Почти 5 лет назад, вот
здесь, я попытался свести воедино все версии того, почему и зачем приказом Наркома ВМФ №0015 от 25 февраля 1946 года Краснознамённый Балтийский флот был разделен на два флота: Северо-Балтийский флот (с января 1947г. - 8-й ВМФ), и Юго-Балтийский флот (с января 1947г. - 4-й ВМФ) и аналогично в январе 1947 года был разделён ТОФ. Версий всего было напоминаю аж пять, исходная дискуссия из которой они сформировались и обсуждение под постом в комментариях было очень интересным, но была одна большая проблема. Все эти размышления были в абсолютном исходном информационном вакууме - текста этого до недавнего времени совсекретного постановления (особая папка)СНК СССР № 383-158, никто не знал. Есть факт и больше ничего. Теперь ситуация изменилась, благодаря одному очень хорошему другу, у меня есть текст этого постановления, где подробно расписано как именно должен был разделиться КБФ. Стратегического обоснования и оперативного предназначения там конечно нет (это ещё более высокий уровень секретности, возможно даже не оформленный в документах, вопросы щекотливые очень), но очень определенные выводы уже можно сделать. Итак поехали.
Постановление №383-158сс от 15 февраля 1946 года. "О разделении Балтийского флота на два флота"
1. Разделить Балтийский флот на два флота - Северо-Балтийский флот с главной базой в Таллине и Юго-Балтийский флот с главной базой в Пиллау.
2. Установить между флотами следующую разгранлинию: Сернатен (70 километров севернее Либавы),южная оконечность острова Готланд, северная оконечность острова Эланд - все пункты, кроме о. Эланд, для Северо-Балтийского флота включительно.
3. Утвердить следующий состав сил флотов:
а) по кораблям: (в оригинале таблица, я дам просто через дробь. Суда вспомогательного флота все перечислять не буду, только основные - М.Д. )
Северо-Балтийский флот/ Юго-Балтийский флот
Линкоры 1/-
Крейсера 1/2
Лидеры -/2
Эсминцы 4/10
Миноносцы 5/-
Сторожевые корабли -/7
Канонерские лодки 2/-
Минные заградители 3/-
Сетевые заградители 3/-
Подводные лодки 12/17
Тральщики 103/57
катера-тральщики 262/144
морские бронекатера 10/12
бронекатера 14/14
торпедные катера 88/72
большие охотники -/4
малые охотники 53/57
сторожевые катера 22/16
плавбазы 5/4
учебные корабли 3/2
корабли ПВО -/1
минные прорыватели 2/2
десантные баржи 27/31
Существующую эскадру Балтийского флота передать Юго-Балтийскому флоту в составе: двух крейсеров "Киров" и "Максим Горький", двух лидеров, 10 эсминцев (включая два эсминца типа Z)и шести тральщиков. Для Северо-Балтийского флота сформировать новую эскадру в составе: линкора "Октябрьская революция", крейсера "Нюрнберг", трёх эсминцев и пяти миноносцев.
б) по вспомогательному флоту
Северо-Балтийский флот/ Юго-Балтийский флот
учебно-парусные корабли -/1
тралбаржи 12/6
самоходный щит -/1 (с кораблём управления к щиту - М.Д.)
транспорта 3/5
ледоколы 1/1
танкера 3/5
морские буксиры 7/10
рейдовые буксиры 10/17
плавмастерские 1/1
бензовозы 1\1
бензозаправщики 6/10
спасательные катера для авиации 1\3 (это очень печальное количество на мой взгляд, по опыту войны - М.Д.)
плавучие водоотливные станции -/1
и ещё много наименований. Если кого-то интересует конкретные типы судов или аварийно-спасательный раздел - спрашивайте.
