С большим интересом совершил второй подход к уже наскоро прочитанной монографии Джан Карло Поддиге (Gian Carlo Poddighe) "Развенчание мифов: Итальянские радары во Второй мировой войне. Гонка технологий и утерянные возможности". Книга посвящена адмиралу Франкарди, любимому преподавателю военно-морской истории у автора в академии в Ливорно. Что я знаю об авторе - бывший офицер-инженер итальянского флота, в настоящее время занимающийся техническими аспектами истории итальянского и других флотов. Чувствуется широчайший технический кругозор и познания, доступ в архивы (в случае с итальянцами это важно) и стремление препарировать вопрос от А до Я. Некоторое время назад я сбрасывал френдам его работу по системам противоторпедной защиты итальянцев, но здесь разбирать её не стал, а вот по радарам он написал весьма интересно.
Для затравочки - разумеется, сказочный гм, командир Лангсдорф не удосужился хотя бы взорвать антенну радара (а возможно и начинку) - всё аккуратно демонтировано англичанами, на фото после затопления, антенны в наличии.
Работа представляет собой по сути весьма эмоциональный, но достаточно аргументированный ответ "журналистам-ламерам", а конкретно Пьеру Барони и его книге "Радарная война - самоубийство Италии 1935-1943 гг" вышедшей в 2007 году. Барони, как следует из описания Поддиге, в лучших традициях наших отечественных упоротых пытается доказывать, что Италия по радарам ( и вообще по всему) была перед войной и вообще в период с 1936 по 1942 год впереди планеты всей, но сплошные "измена, трусость и обман" генералов и адмиралов и поэтому вот это всё.
Работа Поддиге охватывает всю историю зарождения радара, его применение на всех флотах Европы, историю радиоразведки в ПМВ, поэтому я просто кратко перечислю любопытные тезисы, ссыль дам в конце.
Для начала ещё раз что проходит красной нитью. Журналисты дескать кричать, мы родина Маркони, мы всё имели и всё могли, но тупые, продажные военные всё это запороли, вот примеры. Поддиге с применением очень эмоционального Basta!!! отвечает - у нас не было радара и всё, посмотрите, что было у других стран и какие средства были вложены. То, что в Ливорно таскали собранный в подвале академии работоспособный лабораторный экземпляр - это не радар флота и вы просто не понимаете, что означает интегрировать такую систему на качающуюся, заливаемую и стреляющую платформу. А теперь пойдём по тексту:
- на родине Маркони и её флоте так любили и уважали радио, что только в июле 1916 года преподавание радиотехники было включено в программу обучения в военно-морской академии Ливорно. Пришлось мобилизовывать учёных для преподавания и отправлять офицеров учиться к англичанам и французам
- В 1914 году Великобритания начала строительство сети радиопеленгаторных станций по всему побережью страны, что позволило британцам перехватывать и отслеживать местонахождение вражеских радиопередач. Они даже сумели тайно развернуть станцию связи и пеленгации в Осло, чтобы лучше отслеживать корабли, действующие из Киля и Вильгельмсхафена. В свою очередь немцы отдавали приоритет развитию всеобъемлющей системы радиокомандования и управления для операций своего флота. (Небольшое отступление: любопытно, что казалось бы должно быть наоборот: крупнейший блокирующий флот должен сосредоточиться на всеобъемлющем управлении, а обороняющиеся, запертые в базах на пеленгации заведомо атакующих, но вот так. Автор развивает тему, как пеленговали и уничтожали "цеппелины" (уже выкладывал) - М.Д.).
- влияние Гульельмо Маркони было настолько огромным, плюс его связи и экономические интересы в Англии и США, что если бы не умер в 1937, возможно Италия снова бы "спрыгнула" с союза неудачников
- весной 1939 года немцы это лидеры в радионавигации и обладающие лучшей на тот момент работоспособной системой "Фрейя", они и считали себя европейскими лидерами в РЛС, отвергая их наличие у французов, поляков и СССР, но очень обоснованно беспокоились о британцах. Автор ехидно замечает, что родина Маркони похоже вообще ими не рассматривалась, как способная разработать радар и учитывая реальные достижения сторон, были недалеки от истины
- английская система "CH" действительно уступала "Фрейе-Вюрцбург" по параметрам аппаратуры, но англичане превзошли немцев в обработке информации и управлении, создав интегрированную комплексную ПВО в масштабе страны раньше немцев
- англичане в свою очередь считали лидерами в РЛС себя любимых, и даже антенны на "Шпее" в войне в Испании и после Ла-Платы их не убеждали. Широко распространённое мнение, что англичане обладали технологическим превосходством, а немцы догоняли - миф. Но переломить ситуацию и достичь реального превосходства помогли политики, военные оставались верными себе - маршал RAF Жубер де ла Ферт вплоть до февраля 1941 года возглавлял расследование КВВС на тему, есть у немцев радар или нет (sic!!! - М.Д.), НГШ Исмэй утверждал, что при эвакуации были брошены документы и техника позволившие немцам создать радар, потом (отец английского радара Уотсон-Ватт и иже с ним) всё свалили на французов, дескать всё продали немцам подлецы. В реале немцы изучив захваченное сделали вывод, что всё это сырое и уступающее немецкому.
