Страны: Украина- Польша-Германия- Дания-Швеция-Норвегия
Даты: 22 июля-8 августа 2013
17 дней - 6 стран - более 7300км (+100км на паромах) - 12 паромов - десятки тоннелей, в том числе подводных- 15 кемпингов (3 ночевки wild-camping) - n-ное количество водопадов- 3 ледника - множество фьордов и горных серпантинов- 2 столицы: Копен и Берлин...
Маршрут: Киев- Лодзь-Шверин-Копенгаген- Лиллехаммер- Kristiansund- Атлантическая дорога- о. Midsund- Алесунд- Дорога Троллей (Trollstigen)- Geiranger -Dalsnibba- ледник Briksdal - Sognefjord - Aurlands fjorden- Flam- Naeroyfjord- Hardangerfjord- ледник Buerbreen - водопад Voringfossen - Балтийское море- Берлин - Люблин -Киев
Маршрут по Норвегии
Общий маршрут
Итого: в Норвегии 8 дней и 2150 км
Photo: with Sony nex 6 by Max Smolyar and Kate Smolyar
Text: Kate Smolyar
touchy-blaze По правде говоря, я никогда не читаю длинных тревел-отчетов.. В большинстве случаев, на страницах того или иного тревел-блога меня могут задержать только толковые фото.
А вот что значит «толковые» - это уже дело субъективное.
Нет, есть еще одно - «прорисованная» карта маршрута. Я чаще не воспринимаю информацию про путешествие, пока не увижу карту. Всегда важно осознать временно-пространственное соотношение, как по мне. Отсюда и «весовая категория» путешествия…
Собственно, именно в «пространственной свободе» вся суть. Как заметил один сербский путешественник [
http://www.fazekasmedia.com], описывая свой 60-тидневный наземный трип из ЮВА через Монголию назад в Сербию: «Only this way you can feel the distance and make contact with the people…»
По-моему, в этом вся суть: в том, чтобы не просто оказаться где-то, дабы посмотреть, что там все не так, как здесь, а скорее в том, чтобы преодолев всю дистанцию, «пережить» эту дорогу.. Ощутить каждой клеточкой эту временную стрелу, скользящую сквозь пространство, ну, и если очень повезет, заодно почувствовать себя - покорной частичкой всего этого.
И, стоит заметить, только после недавней летней поездки в Норвегию на автомобиле (7400км за 17 дней), я окончательно поняла, за что же я так люблю путешествия на мотоцикле) Но это уже совсем другая история..
Schwerin, Германия
В Копенгагене, Дания
В Копене нас отлично выгуляли прекрасные Женя и Тома
Итак, то, за что я люблю отчеты по существу....
Для меня написать отчет- это почти как расставить все точки над "i", перевернуть данную страницу…
К примеру, было крайне непросто сделать это в случае с Азией, так как нереально вместить в какой бы то ни было текст то, что мы в свое время пережили и увидели в ЮВА за 1,5 месяца. И тогда я просто показала историю в картинках.
Но, вот, тоже самое получается и с Норвегией. Или просто чем дальше, тем более лень «читать/писать» свои собственные отчеты. :)
Прежде, чем что- либо написать ниже, уточню: данный текст будет актуален cкорее для тех, кто путешествует на своем/или арендованном транспорте, с «домиком» и «кухней» в багажнике и с Gps-навигатором на лобовом стекле, - иными словами путешествует независимо и преимущественно бюджетно.
Первый кемпинг в Норвегии..
Что стоит принимать ко вниманию, собираясь в Норвегию (летом)…
- не смотря на то, что выбор кемпингов поражает, все равно будет весьма дорого :) особенно если жить не в палатке, а в «домиках». (Примеры цен в ключевых кемпингах нашей поездки: ниже по ссылкам на сайты кемпингов.)
