"У короля много..." и джентльмены имеют право знать

Oct 04, 2019 13:16

Я уже упоминал на страницах этого блога какое впечатление на меня произвела работа Владимира Полиевктовича Костенко (тот самый "На "Орле"в Цусиме") "Роль коммерческого тоннажа в ходе мировой войны". Человек в 1944 году, спустя два года после освобождения из тюремного заключения пишет просто блестящее исследование по "войне тоннажа" и пишет где? В Омске!!! Не в Лондоне с материалами под рукой и зятем Деница напротив, и исследование кстати до сих пор представляет огромный интерес. А всё просто потому, что человек умел гениально работать с открытыми источниками. И когда я посмотрел его сноски и замечания, выяснилась любопытная картина о хвалёной британской секретности.


В.П.Костенко
Оказывается только спустя два года после начала войны, 15 июля 1941 года Британское Адмиралтейство в последний раз опубликовало данные о потерях и объявило, что в дальнейшем печатанье сведений через регулярные промежутки времени о потоплениях судов неприятелем будет прекращено, так как этим путем врагу сообщаются ценные сведения, из которых он быстро может делать выводы о эффективности предпринимаемых действий. Но Адмиралтейство обещало, что общие
обзоры положения на море по мере возможности и необходимости будут доводиться до
сведения населения. Класс!!!
Но ещё лучше, что ответственные люди такие как например министр судоходства Роальд Кросс выступали в Лондонском королевском обществе, где подробно описывали ход войны, потери и пути их восполнения. Так выступая там в марте 1941 Кросс полностью описал динамику потерь начиная с Дюнкерка, привёл статистику, обозначил худшие периоды понедельно. Затем доложил, что судостроение Англии загружено до предела, какие заказы размещены в Канаде ( 18 торговых судов) и Австралии (эсминцы класса Tribal), где заказано для них оборудование, сколько судов передали американцы. Разумеется всё с перечислением финансовой составляющей.
Очень подробное интервью дал американским корреспондентам сэр Артур Сальтер, парламентский секретарь по вопросам судоходства. Тоже расписал потери, что планируется и на какую помощь от США англичане рассчитывают.
Контр-адмирал Барждес Ватсон, который в течение 2-х лет занимал пост коммодора атлантических конвоев и провел 20 последовательных конвоев без всяких потерь,
выступил с докладом, в котором дал яркую картину постановки современной конвойной
службы и охарактеризовал высокий дух, преобладающий среди моряков торгового флота в битве за Атлантику. Благодаря их самоотверженной работе удавалось до конца 1941
года держать потери тоннажа на уровне одной десятой той величины, которая была
необходима германцам, чтобы парализовать британские коммуникации через Атлантику. Но тем не менее угроза подводной опасности не может быть устранена до конца и
будет существовать до полной победы над врагом.
Адмирал Барджес Ватсон огласил интересный факт, что при английской конвойной системе иногда следует до 100 кораблей в одном соединении. Рост численности состава конвоев привел к созданию двух новых командных постов: вице-коммодора и коммодора тыла. На эти должности принято 39 отставных офицеров военного флота и 22
старших офицера коммерческого флота с большим опытом, которые водят конвои через
океан. Для береговых конвоев набрано 22 коммодора из бывших старших офицеров резерва Королевского флота.
Размеры современных конвоев являются удивительными для тех моряков, которые еще не так давно считали предельным маневренным составом конвоя в 20 единиц и
на конвой в 45 судов уже смотрели с большим беспокойством, считая его допустимым
лишь в случае крайней необходимости
И там ещё много всего. Откуда же брал Костенко эти сведения для своей блестящей статистики и выводов? Из огромных английских и американских ведомственных специализированных изданий, к которым вероятно имел доступ как профессиональный судостроитель.
"Marine Engineering and Shipping Review","Army and Navy Journal", "Shipbuilding and Shipping Record" ,"The Shipbuilder and Marine Engine Builder", "The Marine Engineer". Всё это там публиковалось, при чём массив информации был очень большим, некоторые указатели страниц уходят за цифру 300.
И знаете друзья, я думаю если это мог читать и анализировать старый больной репрессированный в Омске в 1943-44гг., то в Берлине думаю тоже.
Представляю, как в кабинет Деница 15 июля 1941 года заходит грустный офицер, отвечающий за разведку. "Шеф, Лорды Адмиралтейства заявили, что взяли ситуацию под контроль, но больше не будут публиковать сведения о потерях (хе-хе). Жаль, чёрт возьми, теперь придётся просеивать больше информации через нейтралов и радиоразведке конечно надо напрячься". Дениц помрачнел. Доннерветтер, всё было так хорошо эти два года! Шеф, но зато вот свежий выпуск "The Shipbuilder and Marine Engine Builder". О, отлично, там работают серьёзные ребята и следят за своей репутацией, обожаю их читать!!! Можете идти Ганс, не всё так плохо, пока джентльмены по прежнему выступают в Королевском обществе.

royal navy, литература, торговый флот, Дениц

Previous post Next post
Up