Влип в буквальном смысле слова, причем, влип - это еще слабо сказано.
Ситуация такова. Еще во времена получения своего священного MBA-образования в США я имел наглость открыть счет в США, в городе Филадельфии, в банке на три буквы
PNC. По окончании учебы в 2009 году я решил счет не закрывать, благо интернет-банкинг позволял мне управлять этим счетом и совершать всякие нужные мне операции. К счету также были привязаны дебетовые карточки, которыми я также безбожно пользовался. И вот на днях ко мне пожаловал в гости знакомый всем сибирский пушной зверь. Пытаясь совершить очередную нужную мне операцию, транзакция была заблокирована банком. Звонок в страну победившей демократии - США - принес совершенно неожиданные для меня известия. Без указания причин и без предварительного уведомления мой счет в банке PNC был закрыт!
Ну, в общем, оно было бы и ладно, если бы не несколько нюансов. Во-первых, как я уже сказал, сие было для меня совершеннейшим сюрпризом - по коварности сравнимым разве что с преступным нашествием гитлеровской Германии на территорию нашей большой родины. Во-вторых, оно же в главных, на счету этом находилось весьма немалое количество денежных средств в американской валюте. Больше того, так как этот счет был для меня на протяжении долгого времени основным, там были практически ВСЕ мои средства. В-третьих, дополнительных, на этот счет были завязаны многие жизненно-необходимые мне операции, как-то: расчеты с моими контрагентами, автоматические аннуитетные платежи по студенческому кредиту в Citibank, мой аккаунт в Paypal, мой девелоперский аккаунт в Apple, мой юзерский аккаунт в Apple, ну и еще куча всего другого. Собственно, поэтому этот счет был так для меня полезен и долгое время был основным.
Дальнейшие распросы в службе клиентской поддержки принесли дополнительные сюрпризы. Мои полуторогодовые скитания по Сингапуру, Вьетнаму, Камбодже и Таиланду позволяют меня отнести в категорию человеков без определенного места жительства - ибо постоянного адреса, на который я мог бы получать корреспонденцию (за исключением адреса в России, куда я совершаю краткосрочные набеги), у меня нет. О своих скитаниях я, разумеется, в соответствии с правилами банка PNC, информировал клиентскую службу банка, предварительно им позвонив и сообщив, что мой прошлый адрес в США недействителен, поэтому просьба никакой корреспонденции туда не слать, а все перевести в электронное взаимодействие по электронной почте, благо такая опция у банка присутствовала. Уповал на то, что, как утверждает голос-автомат «для обеспечения качества обслуживания, все звонки мониторятся и записываются». Выходит, не записываются. Потому что, как оказалось, банк на мою просьбу забил и продолжал слать уведомления на мой недействующий адрес. А когда банку, по неизвестной мне причине захотелось «прекратить со мной отношения», они типа «прислали уведомление» мне по почте. На адрес в США, где я уже два года как не живу. По поводу «прекратить отношения» - это буквальная формулировка, которую политкорректные американцы мне зачитали. По-американски это звучит как «discontinue our relationship» - но в общем и целом это такой эвфемизм, означающий до боли знакомое родное выражение «послать в жопу».
Дальше еще смешней. Если бы не было так печально. Туда же, на недействующий адрес, они выслали чек на сумму остатка на моем счете. На сумму, напомню еще раз, немалую. О судьбе этого чека неизвестно. Одна надежда - чек именной и вроде как им никто, проживающий ныне в моей бывшей квартире, воспользоваться не сможет. Тем не менее, сейчас мне нужно ждать, пока чек будет либо отклонен (если некий незнакомец его попытаетс я обналичить), либо пройдет некий срок давности. После чего мне обещают, что будет выписан новый чек, который будет выслан мне в Россию. Который не факт, что можно быстро обналичить в России. Хотя я вообще уже с трудом верю представителям банка, поставившим меня в эту неудобную коленно-локтевую позицию. Ибо трудно поверить в разумность действий банка, который так вот, «без объявления войны», прикрыл счет, на котором всегда был положительный баланс, который регулярно пополнялся, по которому никогда не было даже намека на дефолт. Такая вот отрыжка американской банковской системы.