- кстати, если вы хотите сэкономить, советую предварительно затариться продуктами в Германии, особенно "мясом и пивом") В Норвегии одни из самых высоких цен на алкоголь
- погода в N. мягко говоря переменчивая, но все же чаще пасмурная. На всякий случай, будьте готовы к частым кратковременным дождям и запаситесь теплой одеждой
- если вы в меру опытны в самостоятельных путешествиях и дружите с gps-навигаторами, при построении маршрута, не стоит вестись только на «громкие имена» и популярные достопримечательности, как «Дорога Троллей», «Язык Тролля», Атлантическая дорога или скала «Кафедра проповедника»…
В N. красиво абсолютно ВЕЗДЕ. На третий день передвижения по стране мы уже сбились со счета, сколько водопадов видели и уже начали спорить, какая из дорог самая живописная и куда бы мы хотели обязательно вернуться снова. К тому же, в популярных местах летом вас ждут толпы туристов, а N. - страна, так или иначе, склоняющая к уединению
- обязательно купите на заправке карту Норвегии, где выделены, так называемые «живописные туристические дороги», так вы не пропустите самые яркие серпантины региона, виды с плато , "секретные водопады" и прочее…
- если ваш маршрут по N. превышает 1,5 тыс км, будьте готовы к многочисленных паромам, но не стоит сильно переживать - 90% из них ходят каждые 15 минут(кроме специфических). Кстати, время пребывания на пароме чаще составляет 10-15 минут.
Самый длинный переход на пароме Вас ждет при переправе, разве что, из Германии в Данию - это всего около часа. Puttgarden- Rodby:
http://www.scandlines.com/tickets-and-prices/tickets-and-prices/puttgarden-rodby.
Паромы все автомобильные, оплата прямо на палубе или если интернациональные Scandlines (Германия-Дания; Дания-Швеция) - на подъезде к паромам.
Цены, время, маршруты паромов частично брали тут:
http://eng.norled.no/Default.aspx?pageid=1114 - В центре Алесунда есть инфо-центр, где бесплатно можно набрать десятки журналов и буклетов про всевозможные фьорды с картами, маршрутами и прочей прелестью.
- отдельным пунктом в вашей «программе» должны стать ледники! Напр, Briksdalbreen, Folgefonna Buerbreen . К ним подымаются даже дети, такой треккинг будет не из тяжелых.
В нашем случае, Норвегии предшествовала wild-ночевка непонятно где в Польше, с ночной стрельбой на десерт, далее Family- кемпинг на озере на севере Германии, паромная переправа в Данию, ночевка в Копене у друзей, быстрый "пролет" через Швецию, где на одной из стоянок у нас впервые в жизни взорвался газовый балон :)
Между Швецией и Норвегией существует условная граница, вас могут остановить и спросить, как у нас: где вы работаете? Куда едите? Везете ли водку и сигареты? :)
"Атлантическая дорога"
Не стоит питать особых надежд на впечатления от т.н. Атлантической дороги (возле Kristiansunda). По сравнению с видами и масштабами дорог на Далснибба или к Aurlands fjord, маленький отрезок "Атлантической дороги" с внушительным трафиком из домиков на колесах - явно не стоит вашего времени.
Must visit campings:
№1 Кемпинг возле Нац парка Briksdal, находится у подножья ледника и высоченного водопада
http://www.melkevoll.no/galleri-en.htm Есть уютная "столовая" с камином, бесплатная сауна и возможность арендовать… целую пещеру - для колорита)
№2 Кемпинг у Lofthus с красивенным видом на Hardangerfjord
http://www.lofthuscamping.com/lofthus-2/№ 3 Уютный Кемпинг Vinje возле Гейрангер фьорда
http://www.vinje-camping.no/index.php/campingen Очень удобное расположение от фьорда и плато Далснибба (смотровая на Гейрангер) , в кемпинге есть симпатичный водопад, который будет шумом своим создавать атмосферу..
Паром [на фьорде Гейрангер]
Alesund. Отличное место как для погулять полдня.
- Дороги в N., особенно ведущие через перевалы и маленькие городки, часто очень узкие и рассчитаны на 1,5 авто. При этом норвежцы столь виртуозны, что в самых узких местах умудряются не притормаживая пролетать на своих домиках на колесах в сантиметре от встречного авто. Для благоразумных на дороге имеются « карманы», чтобы легче было разминуться… Но! О сужении дороги ни один знак в N. вас не предупредит, слишком уж много "сужений", - особенно если учитывать, что дорога идет все время вдоль фьорда или через горы.
