Заканчиваем тезисно препарировать книгу Кеннета Привратски, обозревая собственно военный период и плавно подходим к фильму "Конвой". Итак:
- в январе 1939 года англичане подсчитали, что в случае одновременного начала боевых действий с Германией и Японией, им только в первый год понадобится 10 миллионов тонн нефтепродуктов (годовое потребление всех США за 1938 год). Грузоподъёмность всех британских танкеров, включая иностранных в долгосрочном чартере (из них 38 норвежских) составляла всего около 4 миллионов тонн.
- уже в первые 10 дней войны было потеряно 5 британских танкеров ( в последующие 9 месяцев ещё 17 танкеров). Сразу же началось зондирование переговоров с норвежской Ассоциацией судовладельцев по предоставлению в чартер 150 танкеров. Нидерланды, Дания и Швеция вообще от переговоров на эту тему отказались. Переговоры (24 октября 1939 года) начались неудачно - норвежцы требовали более высокие тарифы перевозки, (англичане давали 6 шиллингов за тонну) и более высокие страховые премии или чтобы англичане субсидировали разницу, так как норвежские премии были выше. Вдобавок возникли трения из-за 29 задержанных англичанами норвежских судов с грузами в Германию и требования англичан декларировать вообще любой нейтральный груз.
- Переговоры возобновились в начале ноября (англичане представляли и интересы французов по перевозкам угля, предыдущий пост). Британцы сразу достали привычную дубину: если что отрубим поставки угля и запретим импорт рыбы. Ассоциация после консультаций с правительством заключила предварительное соглашение, но поведение англичан было таким, что министр иностранных дел Норвегии Хальвдан Кохт приказал Ассоциации максимально замедлить передачу судов (в рамках предварительной сделки), до парафирования соглашения. Соглашение, названное "Соглашение о Схеме" предусматривало по сути передачу под контроль Союзников 40% всего норвежского торгового флота.
- Схема была парафирована только 22 февраля 1940 года и окончательно подписана 11 марта 1940 года. Норвежцы за это время выбили из англичан 16 шиллингов за тонну, нормальные премии и компенсации и чтобы англичане ждали пока танкеры закончат краткосрочные чартеры с другими странами. Пересмотр соглашения предусматривался каждые 6 месяцев.
Справочно: норвежский торговый флот в это время составлял 1172 судна общим тоннажем 4,4 млн. тонн, из них 272 танкера тоннажем 2 млн. тонн. Отдельной строкой шёл китобойный флот, 155000 брт собственно китобойные базы и 50000 брт китобойцы.Сама Норвегия полагала удовлетворить свои внутренние потребности используя 0,5 млн. тонн сухогрузов и 0,25 млн. тонн танкеров.
- Немецкая разведка пыталась добыть данные, что там происходит, англичане и норвежцы всё обставили совершенно секретно, но всё разрешилось мило и легко: прямо в день подписания 11 марта 1940 года, французы вывалили в прессу все подробности соглашения о Схеме. Подробности драмы неизвестны, всем было неприятно, но норвежцы гарантировали немцам вывоз руды из Нарвика и проход своими терводами, правда за сущую мелочь - обязательство импортировать 30000 тонн рыбы в год. Учитывая, что немцам и так негде было её покупать, смотри
Конец рыбалки , это немного напоминает из серии "напугали проститутку сексом" - М.Д.)
- англичане подозревали (!), что если выставят мины в норвежских водах, проведут операцию "Уилфред" и накроют всё железорудное гнездо в районе Нарвика, то норвежцы могут не понять этого английского юмора. Поэтому ещё до "Везерюбунга" разработали план полной реквизиции всех норвежских судов.
- Кен Привратски весьма подробно описывает "Везерюбунг", сказывается военная косточка, иногда он спохватывается "а вот теперь то перед немцами стояла задача захватить норвежский торговый флот", хотя немцев это явно волновало в последнюю очередь. Они разумеется выпустили радиообращение к капитанам судов, с призывом идти в порты Оси, собственно и всё. Заострён момент на гибели "Блюхера", так как именно благодаря ей норвежцы успели вывезти архивы, золотой запас и эвакуировать правительство с королевской семьёй. Подробности этих "путешествий" расписаны очень подробно. Интересный факт - немцы действительно нанесли удар, когда необычно много торговых судов ( 20% флота), находились в норвежских водах.
- 20 апреля, в деревне под Лиллехаммером был составлен проект королевского указа о временной национализации всего торгового флота. Англичане сперва предлагали просто поставить суда под свой контроль, но норвежцы убедили их, что смогут сами справиться. 22 апреля король подписал этот указ, согласно которому все суда более 500 тонн становились собственностью норвежского правительства. Управлять ими должна была новая организация, которая получила сокращённое телеграфное название "Нортрашип". Директором был назначен 60-летний Ольвинд Лоренцен, до этого возглавлявший управление судоходства в министерстве снабжения Норвегии.На следующий день, с первой партией золота на крейсере "Галатея", Лоренцен убыл в Лондон для организации офиса и администрации "Нортрашип" в Лондоне.
