Уникальная морская авиалаборатория АН-26 "Арктика" создана на базе самолета АН-26Б в развитие предшествующих разработок авиалабораторий на самолетах ИЛ-14, ИЛ-18Д, АН-2, АН-28, АН-30Д, Л-410 и вертолетов МИ-2, МИ-8, КА-26 по заказу Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им Н.М. Книповича (ПИНРО) г. Мурманск. Содержит информационно-измерительные компьютеризованные комплексы: ИК-радиометрия, лидар, спектрометр, аэрофото и видеоаппаратуры, комплекс для визуальных наблюдений, аппаратуру приема и обработки спутниковых изображений, метеокомплекс, радиосвязь, навигацию, комплекс обработки изображений, устройство для сброса буев, зондов и аварийно-спасательных средств. Авиалаборатория используется для исследований распределения и биомассы скумбрии, сельди и мойвы в морях Северо-Европейского бассейна, грендландского тюленя в Белом море, распределения океанологических и гидробиологических параметров на морской поверхности. Самолет раскрашен в цвета полярного "Аэрофлота", на фюзеляж нанесена надпись "Арктика". В настоящее время используется а/к "СевАвиа" для поисково-спасательных работ. АН-26БРЛ имеет дополнительные топливные емкости, обеспечивающие продолжительность полета до 8 часов.
Основные технические характеристики самолета-лаборатории Ан-26:
- максимальная протяженность полета - 1500 м. миль
- максимальная продолжительность полета - 9 часов
- средняя скорость во время авиасъемки (высота 150-200м) - 170 узлов
- максимальная взлетная масса - 25 тонн
- минимальная допустимая протяженность взлетно-посадочной полосы при максимальной взлетной массе - 1300 м
Все комплексные авиасъемки проводятся по сетке галсов, ориентированных поперек струй основных течений Баренцева моря. Расстояние между основными съемочными галсами не превышает 45 м. миль, а в местах максимальной изменчивости океанологических параметров 20 м. миль.
Авиасъемки выполняются, если параметров, не хуже указанных, на 60 % акватории наблюдаются следующие метеорологические условия:
- скорость ветра - до 7 м/с,
- отсутствие дымки, тумана, любых видов осадков высокой интенсивности.
- нижняя граница облачности не менее 150 м
При проведении комплексных авиасъемок, включающих мониторинг экологической обстановки, на борту самолета-лаборатории «Арктика» используются следующие системы авиазондирования и вспомогательные технические средства.
1. Комплекс зондирования в инфракрасном (ИК) диапазоне длин электромагнитных волн включает ИК-радиометр АИР-2 и ИК-сканер «Малахит».
- АИР-2 позволяет измерять температуру поверхности океана (ТПО) вдоль маршрута полета самолета-лаборатории практически непрерывно, с точностью не хуже 0.1 °С. По полученным данным восстанавливается пространственная структура ТПО на основе стандартных методов интерполяции и экстраполяции, с учетом знаний о термических и динамических особенностях акватории авиасъемки.
- «Малахит» позволяет получать сведения о термических условиях на локальных участках морской поверхности вдоль съемочного галса шириной не менее 90 м на основе анализа ИК-изображений, что позволяет идентифицировать положение и структуру термических неоднородностей на поверхности моря (фронты, вихри, меандры и т.д.) а также органические загрязнения в виде пятен, сликов и пленок. Чувствительность ИК-сканера - 0.1°С.
2. Комплекс сверхвысокочастотного авиазондирования (СВЧ-комплекс) представлен радиолокатором с синтезированной апертурой (длина волны излучения 4 см (РСА-4) и пассивным СВЧ-радиометром ("FISH") с принимаемой длиной волны излучения от морской поверхности 5.6 см.
- Главная особенность СВЧ-комплекса состоит в возможности его эффективного, надежного и качественного применения при любых погодных условиях (всепогодность). Комплекс позволяет получать сведения о положении и структуре гидродинамических неоднородностей, границах водных масс различного происхождения на морской поверхности, органических загрязнениях в виде пятен, сликов и пленок.
- При этом РСА-4 дает возможность получать данные в виде радиолокационных изображений (РЛИ) в полосе обзора не менее 2 км, в зависимости от высоты полета самолета-лаборатории, а СВЧ-радиометр - численные значения радиояркостной температуры вдоль трассы авиасъемки, анализ и интерпретация которых позволяют определять положение границ между водными массами различного происхождения и идентифицировать органические загрязнения.
Схема салона
http://www.charter.su/view_aircrafts/specialnie/an-26brl.html 3. Комплекс лазерной локации представлен на борту «Арктики» поляризационным авиационным лидаром - ПАЛ-1, который осуществляет авиазондирование подповерхностных слоев моря в оптическом диапазоне длин электромагнитных волн. Глубина проникновения зондирующего луча в толщу вод зависит от их естественной прозрачности, и для чистых океанических вод составляет 55 м, а в среднем - 30-40 м.
- Использование ПАЛ-1 дает возможность получать не только данные о значениях океанологических параметров на поверхности моря и в подповерхностных слоях (прозрачность, глубина залегания пикноклина, участки повышенной концентрации первичной биопродуктивности), но и регистрировать органические загрязнения на морской поверхности.
4. Помимо использования указанных инструментальных систем авиасъемки с борта самолета-лаборатории «Арктика» проводятся визуальные наблюдения, осуществляемые борт-наблюдателями с обоих бортов. Каждый наблюдатель выполняет визуальную съемку под самолетом и в полосе обзора, равной высоте полета (угол обзора 45°). При этом оценивается численность и видовая принадлежность морских млекопитающих и птиц, других биологических объектов, а также фиксируются любые виды загрязнений на морской поверхности.
Дополнительно борт-наблюдатели проводят фото- и видеосъемки наиболее интересных явлений, эффектов и объектов на поверхности моря с целью их документирования. Фото- и видеосъемка осуществляются цифровыми фотоаппаратами (NIKON D1X), аналоговой и цифровой видеокамерами, соответственно, ТК-880 и PANASONIC NV-MX7D или PANASONIC NV-GX7.
Для привязки всего комплекса данных, собираемых в процессе осуществления авиасъемок, к реальным координатам и времени используется спутниковая навигационная система - GPS типа GARMENT II PLUS.
Вся получаемая информация, как от систем инструментального авиазондирования, так и от борт-наблюдателей, поступает в бортовую самолетную автоматизированную систему сбора, фильтрации, первичной обработки, представления, накопления и хранения данных (БАС) с одновременной записью полного объема голосовой информации наблюдателей в режиме диктофона.
На самолете-лаборатории организована локальная сеть Ethernet, объединяющая все бортовые персональные компьютеры (ПК), что позволяет всем ПК обмениваться данными, получать навигационные данные и проводить синхронизацию времени всех систем через БАС на центральном компьютере.
На борту «Арктики» была реализована возможность оперативной передачи и обмена данными с судами и береговыми центрами, что обеспечивается стандартными средствами радиосвязи и современной системой Inmarsat.
По завершении каждой комплексной авиасъемки и/или их серии, когда научно-прикладные авиаработы выполняются на смежных участках последовательно друг за другом, не позднее чем через 3 часа все материалы и данные, после их обработки, анализа и интерпретации, представляются в картированном виде, адаптированном в географическую информационную систему (ГИС) в виде изолиний, условных знаков и символов. Имеется возможность оперативно доводить эту результирующую информацию до любых потребителей, как на берегу, так и в море.
По информации -
https://helion-ltd.ru/samolet-laboratoriya-an-26-arktika-monitoring-ekologii/