Ил-96... Пассажирская эпоха в России закончилась

Mar 31, 2014 20:47

Вчера, накануне дня рождения авиаконструктора Ильюшина, последний пассажирский рейс совершил Ил-96 с бортовым номером 96008 (Моисеев) из Ташкента в московский аэропорт Шереметьево. Закончилась эпоха пассажирских Илов, и в частности 96-х в России, осталось восемь бортов спецотряда "Россия", еще три борта эксплуатирует а/к "Кубана". Законсервированными стоят борты а/к "Полет" и "Домодедово", видимо консервация ожидает борта "Аэрофлота".
Собираясь летом прошлого года на отдых в Турцию, я гадал, удастся ли мне повстречать и снять 96-й... Каково же было мое удивление и радость, когда после посадки во время рулежки, я вижу садящийся 96-й Аэрофлота... Правда фото вышло малость смазанным... Однако, наш лайнер занимает место для стоянки... Пока ждем трап, случается чудо, из-за угла терминала появляется тот самый 96-й и мимо нас рулит к месту стоянки... Увы, это моя первая и пока последняя встреча с Ил-96 в аэропорту Антальи.

Ил-96-300 (RA-96007) а/к "Аэрофлот" носит имя А. Майорова






Ил-96 - пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Совершил первый полёт в 1988 году, производился серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Ил-96 стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом.
Самолёт выпускается с 1992 года на Воронежском авиационном заводе. С 1988 года построено 28 самолётов данного типа. На октябрь 2013 года в эксплуатации находились 18 самолетов (в России - 15). Из них для пассажирских перевозок используется 6 лайнеров Аэрофлота и 3 лайнера авиакомпании Cubana de Aviación.
По решению Министерства гражданской авиации СССР, принятому на заседании коллегии 26 января 1989 года, первые самолёты Ил-96 планировалось передать в ЦУМВС (Центральное управление международных воздушных сообщений) Аэрофлота, затем - в Домодедовский авиаотряд. Переучивание лётного состава проходило в ОКБ имени Ильюшина. Первый лётный отряд был организован 6 августа 1991 года. В 1992 году были выполнены несколько технических рейсов из Москвы в Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск.





С переходом на рыночные отношения Домодедовский авиаотряд был преобразован в самостоятельную авиакомпанию Домодедовские авиалинии, и Ил-96 составляли основу флота этого перевозчика на протяжении всего времени его существования, вплоть до банкротства в 2008 году.
Коммерческая эксплуатация самолёта началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва-Нью-Йорк. Первое время самолёт использовался на преимущественно зарубежных рейсах: в Сингапур, Лас-Пальмас, Нью-Йорк, Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму. Все летающие на данный момент в Аэрофлоте самолёты Ил-96 были собраны в 1991-1995 годах. В обмен на снижение пошлин на ввоз иностранной техники Аэрофлот обязался приобрести дополнительную партию Ил-96, но сделка так и не состоялась, хотя пошлины были снижены.
Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (модификация Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012, RA-96016).
В 2005-2006 годах три Ил-96-300 были поставлены на Кубу, в том числе один - для обслуживания президента Кубы. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил-96-300 - один для пассажирских, другой для VIP-перевозок[9].
Осенью 2008 года лизинговая корпорация ИФК изъяла два Ил-96-300 у Красноярских авиалиний в связи с неплатёжеспособностью компании. В настоящее время самолёты восстановлены и эксплуатируются в СЛО «Россия». В истории российской авиации это был первый случай, когда у авиакомпании «отобрали» самолёты.





В 2009 году в авиакомпании Полёт началась эксплуатация грузовых самолётов Ил-96-400Т, которые изначально планировал купить Аэрофлот, но впоследствии отказался от них. По состоянию на сентябрь 2009 года, в авиакомпании Полёт насчитывается три Ил-96-400Т с планом получением ещё трёх машин в 2010 году. Также, в ходе авиакосмического салона МАКС-2009 было подписано соглашение с перуанской авиакомпанией на поставку двух грузовых Ил-96-400Т с опционом ещё на один такой самолёт и ведутся переговоры о поставке его в Китай и страны Ближнего Востока. Текущая версия самолёта оснащена новыми двигателями, самым современным пилотажно-навигационным комплексом российского производства, позволяющим эксплуатировать воздушное судно без каких-либо ограничений по всему миру. Подобных самолётов в России до сих пор не производилось. Ил-96-400Т может перевозить до 92 тонн грузов на маршрутах средней и дальней протяжённости. Самолёт сертифицирован в соответствии с российскими нормами лётной годности, гармонизированными с нормами Евросоюза и США.
В разное время велись переговоры о продаже Ил-96 в Китай (три самолёта), Сирию (три самолёта) и даже Зимбабве. Авиакомпания KrasAir планировала в 2007 году передать два своих Ил-96 в «мокрый лизинг» на год в Iran Air.
Два первых опытных образца (б/н 96000 и 96001), долгое время хранившиеся в ЛИИ имени Громова в Раменском, в мае 2009 года были распилены на металлолом. Ещё 3 самолёта (Домодедовских авиалиний) выведены из эксплуатации и находятся на хранении. 2 самолёта, ранее принадлежавшие KrasAir (RA-96014 и RA-96017), с 2008 года находились на хранении, впоследствии прошли восстановительный ремонт и в дальнейшем были переданы в СЛО Россия (используются для перевозки сопровождения первых лиц государства).
В 2009 году министр промышленности и торговли Виктор Христенко принял решение о снятии с производства пассажирского самолёта Ил-96-300 в ближайшие годы, так как лайнер не способен конкурировать с новейшими дальнемагистральными пассажирскими самолётами компаний Boeing и Airbus. Создатели Ил-96-300 ориентировались на экономические показатели Boeing 767, однако с момента первого полета Ил-96-300 введены в эксплуатацию дальнемагистральные авиалайнеры нового поколения Boeing 777, Airbus A330, Airbus A340, Airbus A380, Boeing 787, ожидается скорый выход на рынок Airbus A350. . В производстве остаётся грузовая версия самолёта Ил-96-400Т.

29. Такая вот фотосессия получилась с одним из лучших лайнеров России




Как и другие советские самолёты, появившиеся незадолго до распада СССР, массовым Ил-96 так и не стал. К настоящему времени выпущено всего 28 самолётов, из которых эксплуатируются 18.
Самое главное, за всю историю эксплуатации с самолётом Ил-96 не случалось катастроф и аварий, повлёкших гибель людей.

По материалам Википедии

споттинг, самолеты, Аэрофлот, Анталья, Ил-96, Турция

Previous post Next post
Up