На официальном споттинге в Сургуте удалось между делом пополнить свою коллекцию Як-40. Як-40 (по кодификации НАТО: Codling - «Мелкая треска», споттеры и авиаторы называют его "окурок") - пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы. Выпускался с 1966 года. Самолёты первых выпусков имели 24 пассажирских места. Некоторое время самолёт выпускался с взлётной массой 14,7 т и числом мест 27. Дальность полёта составляла 710 км (с резервами топлива). Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлётной массой 16,1 т и числом мест 32. На этой модификации удалось увеличить дальность полёта. На середину 1972 года самолёты Як-40 налетали более 150 миллионов километров и перевезли около 7 миллионов пассажиров. В среднем Як-40 предназначен для перевозки до 40 пассажиров на расстояние до 2000 км. Это первый в мире реактивный самолёт МВЛ, первый пассажирский самолёт КБ Яковлева, первый советский самолёт, получивших СЛГ в странах запада.
1. Вид с крыши терминала
2. Увиденные экземпляры в Сургуте были все а/к "Скол". На балансе 3 Як-40 (RA-87340, RA-87288, RA-88226) и 2 Як-40Т (RA-88306, RA-87940): 2 - летает (RA-88306 и RA-87340), остальные 3 - на хранении. Средний возраст - 38.9 г. В моей коллекции самолетов данной компании не было, поэтому отснял все имеющиеся борта. Движений среди них замечено не было, поэтому по свету уже как получилось )
Яковлев Як-40 || RA-87340 || СКОЛ
В авиакомпании с июля 2012 г. В эксплуатации: с 25 марта 1975 г. (39 лет 2 месяца). Более 26000 часов налета. В 1996 году планировалась поставка в Transeast Airlines с бортовым YL-TRA. Не осуществлена. Эксплуатировался в а/к Аэрофлот - МГА СССР (Северо-Кавказское УГА - Элистинский ОАО), Элиста Авиа, Ямал.
3. Серийное производство самолета было прекращено в 1981 году, а первое массовое списание лайнеров состоялось в конце 1980-х годов. В 1990-е годы сложности с приобретением новой техники и сравнительно низкие цены на авиационное топливо сделали Як-40 востребованным самолетом, многие из них в эти годы использовались в качестве корпоративного и VIP транспорта. В 1992 году на Смоленском авиационном заводе была организована доработка самолётов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объёмом топливных баков (6 т), а в 1996 - доработка самолётов Як-40 в административный вариант (установка радиооборудования для полётов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса, наружная окраска полиуретановыми эмалями). По мере старения авиапарка, роста цен на топливо, появления на рынке более экономичных и современных конкурентов, а также стремительного свертывания региональных авиаперевозок самолеты типа Як-40 стали все реже появляться в небе, а с начала 2000-х годов начинается их массовое списание и вывод из эксплуатации.
4. За всю историю было выпущено 996 экземпляров самолета, работали в 365 авиакомпаниях (
http://russianplanes.net/planelist/Yakovlev/Yak-40/#years). Некогда популярный самолет в небольших междугородних полетах уже практически не встретишь в регулярных полетах. В некоторых аэропортах Як-40 остались лишь как законсервированные экземпляры, в некоторых нет совсем...
Яковлев Як-40К || RA-87940 || СКОЛ
В эксплуатации: с 17 марта 1976 г. Дата выпуска: 25 февраля 1976 г. (38 лет 2 месяца) . Налет более 30000 ч. Эксплуатировался ранее: Аэрофлот - МГА СССР (Красноярское УГА), Енисейский Меридиан (Черемшанка), КрасЭйр (AirUnion), Сибавиатранс - СИАТ (AirUnion). С октября 2002 - СКОЛ. С ноября 2011 на хранении в г. Сургут. Опутанный лентами, будто в смирительной рубашке )
5. Экипаж: 3 + 1 бортпроводник. Максимальная скорость: 546 км/ч (на высоте 6000 м). Крейсерская скорость: 510 км/ч (на высоте 6000 м). Перегоночная дальность: 2500 км. Практический потолок: 6000 м (с пассажирами); 8000 м (перегоночный). Длина разбега: 850 м. Длина пробега: 550 м (с реверсом); 750 м (без реверса)
6.
Яковлев Як-40К || RA-88306 || СКОЛ
В авиакомпании с 18 ноября 2009 г. (4 года 5 месяцев). В эксплуатации: С 17 декабря 1976 г. (37 лет 5 месяцев). Дата выпуска: 30 ноября 1976 г. (37 лет 5 месяцев), Налет - более 13000 ч. Эксплуатировался в: CSA - Czech Airlines, Белавиа - Авиалинии Белоруссии, Газпромавиа, Мострансгаз, Аэро Рент, Jet Air Group.
7. Вид сверху