- 23 апреля 1940 года, по первоначальной оценке, регистрации в "Нортрашип" подлежало 1028 судов, 242 танкера и 646 сухогрузов. Но в Швеции застряло 42 судна, из них 29 смогли ускользнуть от немцев и зарегистрироваться. 26 норвежских судов были захвачены немцами во Франции, уже в июне.
- Задача новой организации была действительно грандиозной. Требовалось найти все суда, объяснить их капитанам новый порядок, получить подтверждение лояльности (телеграммой), обеспечить им всем финансирование, разрулить зависшие чартеры и контракты и под это одновременно создать штат, бухгалтерию, связь и тд и тп. Во всех этих вопросах англичане разумеется помогли. Но потребовались месяцы.
- Любопытно, что янки-викинг Привратски, в отличии от английских историков, прямо пишет, что многие норвежцы в это время смотрели на англичан неприязненно и их роль в "Везерюбунге" была для них очевидной, так и написал "спровоцировали вторжение", а сами свалили. Теперь же требовали уничтожения всех денежных бонусов (в сторону понижения) и резко негативно реагировали, когда некоторые хотели вообще перенести "Нортрашип" в США. Норвежские судовладельцы, работавшие в Америке, надо сказать, вообще в гробу видели всю эту "английскую войну" и отправлять свои суда под контроль Лондона прямо очень не хотели. В то же время в прессе проскальзывали настроения, что и норвежцы не воевали так, как требуется экспертами с боевого дивана. Было много интриг, дрязг, разборок, описание их я опускаю. В итоге таки было создано два офиса и в Лондоне и в Нью-Йорке. В Нью-Йорк "выжили" Лоренцена, который считал, что англичане пофиг, главное сохранить доходы как "национальное достояние". В Лондоне воцарились те, кого Лоренцен язвительно назвал "британцы больше чем норвежцы", которые в первую очередь были озабочены военными усилиями. До вступления в войну США, Лоренцен управлял "свободными" норвежскими судами по выгодным и безопасным фрахтам в Америке. Лондон рулил судами вошедшими непосредственно в соглашение о Схеме.
- Интересный факт. До 1941 года англичане вообще не строили танкеров. Их расчёты показывали, что танкеров и отечественных и иностранных на рынке хватит с избытком. Мощность своих НПЗ и систем хранения они всё равно увеличить не могли. 100-октановый бензин для истребителей на 50% импортировался из Америки. Флот на 1939 год планировал расход расход 3 млн 276 тыс. тонн, в итоге получилось на 0,5 млн тонн меньше. Зато Авиация вместо 300 тыс.тонн съела 700 тыс. тонн. Всё вышло в ноль, всё нормально, но после падения Франции и вступления в войну Италии (закрытие СМ), всё быстро стало не очень хорошо.
- Привратски как военный профессионал-логист до мелочей разобрал причины жесткого падения импорта Британии: конвои, просчёты планирования, скорости судов, маршруты, мины, атаки. Был ещё один малоизвестный фактор: скорость разгрузки и ремонта. Докеры согласились с началом войны увеличить норму до 760 тонн с судна в день, но - средняя разгрузка судна в 1940 году, в Глазго 12 дней, Бристоль 14 дней, Ливерпуль до 20 дней. Черчилля рвануло капитально, разбирался лично, для разгрузки было направлено 40000(!) военнослужащих. Кригсмарине были таки не дураки, требуя ударов по портам, а не по Лондону, в мае 1940 года в Ливерпуле из 130 причалов разбомбили 118. К январю 1941 года 13% британского торгового флота стояли на ремонте, плюс все суда требовали процедуры размагничивания или установки аппаратуры (ещё в разы дольше и дороже).
- к 1942 году у англичан было 372 танкера, из них 165 (самые лучшие и быстроходные) были норвежские. Много упоминаний, что норвежские торговые моряки как задали в Первую мировую и интербеллум высочайшие стандарты оплаты труда и своего обслуживания, так и плыли дальше, один датский историк язвительно написал " они всегда путешествовали первым классом". (Вспомнил одного знакомого моряка, в нулевых он ходил у норвежцев гастарбайтером, 4-м помощником. На мой вопрос, зачем им выпускник НГМА, выяснилось, что он работает за 10000 долларов, норвежец на его месте получал бы 50000- М.Д.)
- Рузвельт вытаскивал англичан по всем вопросам. В итоге на американский офис "Нортрашип" надавили и они передали многие суда под оперативный контроль Лондона, англичанам были предоставлены и резервуары и мощности переработки, а самое главное американские танкеры ( Гитлер с ними пока категорически связываться не хотел), возили для англичан нефть с Ближнего Востока на восточное побережье США, где англичанам надо было её только забрать. Если бы они сами возили её, всё было бы печально. Дело кончилось тем, что советник Рузвельта адмирал Лэнд, выслушав очередные просьбы-требования англичан написал президенту "что если будет продолжаться в таком духе, в Англию уплывёт и Белый Дом, а рулевым веслом будет статуя Вашингтона". Рузвельт ответил, что всё нормально, пусть уплывает, лишь бы демократия победила. Сам Черчилль в 1942 году волевым решением снял много судов, обслуживавших колонии империи в регионе Индийского океана в пользу Британии - думаю там это оценили.
