местах заключения из рентгеновских плёнок. Они хорошо тусовались, края не кошлатились. Процитирую старого арестанта Заура Зугумова:
Перечень игр, в которые играли в то время в тюрьмах, был очень разнообразен и замысловат. В стиры это были игры: "терс", "рамс", "третьями" и "очко".
"Третьями" играют двумя колодами, у каждого по одной. Так же трижды один мечет и столько же раз ставит партнер, затем их позиции меняются. "Терс" же считался коммерческой игрой. Так же как и в "третьями", здесь играть могли только два человека, но уже одной колодой, каждому из партнеров раздавали по девять карт. Ставки были всегда большие, эта игра требовала исключительной памяти, внимания и, как любая из карточных игр, железных нервов. В нее играли не спеша, порой месяцами, наслаждаясь умственным тренингом, но критерием всего, конечно, был выигрыш. Что же касается игры в "очко", то ее в шутку называли бандитской игрой, так как в течение минуты здесь можно было как проиграть, так и выиграть целое состояние. "Рамс" считался самой кляузной игрой. Редко кто из братвы садился в нее играть, на свободе ее еще называли "петух", но не это определяло малый интерес именно к этой игре. Просто здесь было столько правил, что порой в игре возникала путаница и никто не мог сказать, кто прав, а кто не прав. В "рамс", так же как и в "очко", играли как в "общак", так и один на один. Круг людей, собиравшихся в "общак" для игры в "очко", называли просто и банально - "казино". Тот же круг, но уже собравшихся играть в "рамс", называли нежно и ласково - "курочка". Среди арестантов бытовала присказка: "Чтобы научиться хорошо играть, нужно научиться платить".
А ещё кустари-цеховики делали порно-карты. Обычно их продавали глухонемые в поездах вместе с календариками с портретом Сталина. Вот, кстати, колоссальный был бизнес. Интересно, кто стоял за этими тысячами глухонемых распространителей?
Пишут, что это довольно редкий вариант порно-карт. Ну, тоже очень мило, такая тёплая аналоговая кустарщина))
Ими было неудобно играть. Хотелось не отбиться, а побольше принять))
Сегодня тоже люди собираются по вечерам поиграть в преферанс, другие игры... Но всё же надо признать, что золотое время карточной игры уже прошло. И почему-то от этого становится немного грустно...