В связи с выше перечисленным, а также в виду того, что в стране действует скоростное ограничение 80км/час, передвигаться по N. быстро не получится. К тому, же в этом нет смысла, ведь все равно надо останавливаться через каждые 100м, чтобы сфотографировать очередной уникальный пейзаж) Благо для этого предусмотрены сотни мест для отдыха и паркинги.
В тоннелях включайте музыку погромче, а длинных тоннелей будет многоооо, 10 км -привычное дело
Дорога Троллей. Trollstigen.
Вид на Гейрангер фьорд из гор.
Про вайлд-кемпинг, или стихийно организованную стоянку, где пожелаешь:
В Норвегии это разрешено, но далеко не везде реализуемо. Ничейной земли в мега-туристической Норвегии, скажем, возле населенных пунктов или у фьордов - нет, в принципе.
Множественные шлагбаумы, перекрывающие узкие дорожки не позволяют стать машиной не прямо возле дороги, а стоять палатками можно лишь 150 м от дорог и ближайших домов.
Другое дело - устроить вайлд кемпинг на горном плато и встать с видом на аскетичный каменистый пейзаж у ледяного озера. Но тут нужно, чтобы повезло с погодой.
На одном из островов возле Алесуна мы единожды умудрились переночевать бесплатно и поставили палатку возле каменного карьера, где с холма с настораживающим звуком периодически скатывались камешки. Так что, среди ночи не раз посещало желание эвакуироваться из палатки, как можно скорей.
Чем облачность не софт-бокс?)
Волшебные окрестности Гейрангер.
Тут на бережку загорали) В общем-то, можно сказать с погодой в N. там довольно долго везло..
Любимые места, где обязательно стоит провести больше, чем 1-2 дня:
Ходя в треккинги, катаясь на каяках, великах и т.д.
1. Oldedalen valley (кемпинг, напр,
http://www.melkevoll.no) с Jostedalsbreen National Park и ледником Briksdal; [про него в следующем жж-посте]
2. Hardanger fjord (что делать?
http://www.hardangerfjord.com/en/Activities/), очень удобное место расположения с кемпинге
http://www.lofthuscamping.com, откуда рукой подать до ледников, в том числе Buerbreen; тпи же недалеко Trolltunga, всяческие треккинги к водопадам Husedalen valley , а также к величественному водопаду Voringfossen. [фото: во 2-й части отчета]
3. Geiranger и окрестности ( Must do: для любителей серпантинов: Trollstigen, смотровых у отвесных скал: Dalsnibba, катания на воде: Geiranger fjord)
Выше над Гейрангер фьордом становиться "зимно"). Начинаются ледники...
Внизу Гейрангер фьорд. Вид со смотровой Dalsnibba.
Кусочек Гейрангер фьорда.
Ну, вы поняли: дороги - мечта мотоциклиста! Кстати, на серпантинах Норвегии путешествующих на мотиках немерено.
Немало таких вот одиноких домиков встречается по пути...
Из того, что мы не успели за 8 дней в Норвегии, но вы обязательно должны успеть:
- взять на прокат каяки и повеслить по озеру или фьорду (порядок цен
http://www.norway-adventures.com/index.php?option=com_content&task=view&id=32&Itemid=60)
- взять «тур» на прогулку в альпинистском снаряжении по леднику (от 90 евро с чел, цена зависит от продолжительности тура)
- покататься по фьорду на speedboat_е с ветерком (около 100 евро чел)
[потому как «кататься» по фьордам на пароме туда-сюда - это скорее для пенсионеров]
- уделить 2 дня походу на Trolltunga (с учетом ночевки в wild-camping в горах), для этого нужно дождаться действительно ясной погоды
Домик патриотично настроенного норвежского хоббита.
В следующей части больше про: ледники, водопады, и фьорд-достопримечательности, горных овечек и прочую фауну... ;)
p.s. в общем, задавайте вопросы, пока я хоть что-то полезное из поездки да помню) И я отвечу уже более полно во 2й части отчета на наиболее интересные из них!