Статистика аварийно-спасательной службы Оверлорд ч.2

Nov 05, 2017 20:40

В продолжение https://maxdianov.livejournal.com/58126.html о трудностях, с которыми столкнулась АСС Адмиралтейства в ходе операции Оверлорд. Как уже упоминалось, только во время "пляжной фазы" получили повреждения (в основном от мин и погодных условий) около 1250 судов. В практике АСС Адмиралтейства спасение судна по завершении процедуры обрастало большим количеством подробных отчётов и донесений, материалов расследований и опросов, в результате чего на каждое спасённое судно получалось довольно объёмное "личное дело". Всё это рухнуло в один день, 6 июня 1944 года, когда от десятков и сотен спасательных операций, нередко под огнём противника противника, в архивах остались только единичные строчки. Это впоследствии довольно сильно затруднило Адмиралтейство по поводу награждения и оценки вклада служащих АСС, так как осталось очень мало документальных свидетельств в каких условиях им приходилось работать и вообще вызвало весьма нервную реакцию, привыкших к доскональным донесениям начальников.
Типичные отчёты о спасении судов стали выглядеть так:
"Судно "Данвеган" (638 тонн боеприпасов - М.Д.), обстреляно и сгорело. Обследовано, признано полностью потерянным (total constructive loss); "Кайл Горм" на грунте, участок "Джюно". Поднят и отремонтирован. Мели. Буксируется в Англию." Иногда были скупые дополнения, например в донесении о спасении войскового транспорта "Derrycunihy"(7093брт) есть комментарий: "Снова затонул после подъёма, перед этим было спасено 109 армейских машин и другое имущество. Судно полностью потеряно." При этом не говорится, что когда судно дало ход, взрыв мины разорвал его пополам и более 150 человек погибли. Шторм 19 июня 1944 года ( самый сильный с начала века) принёс повреждения 800 судам, около 300 было полностью уничтожено. АСС спасла 553 судна и корабля, из них 315 малых десантных средств и барж, 90 кораблей Его Величества, 80 вспомогательных судов флота, 13 торговых и 27 прочих судов. Командиры спасательных партий впоследствии вспоминали, что Лондон до Рождества 1944 года бомбардировал их требованиями подробно описывать каждую спасательную операцию. Они отправили всего два более пространных донесения ( чуть более одной страницы), после чего, будучи заваленными по горло работой, окончательно прекратили обращать внимание на окрики из Адмиралтейства. О том какая была работа красноречиво говорят сухие цифры при обследовании освобождённых портов Северной Франции, когда закончилась "пляжная фаза" и надо было налаживать грузооборот через оборудованные гавани. В Шербуре немцы затопили 67 судов, взорвали набережные и причалы, а чтобы окончательно украсить натюрморт, сверх обломков накидали локомотивов. В гавань сгрузили все мины, которые были в наличии и понадобилось три недели, чтобы пробить узкий проход в порт.Через четыре месяца адского труда, грузооборот порта превысил его довоенные показатели.


Шербур после освобождения


Работы в Шербуре


Работы в Шербуре
В Гавре было обнаружено 165 затонувших судов, "приправленных" сверху опрокинутыми портовыми кранами, машинами и минами.


Гавр летом 1944 года
В Остенде даже видавшие виды спасатели были в ужасе - порт был настолько завален всем подряд, что нормальными методами его пришлось бы очищать полгода. Взрывая к чёртовой матери всё подряд, за четыре дня удалось сделать проход к причалам. Гавр должен был стать основным портом выгрузки, но немцы постарались так, что пришлось переориентироваться на Руан, где подняли 70 судов.
Все офицеры АСС по итогам этих операций были награждены "Орденами за выдающиеся заслуги". Они очень много сделали для успешной высадки и снабжения армий союзников в Европе и приобрели огромный опыт. Когда война привела их в Гамбург,где было обнаружено 620 погибших судов, они уже знали, как справиться с этой задачей.
Всё вышеприведенное взято из книги Tony Booth Admiralty Salvage in Peace and War 1906 - 2006 - М.Д.

royal navy, ВМВ, британский судоподъем

Previous post Next post
Up