- за 1941 год норвежцы потеряли 106 судов, а вообще на 1 января 1942 года "Нортрашип" насчитывал 718 судов - 30% от первоначально подлежащих регистрации (1028 судов), были потеряны или недоступны. С началом немецкого блица у берегов Америки, было потеряно 68 норвежских судов.
- англичане рассчитывали свой гражданский импорт по тоннажу как 600 кг на человека в месяц, американцы - 1300 кг. Был скандал, когда норвежцы сняли для англичан свои крутые новые рефрижераторы с бразильских линий и потом выяснили, что их гоняют через Атлантику или недогруженными или с неохлаждаемыми грузами. Вообще норвежцы считали, что и англичане и американцы "не умеют" рационально планировать судоходство и загрузку судов. На Тихом океане многие армейские командиры США превращали суда в плавучие склады (потребовалось вмешательство Рузвельта).
- к участию в дне Д привлекли 60 норвежских судов, особо подчёркивается, что экипажи согласились отказаться от бешеных надбавок, получая всего лишь дополнительные 20 крон в неделю. Норвежцы очень хотели, чтобы им давали новые суда взамен потерянных, но Союзники их деликатно послали, предлагая или старьё или новые в аренду за один доллар - но никаких доходов, арендованные суда должны были работать на арендодателей и точка, просто экипажи бы получали зарплату. Норвеги уже в 1943 году начали догадываться, что с некоторых судоходных линий и долей рынка, которые были их вотчиной, их вытурят - война войной, а конкуренцию никто не отменял.
- последнее норвежское судно было торпедировано 7 мая 1945 года, погибли капитан и шесть матросов. Всего погибло более 4000 норвежских моряков и почти половина флота "Нортрашип".
И самое главное - они нормально заработали. После окончания войны на счетах "Нортрашип" было почти 4,5 миллиарда крон, из них 2,8 миллиарда операционной прибыли и 1,34 миллиарда страховых и компенсационных выплат. Надо было рассчитаться с судовладельцами, расчёты затянулись на 20 лет, но 2 миллиарда они получили. Последнюю страховку с американцев выбили только в 1958 году. Китобои получили мало почему-то - только 24 миллиона крон. И всё равно на День Победы, с учётом всех отложенных средств, норвежское правительство оказалось с профицитом(!!!) в 800 миллионов крон, что позволило резко восстановить страну. Норвежцам было передано 42 трофейных немецких судна, продано по льготной цене 65 "Либерти", по довоенным контрактам Швеция поставила 25 новых дизельных, а всего (учитывая купленное у англичан и других после войны) - всего набралось 565 судов. Количественно потери возместили, но не тоннаж - 1 миллион тонн так и не добрали. Только в начале 60-х годов Норвегия смогла вернуть себе 3 место в мировом торговом тоннаже.
В общем резюмирую - от книги Кена Привратски я больше ожидал истории, как торговый флот одной страны помог выжить другой стране, но это осталось на втором, третьем плане. В результате получилась сага о том, как надо жёстко вести бизнес с англичанами и американцами в ходе войны - я не утрирую. И результат конечно впечатляет, "национальное достояние" и грамотные менеджеры, вытащили экономику полностью оккупированной страны. А вот бессистемная, отрывочная статистика, книгу портит, поэтому военному историку я бы всё-таки порекомендовал работу Стига Тенольда, о которой упоминал в предыдущем посте.
Ну и по фильму "Конвой". Судя по всему и до норвежского истеблишмента дошло, то что открылось Привратски в Кристиансанне - молодое поколение ничего об этом не знает. Про то как шалавам головы брили знают, про героев Сопротивления слышали, а кто заработал деньги на послевоенный банкет не знают. И конечно идиоты выбрали 17-й конвой явно ради повесточки - иного объяснения нет. Про "маленькую Москву" из Варангер-фьорда снять фильм конечно было нельзя, это харам полный. Про конвои SL-125 и ТМ-1, где реально норвеги вывозили на морально-волевых тоже рука не поднялась. На минуточку схема из книги Привратски, где сколько погибло норвежских судов в ходе войны
Собственно добавить нечего, кого реально спасали, видно наглядно. Но это неприлично о таком фильмы снимать. "Спасители Сталинграда" за всю войну потеряли на Севере 5 судов, а в 17-м конвое их вообще не было. Но зато прозвучало "русские никогда никого не спасают", откинулись и закурили. Про художественное "наполнение" фильма я уже много где писал и повторяться не буду - снимали явно фанаты отечественного современного военного кинематографа.