Так как подцепил хворь и валяюсь дома, решил закрыть гештальт по одной из старых наработок. Думал сделать статью, но тема мутная, планов и так громадьё, поэтому выложу здесь. Cобирая материалы по десантным кораблям RN, обратил внимание, что на инофорумах часто возникают вопросы по кораблю LST 420, многие ищут информацию о родственниках, которые погибли на нём, многие спрашивают о большом захоронении специалистов RAF в Остенде, на кладбище Бланкенберге с датой гибели 7 ноября 1944 года. Итак, что же произошло в тот день.
Схема танкодесантного корабля Landing Ship, Tank (LST)
Одним из вопросов обеспечения действий авиации в ходе высадки в Нормандии являлся аспект радиолокационного сопровождения и наведения авиации. Самым крупным штатным формированием для обеспечения как минимум одной воздушной армии являлась Base Signals and Radar Unit (B.S.R.U. - База связи и РЛС, думаю это аналог нашего полка связи ВВС). Было принято решение, что такая часть может быть развёрнута только на полностью безопасном плацдарме, а на первых порах работать будут более мелкие мобильные группы - Mobile Signals Servicing Units (M.S.S.U.). Мобильные группы так хорошо справлялись со своей работой, что переброску B.S.R.U. во Францию на первом этапе решили отложить - было отмечено, что связисты некоторых подвижных групп в случае неисправности могли даже вручную проворачивать 2-тонные антенны. Однако к осени 1944 года межремонтный ресурс техники и аппаратуры M.S.S.U. был исчерпан и в октябре 1944 года решение о переброске на континент первоклассной РЛС-базы было утверждено, местом дислокации должен был стать Гент.
B.S.R.U. 1 (видимо было первой сформирована) должна была обеспечивать действия 2-й воздушной армии или по терминологии Союзников 2-х Тактических ВВС (2 ATAF) в Северо-Западной Европе. Формировалась и обучалась в течение 18 месяцев в Чигуэлле, Эссекс, в составе 60-й группы связи RAF - обеспечивавшей РЛС-контроль всей Великобритании.
Памятный снимок группы личного состава B.S.R.U.1
По штату состояла из 450 человек, но было принято решение для работы на континенте уменьшить численность до 303 человек - для быстрейшего комплектования новых мобильных групп, которые проходили обучение уже на её базе. Штурм Валхерена повлёк за собой задержку, однако в первых числах ноября началась погрузка в Дувре. Основная часть Базы погрузилась на LST 420 - 19 офицеров, включая командира (звание и фамилия не упоминаются) и 250 нижних чинов. По другим данным на борт поднялись 263 офицера и солдата B.S.R.U.1. Также было погружено 50 автомобилей Базы с оборудованием и имуществом (30% техники). Ещё несколько офицеров и 33 солдата базы погрузились на другой корабль. Всего в конвое выходящем из Дувра в Остенде было 5 LST -200, 320,267,405 и 420.
Две единственные плохенькие фотографии LST 420 в ходе службы
Командовал кораблем лейтенант-коммандер Дуглас Эверетт. Большой танкодесантный 420-й (4080 тонн водоизмещением) был построен в Балтиморе, Мэриленд, в феврале 1943 года (принят в строй), в составе экипажа было значительное число добровольцев-австралийцев. Помимо B.S.R.U.1. на корабль погрузились группы военнослужащих неустановленного числа: военной полиции, 111-го полевого госпиталя, ВВС Канады, службы тыла и других подразделений - судя по всему точного числа пассажиров так и не установили, но об этом позже.