А пока вынужден констатировать, что банк, которому я доверял, превратил меня из бомжа-космополита в человек практически без средств к существованию. Т.е. деньги на есть-пить вроде остались по сусекам, но деньги, которые очень нужны для бизнеса, для расчетов с моими контрактниками (которые уже ждут оплаты своих услуг) и прочего-прочего... тоже вроде есть. Но есть они, благодаря PNC, где-то в вакууме, непонятно где и непонятно когда я смогу их увидеть.
Такая вот ситуация. Вывод из нее я делаю один. Помимо понятного вывода про "яйца в разных корзинах". При всей прелести удаленного банкинга, к нему надо подходить очень и очень аккуратно, чтобы не оказаться в подобной ситуации. Более того, может, вообще не существует такого понятия, как «надежный удаленный банкинг». То есть, надежным может быть только банк, в который можно при необходимости дойти пешком и решить все возможные вопросы и проблемы.
Кроме сочувствия, хочу обратиться к присутствующим читателям за советом.
1. Допустим, через какое-то время я наконец увижу чек от PNC. Что происходит в России в плане обналичивания именных чеков американских банков? Насколько эта процедура грозит обрасти геммороем? Что в России в плане сроков, коммиссий на обналичку?
Некоторые лица мне говорили, что на обналичку может уйти аж 2-3 месяца, а проценты могут достигать 5-10%. Напомню, что речь идет о достаточно крупной сумме, поэтому проценты тоже выйдут немаленькие. Есть ли конкретные рекомендации российских банков? Какие у меня вообще опции - что делать с чеком, который, я надеюсь, все же до меня дойдет.
2. Так как у меня есть неопределенная перспектива снова очутиться в Юго-Восточной Азии, как дело с обналичкой чеков обстоит там? Может, проще и быстрее это сделать там? Под там я имею в виду, допустим, Таиланд, Сингапур, Вьетнам.
3. Для знатоков американской юридической и банковской системы такой вопрос. Банк PNC отказывается от других опций вернуть мне деньги. В банке к моей персоне и возникшим в связи с этой ситуацией проблемам отнеслись с явно демонстрируемым лицемерием и пренебрежением. Тон представителей банка, время от времени переходящих на крик, явно не оставлял мне возможности в этом сомневаться. Цитата: «Мы закрыли счет. Мы не обязаны сообщать вам о причинах. Мы выслали чек по вашему адресу в США. Как вы будете получать ваши деньги - ваша проблема, мы сделали все, что от нас требовалось. Если вы будете продолжать задавать мне вопросы, я гарантирую, что тогда я буду с вами общаться грубо (Ask more questions and I gonna talk really nasty to you - буквальная цитата)».
Соответственно, вопрос, насколько я могу требовать от банка вернуть деньги другим способом - допустим трансфером на мой счет в другом банке. В праве ли я требовать от банка что-либо еще? Принесет ли пользу официальная жалоба в службу клиентской поддержки? Куда еще обращаться? Есть ли на них дополнительная управа?
4. Для знатоков банков вообще. Насколько правилен мой вывод в отношении удаленного банкинга? Есть ли банки, которые являются исключением из правила, и которые можно использовать для удаленного банкинга, без риска оказаться в подобной ситуации. Сейчас у меня есть счет в ВТБ-24 (неплохо для России), Альфа-банке (сложно назвать удобным для интернет-банкинга), латвийском Aizkraukles Banka (я у них корпоративный клиент, пока только примериваюсь).
5. Что делать человеку без официального места работы в России, которому позарез нужен краткосрочный кредит (месяца на 3-4, пока не будут возвращены средства, зависшие в PNC)? Против долгосрочного кредита не возражаю тоже, главное, чтобы появились оборотные средства. Какие есть варианты? Справок НДФЛ у меня никаких нет.
Какие-нибудь еще слова в утешение?
Спасибо, что вы прочли этот длинный пост. Да пребудет с вами Будда.