12 сентября 2023 года Airbus A320 RA-73805 выполнял рейс U6-1383 Адлер-Омск. При заходе на посадку в аэропорт Омска произошёл отказ гидросистемы G ("зелёная"), шасси были выпущены аварийно. Экипаж принял решение следовать на запасной в Новосибирск в связи с лучшими (на их взгляд) условиями для посадки (ВПП 3597 м против 2501 м в Омске). В связи с нехваткой топлива, борт совершил аварийную посадку на поле в Убинском районе Новосибирской области, не долетев порядка 200 км до Новосибирска. В один из выходных мы отправились из Омска к с. Московка в 450 км от Омска, чтобы своими глазами увидеть и запечатлеть это событие.
Добираемся по трассе Челябинск - Омск до поворота на Убинку. На указателе обозначены расстояния до областных центров .
До Убинки и по населенному пункту вполне отличная дорога - хоть прямая через поселок, хоть окружная. Далее к с. Московка через лес идет вполне сносная гравийка.
А вот и пос. Московка - налево въезд в поселок, вправо - дорога к полю, где сел самолет. Координаты места посадки -
55.236830, 79.758442. Что интересно, я живу в омском микрорайоне Московка. Вот случилось, побывать в его сельском тезке. Только тут население всего - 87 чел (2020 г.)
В связи с прошедшим накануне дождем, дорога представляла местами смесь воды, грязи и глины. Решаем оставить машину у зернового тока Московки, чтоб не засадить и далее 3 км пройти пешком. Уже буквально, через некоторое время видим вдалеке лайнер.
Полет от Омска проходил на высоте порядка 18000 футов (5,486 км) в условиях сильного встречного ветра, с выпущенными шасси, что привело к повышенному расходу топлива. В районе Барабинска экипаж заметил критически низкий остаток топлива, был установлен аварийный код ответчика 7700. При снижении пилоты выбрали площадку, оказавшуюся пшеничным полем.
Это уже второй случай аварийной посадки в поля. 15 августа 2019 года в Подмосковье пассажирский самолет «Уральских авиалиний» сел на кукурузном поле. На борту находилось 226 пассажиров и 7 членов экипажа. Все они остались целы и невредимы. Лайнер А321 летел из аэропорта Жуковский в Симферополь.
Минут 50 заняла дорога до самолета. Вокруг справа и слева - леса и лишь полоска поля, которую выбрали пилоты, спасла и самолет от разрушения и жизни всех пассажиров и членов экипажа (итого порядка 170 жизней, из них 23 ребенка).
Почти сразу после посадки лайнера, Гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов провел брифинг для прессы:
«Чтобы выполнить такую посадку, нужно большое мастерство и самообладание. Сделали хорошо, потому что цел самолёт и люди», - заявил он. По словам Сергея Скуратова, внешних повреждений у воздушного судна нет, он цел и стоит на шасси.
"При отказе зеленой гидросистемы наблюдаются некоторые отклонения в работе спойлеров (это тормозные щитки на самолете) и закрылков, поэтому посадочная дистанция может увеличиваться. Есть методология расчета этой посадочной дистанции. Когда экипаж ушел на второй круг, они посчитали эту дистанцию и она была близкой к предельной, поэтому, чтобы повысить надежность посадки, они ушли в Новосибирск", - отметил руководитель компании.
RA-73805 - Airbus A320-214 - Ural Airlines
Авиакомпания пообещала компенсировать владельцу поля убытки.
Наши друзья с аэродрома Поповки слетали на второй день и смогли сделать несколько кадров с высоты. Тут еще видно выпущенные трапы, которые к настоящему времени, как и бортовые самописцы, отправлены в Екатеринбург, а также частично тормозной путь.
Часть пассажиров после эвакуации отправилась в Новосибирск, кого-то забрали родственники из Омска. Болшую часть перевез в Омск специально выделенный электропоезд. К настоящему моменту уже практически закончены выплаты компенсации "за испуг" в размере 100 тыс. рублей.
К нашему визиту лайнер был огорожен лентой по периметру. Охрана не препятствовала съемке. Время от времени прибывали пешим ходом или на авто желающие запечатлеть самолет и увидеть свомии глазами.
Самолет можно было обойти по периметру. Рядом с лайнером установлен вагончик охраны и тепловая палатка для прибывших инженеров. Доставлено питание и контейнер для инструментария, а также материалы для возведения ограждения вокруг.
Самолет выпущен в феврале 2004 года (19,7 лет на 2023 г.). Ранее эксплуатировался в авиакомпаниях "Air Arabia" и "Air Arabia Maroc". В мае 2013 под регистрацией VP-BMW пополнил флот "Уральских авиалиний". В марте 2022 г. получил регистрацию RA-73805/
Всего в компании эксплуатируется 52 самолета Airbus различных модификаций: A319 - 4; A320 - 26; A321 - 22.
Очень непривычные ощущения от вида таких знакомых самолетов, которые не раз снимал в аэропортах, в совсем другой атмосфере.
Вид на тормозной путь в поле. Он поставил порядка 800-900 м. Плодородный слой - очень неглубокий, под ним - глина.
На месте работают три инженера авиационного технического центра авиакомпании. Они прибыли незамедлительно и пробудут до окончания работ и консервации самолёта. Дополнительные работы по диагностике будут выполнять ещё два специалиста. По предварительной технической оценке специалистов, воздушное судно в хорошем состоянии. Самолёт не имеет серьезных повреждений и в будущем, скорее всего, сможет выполнять полёты. В процессе посадки в один из двигателей попало небольшое количество грунта, незначительно повреждены несколько лопаток вентилятора двигателя, развернута передняя стойка шасси. Была выявлена и устранена причина неисправности одной из гидросистем.
С самолета были сняты только речевой и параметрический самописцы. Надувные трапы отправлены в Екатеринбург в авиационный технический центр, после их обслуживания они будут установлены обратно на борт.
Для устойчивого положения на грунте были подготовлены деревянные платформы из шпал, на которые установили самолёт.
Самолёт пока будет оставаться на поле до момента его транспортировки. На это может потребоваться несколько месяцев, поэтому на воздушном судне необходимо выполнить работы по хранению. Вопросы эвакуации самолета пока прорабатываются.
Когда будет окончена оценка состояния силовых элементов, то поэтапно будут заменены поврежденные элементы вентилятора двигателя. Программа работ уже есть, она включает оценку силовых элементов лайнера: узлы крепления шасси, замена элементов двигателя.
Аппаратура для проверки узлов и кронштейнов методом неразрушающего контроля отправлена на место из Екатеринбурга.
На место также были доставлены материалы для возведения ограждения. Спустя неделю на месте побывал мой коллега и запечатлел уже возведенный по периметру забор -
можно увидеть тут.
Продолжаем следить за новостями вокруг "пшеничного" Урала.
Пока, самолет! Надеемся увидеть тебя снова в небе! В том числе и на омском перроне.
Благодарю моих коллег Сергея и Екатерину за компанию, возможность увидеть и запечатлеть это неординарное событие!
На обратной дороге заехали навестить памятник Ил-14 -
https://max-sky.livejournal.com/480429.html