Утром 7 ноября 1944 года конвой из 5 LST отправился в Остенде. На переходе начался шторм, который постепенно усиливался и когда "десантники" подошли к Остенде погодные условия были уже очень плохие. Дальше информация разнится - по одной версии заход в Остенде им запретил командир порта: фарватер был и так опасным, а учитывая как немцы разрушили гавань, авария в порту могла сорвать разгрузку снабжения для сухопутных войск ( как мы помним это пик кризиса снабжения, Валхерен штурмуют, но путь по Шельде к Антверпену ещё закрыт). По другой версии рисковать не стал командир конвоя. В любом случае было принято роковое решение возвращаться в Дувр. Прямо в виду Остенде "десантники", борясь с штормовыми волнами начали разворачиваться к берегам Англии. Было 15.00, кок LST 420 затопил печи и котлы на камбузе собираясь готовить ужин для экипажа. В этот момент под кораблём и взорвалась немецкая неконтактная мина. Взрыв разломил корпус LST пополам, топливо хлынуло из разорванных цистерн, и вспыхнуло от горящих обломков камбуза. Носовая часть затонула почти сразу, кормовая ещё некоторое время держалась на воде вся объятая пламенем. Шансов выжить было немного - тех кто пережил взрыв, ждало ледяное море и горящее топливо. Тем не менее люди боролись и помогали друг другу: при осмотре трупов выброшенных на берег, у командира базы была повязка на голове, два офицера были привязаны друг к другу. В условиях шторма остальные "десантники" спасли только 31 человека, по другим данным 32. Что касается потерь. Точного количества членов экипажа и пассажиров - нет. В источниках указывается, что все спасённые были из B.S.R.U.1. В то же время экипаж LST по штату состоял из 13 офицеров и 104 нижних чинов. Однако числятся погибшими командир Эверетт и 54 моряка Королевского флота. Ветеран австралиец Тео Артурс (Блюи) Theo Arthurs (Bluey), был переведён на другой корабль до этого рейса, но в интервью австралийским исследователям утверждал, что общался с некоторыми выжившими друзьями, один из них упоминал, что у них были проблемы с топливом ( попала вода), поэтому они увеличили его расход по максимуму, чтобы прийти в Дувр с почти пустыми танками и почистить их - поэтому дескать так и рвануло с огнём. На форумах также есть люди, которые пишут, что их родственники моряки выжили. Потом выяснилось, что один из погибших радистов на самом деле погиб при авиакатастрофе в Эйндховене. Голландский журнал "Воздушная война" в 2015 году опубликовал статью где даётся такой расклад по погибшим:
- 55 флот
- 221 RAF
- 5 ВВС Канады
- 8 службы тыла (RASC )
- 8 111-й полевой госпиталь (RAMC)
- 12 военная полиция, (335-я рота CMP)
- 2 PE (хз, не стал копать)
- 1 ACC (хз, не стал копать)
Итого: 312 человек погибло, 31 выжил. Сколько всего было на борту голландцы не знают тоже.
В британской Вики разброс погибших от 292 до 320 "приблизительно", при этом упоминается, что трупы выбрасывало от севера Германии до Кале(!). По RAF англичане пишут, что погибло 232, что при 31 выживших действительно даёт 263 от погрузившихся на борт BSRU. Цифру 232 подтверждает Питер Смути со ссылкой на выдержку из "AERIAL" VOL.2 NO.4 - SEPT. 1945 ( что это не знаю, выдержку прочитал, информация о трагедии вроде достоверная, из первых рук связистов) Сколько было на борту всего, так и непонятно. Головоломку эту я решать не стал. Единственное, что совершенно ясно и англичане это признают - 420-й взял мрачный рекорд по количеству погибших на британском десантном корабле за всю войну. Ещё большим шоком случившееся стало для Службы Связи RAF - за секунды было уничтожено её крупнейшее подразделение, которое кропотливо готовили полтора года, и они даже не начали работать! При этом за предыдущие 5 месяцев с начала вторжения никаких потерь при переброске на континент не было. По признанию ветеранов даже когда в Арнеме, в полном составе погибло одно мобильное подразделение, потрясение было меньшим. Базу было решено воссоздать в кратчайшие сроки, для восполнения потерь и создания ядра пригодились предыдущие оргштатные "сокращения". Флоту переброску больше не доверили, связистов перебрасывали в Гент транспортными "Дакотами".
Вот так, снова неконтактная мина, про которые я уже столько писал, нанесла очень серьёзный ущерб.
Над местом гибели LST 420 возле Остенде стоит специальный жёлтый буй. В 1990 году был поднят обломок носовой части. Ниже, для ценителей, даю 2 листа из War Diary Home Commands, как можно понять, ясности не прибавляет и ссылку на этот Aerial
Aerial 2 листа
http://www.navsource.org/archives/10/16/160420a.htm