- Автор снова пинает Пьера Барони, напоминая, что Италия только в 1936 году начала исследования по теме морского и воздушного радара и только в 1940 вышла на этап натурных (наземных) испытаний. При этом США начали в 1922, и в 1937 создали установку пригодную для обнаружения самолётов на дальности до 40 км и использования не на большом корабле, а на эсминце
- даже французы обогнали итальянцев, создав в июне 1939 года работоспособные морские радары метрового диапазона, которые после поражения Франции монтировались на корабли (не менее 6 комплектов оборудования) не только в Дакаре, но и в Тулоне на глазах у итальянцев и немцев
- нищие рейхсмарине уже в 1923 учредили в Киле NVA (Nachrichtenmittelversuchsabstalt, т. е. центр исследований и разработок военно-морских коммуникаций) при все более активном участии доктора Рудольфа Кюнольда (считающегося отцом немецкой радиолокации), который в последующие годы работал не только в области связи, но также и в подводных исследованиях и использовании высокочастотных сигналов…
- поразительно, но факт: ни одна крупная немецкая компания (Телефункен, Лоренц и тд) не заинтересовались этой темой и работами Кюнольда, хотя это сулило выгоднейшие контракты. У итальянцев было ещё хуже - там работы проводились в каком-то научном вакууме, ни флот, ни промышленность, ни ВВС вообще не кооперировались и не интересовались быстрейшим результатом. Немцы очень интересовались и пошли другим путём
- Кригсмарине в январе 1934 года создали по сути производственное подразделение NWA - GEMA (Gesellschaft für elektroakustiche und Mechanische Apparate -Общество электроакустического и механического оборудования , которое не зависело от желания или нежелания корпораций. Поддиже довольно обоснованно выражает предположение, что Кюнольд с группой небогатых учёных никак не могли создать с нуля научно-промышленное объединение с мизерным уставным капиталом и в течение 4 лет получить огромный завод и 6000 сотрудников. Это был по мнению автора специально созданный немцами миф, чтобы скрыть огромные вливания из секретных фондов вермахта. Разумеется итальянцам о таких масштабах можно было только мечтать. Телефункен и Лоренц после такого финта начали наперебой пытаться сотрудничать со "стартапом" военных. Уже в марте 1935 года были проведены успешные испытания РЛС. В сентябре этого же года испытания производились в присутствии адмирала Редера и результат был супер - с конца 1936 "Фрейя" пошла в серию и для люфтов и для флота.
Здания ГЕМА в Берлине в 1940 году. Как пишет автор в 1945 наши вывезли всё подчистую
- в Италии в апреле 1928 года был создан RIEС Королевский институт связи и электротехники флота. Первые исследования по теме и лабораторные прототипы радара - 1936 год, комплектующие приходилось покупать в США. Результат на 8 сентября 1943 года - всего 12 радаров "Гуфо" (Филин) с примечанием - за месяц до этого было только 6. Дальше идёт пояснение на примере англичан, что такое серийное производство.
- аналогом GEMA в Англии была HMSS Его величества Школа Связи и её научное подразделение
- в разгар Битвы за Британию глава научного комитета RAF Генри Тизард, осознавая слабость английской промышленности уговорил Черчилля передать всю документацию и наработки в США и взамен получить безоговорочную и мощнейшую поддержку американской промышленности - то есть как минимум не иметь проблем с комплектующими.
В заключение приведу очень любопытную таблицу от автора (2 фрагмента), где он на пальцах показывает, что такое по настоящему массовый запуск в серию и как НАДО было с 1928 года - когда итальянцы создали свою структуру.
Хотя всё по итальянски, всё понятно - год, название опытного образца, корабль где установили, жирными цифрами - заказ серии. И сравните с итальянцами, угу. Вот такой ответ журналистам. Там ещё много всего, но столько технических подробностей по разным флотам, что я это уже откинул. Кому надо вот
https://www.academia.edu/35904742/Un_mito_da_sfatare_IL_RADAR_italiano_NELLA_2_GM_UNA_GUERRA_TECNOLOGICA_ED_UN_OCCASIONE_PERDUTA кликнув автора можно почитать остальные его работы.