в) по авиации
Северо-Балтийский флот/ Юго-Балтийский флот
Минно-торпедная авиадивизия (2 МТАП,2 БАП, 2 ИАП) -/1
Штурмовые авиадивизии ( 2 ШАП, 1 ИАП) 1/1
Управление истребительной авиадивизии -/1
истребительные авиаполки 1/3
отдельный разведывательный авиаполк -/1
отдельные развед.авиаэскадрильи 2/1
отдельная корректировочная авиаэскадрилья -/1
отдельная буксировочная АЭ 1/-
специальные авиаэскадрильи (связь и транспорт) 1/1
Авиационно-технические части:
авиабазы 4/7
самолётно-ремонтная база 1/-
моторная ремонтная авиабаза 1/-
склад авиаимущества 1/-
автобатальон -/1
аэродромно-инженерный батальон 1/2
Сформировать вновь для Юго-Балтийского флота: склад авиаимущества, самолетную ремонтную базу и моторно-ремонтную авиабазу
г) по средствам ПВО Сохранить на местах существующую дислокацию.
д)по береговой и железнодорожной артиллерии Береговую артиллерию сохранить на местах существующей дислокации
Железнодорожную артиллерию разделить: Северо-Балтийский флот/ Юго-Балтийский флот
Батареи
356 мм 1/-
305 мм -/1
180 мм -/3
152 мм -/1
130 мм -/10
е) по береговым частям Северо-Балтийский флот/ Юго-Балтийский флот
дивизия морской пехоты 1/-
бригада морской пехоты -/1
флотских экипажей 1/1
флотских полуэкипажей -/1
Кроме того передать Юго-Балтийскому флоту отдельный отряд дымомаскировки и дегазации.
4. Утвердить распределение ремонтных заводов и мастерских НКВМФ: а) Северо-Балтийский флот, Кронштадт - морской завод, Таллин - морской завод, Рига - базовые мастерские, б) Юго-Балтийский флот, Либава - морской завод, Пиллау - судоремонтный завод, Росток - завод "Нептун". Кроме того, обязать НКСП ремонтировать корабли и суда Юго-Балтийского флота на заводе №820 в Кенигсберге.
Кроме того, распределить плавдоки, не принадлежащие ремзаводам и мастерским:
Северо-Балтийскому флоту - плавдок №5 (1500 тонн), плавдок №506 (2100 тонн)
Юго-Балтийскому флоту - два трофейных плавдока, 16500 тонн и 900 тонн.
Пропущу мелкие вопросы по перераспределению мощностей ремонта различного вооружения, тыла, жилых площадей и назначения командующими Трибуца (СБФ) и Левченко (ЮБФ). Из интересного - было строго указано, что так как ЮБФ не хватает мощностей для ремонта в своей зоне, то НКСП и СБФ обязаны по необходимости производить ремонт кораблей и судов ЮБФ в своей зоне ответственности
5. Утвердить распределение ёмкостей для жидкого топлива:
а) Северо-Балтийскому флоту на 99365 тонн;
б) Юго-Балтийскому флоту на 69870 тонн, включая ёмкости на 12000 тонн в Межа-Парке в Риге.
В заключение Кузнецову было приказано пропорционально разделить обучающийся контингент специалистов и все материальные запасы Балтфлота между новыми флотами, а командующему ЮБФ было приказано создать в Либаве учебный отряд флота для подготовки специалистов рядового и старшинского состава осеннего набора в школы.
Разделение флотов закончить к апреля 1946 года.
Ну в общем можно констатировать, что Юго-Балтийский флот получил все самые новые и боеспособные корабли, включая трофейные, почти всю ударную авиацию и железнодорожную артиллерию, 60% подводных лодок. Думаю очевидно, что Балтика осознанно делилась на два театра, где ЮБФ должен быть "правофланговым" армии в северной Европе (в случае чего) и оперировать в проливной зоне (тоже понятно почему). СБФ должен был "как обычно" защищать "колыбель революции" и тралить, тралить, тралить, для чего и получил большое преимущество в минно-тральных типах. Как это связано с политикой - планы объединения Германии или уже готовились бодаться с союзниками в наступательном или оборонительном варианте мы конечно не знаем. Ну и думаю все варианты и версии типа "сохранения кадров", "резервных флотов на вырост", "оптимизации связи и управления" можно смело отбросить.Ну и кто что заметил интересное или хочет высказать своё мнение - пожалуйста.