22 октября исполняется 100 лет со дня образования опытно-конструкторского бюро, основанного великим отечественным авиаконструктором, ученым, организатором авиационного производства Андреем Николаевичем Туполевым. Сегодня ПАО «Туполев» входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации Госкорпорации Ростех.
Андрея Туполева по праву называют легендой отечественной авиации. Под его руководством были созданы военные и гражданские самолеты различного назначения, созданные с применением самых прогрессивных технологий своего времени. За вековую историю ОКБ Туполева разработано около 300 моделей и модификаций самолетов, из которых более 70 строились серийно. Всего с 1923 года выпущено более 18000 самолетов марки «Ту», около 1000 из них поставлено в 20 стран мира. На самолетах «Туполева» установлено более 300 мировых рекордов по дальности, высоте полета, грузоподъемности, выполнено около 30 выдающихся перелетов.
В 1922 году Андрей Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. В её состав вошли так же его соратники Озеров и Сидорин. По предложению самого Туполева дату создания Комиссии, 22 октября 1922 года, позже стали считать датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ - ОКБ А.Н.Туполева.
Судьба Туполева непосредственно связана и с Омском. Сюда в 40-х гг. авиаконструктор приехал со своей семьёй. Туполев прибыл в Омске вместе с Сергеем Королёвым, которого тот нашёл в одном из лагерей ГУЛАГа. К тому моменту эвакуированные авиационные заводы № 81 и № 156 были объединены в один завод № 166, директором которого был назначен известный летчик, первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский. Знакомы Ляпидевский и Туполев были с 1934 года, когда Ляпидевский на самолете вывез из лагеря челюскинцев - женщин и детей. В Омске познакомились и подружились их семьи. Судя по тому, что семья Андрея Туполева получила служебную квартиру только через несколько недель после приезда в Омск, первое время Туполевы жили у Ляпидевских. А затем Андрей Николаевич получил жилье в доме - знаменитом омском образце стиля «конструктивизм» по адресу: проспект Маркса, 33 на пересечении с улицей Маяковского. Проживали Туполевы в квартире № 1 с 1941-го по 1943 годы.
В сентябре 2016 года на 300-летие Омска на фасаде дома, где жил Андрей Туполев со своей семьёй была открыта мемориальная доска.
Завод № 166 в Омске разместился на территории автосборочного завода грузовиков (ГАЗ-АА) Горьковского автомобильного завода им. Молотова. ЦКБ № 29 расположилось в здании Управления речного пароходства в начале проспекта Маркса. Второй раз Андрей Николаевич вернулся на омскую землю со своим модернизированным самолетом «Ту-2У» в 1945 году.
Он помог заводу выжить в послевоенное время, сохранить авиационный профиль. В 1955 году, когда встал вопрос о создании первого реактивного пассажирского самолета, выбор пал именно на Омск. 3 августа исполнилось 60 лет, как первый самолет «Ту-104» был изготовлен на омской земле.
Туполев говорил: "Хорошо летать могут только красивые самолеты". Он был убежден и в другом: в том, что каждый военный самолет может иметь пассажирский аналог.На базе многоцелевого Ту-16 появился первый советский реактивный лайнер Ту-104, а на основе стратегического бомбардировщика Ту-95 разработан турбовинтовой пассажирский самолет Ту-114, который буквально опередил свое время.
Вспомним легендарные машины. Фото из моей коллекции.
Ту-104 / Ту-104Б -первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге, и второй в мире, после британского De Havilland Comet.
Памятник в Внуково
Тренажер СПАСОП в Омске
Ту-114 - советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт 1-го класса, спроектированный в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. Производился серийно в 1961-1965 годах на заводе № 18 в Куйбышеве. Всего было построено 32 экземпляра серийных самолётов и 1 опытный прототип.
Экспонат музея ВВС в Монино
Памятник в аэропрту Домодедово. Уничтожен
Ту-128 - советский тяжёлый двухместный барражирующий перехватчик ПВО, самолёт-носитель в составе авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата
Экспонат музея ВВС в Монино
Ту-134, А, А-3, АК, Б, Б-3 и другие модификации - советский пассажирский самолёт 2-го класса на 76-80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении.
Прибытие в Омск
Памятник в аэропорту Рощино. Тюмень
Встреча последнего пассажирского рейса Ту-134 в аэропорту Толмачево
Ту-134УБ-Л - учебно-тренировочный самолёт, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов на базе пассажирского лайнера Ту-134
Вылет в Толмачево
Ту-144, 144Д, 144ЛЛ, 144С -
Взлет в Алма-Ате
Участник ависалонов МАКС
Памятник в Жуковском
Экспонат музея ВВС в Монино
Ту-154, 154А, 154Б, 154Б-1, 154Б-2, 154М, 154С - советский и российский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер 1-го класса для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152-180 пассажиров. Первый полёт Ту-154 был выполнен 3 октября 1968 года.
Легендарная "Ижма" выполняет проход над полосой в Толмачево на заключительном пассажирском рейсе Ту-154 в России
Последняя живая в ливрее компании "ОмскАвиа"
Тренажер в Уфе
Гости из Словакии в Омске
Вылет из Минска на Варну
Тренировка СПАСОП в Толмачево
Ту-155 - летающая лаборатория на базе самолёта Ту-154 для лётных исследований двигателей с использованием криогенного топлива.
Участник ависалонов МАКС
Ту-16, 16К, 16М, 16Р - советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая бомбардировщик, ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и другие.
Экспонат музея ВВС в Монино
Экспонат музея ВВС в Монино
Ту-160 ("Белый лебедь") - советский и российский межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности.
Участник ависалонов МАКС
Участник ависалонов Армия
Ту-204, 204-100(В/Е), 204-120С(E), 204-300, 204С(Е), 204СМ - советский и российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154.
Официальный споттинг. Омск
Внуково
Зимний Омск
Грузовой вариант. Официальный споттинг. Внуково.
Пандус. Пулково
Ту-214, 214ОН, 214ПУ, 214Р, 214СР, 214СУС - одна из модификаций Ту-204, в которой больше ёмкость топливных баков, что сильно увеличило дальность полёта. Самолёт создан и испытан в 1996 г. В планах поставки новых самолетов в российские компании.
Омск.
УТП. Омск
Внуково
Ту-22, 22М0, 22М3, 22М4, Ту-22ПД
Прибытие на авиасалон МАКС
Экспонат музея ВВС в Монино
Экспонат музея ВВС в Монино
Ту-4 - поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении ДА ВВС СССР с 1949 года до начала 1960-х годов. Самолёт является копией американского бомбардировщика В-29, воспроизведённой методом обратной разработки.
Экспонат музея ВВС в Монино
Ту-95К, 95МС - советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями. До настоящего времени - единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями.
Прибытие на авиасалон МАКС
Экспонат форума "Армия"
В парадном строю над Омском
Экспонат музея ВВС в Монино
К сожалению, в моей коллекции нет Ту-334.
Фото Sergey Ryabtsev.
https://ru.wikipedia.org/ Сегодня в ПАО «Туполев» продолжаются работы над военными и гражданскими самолетами. Ключевыми проектами КБ являются пассажирский Ту-214 и его модификации, а также стратегический ракетоносец Ту-160. Ту-214 используется для перевозки первых лиц государства, а также на его основе разрабатываются самолеты специального назначения. В рамках возрождения программы Ту-160 проводится модернизация существующих самолетов до версии Ту-160М и строительство новых машин.