МС-21 («Магистральный самолёт XXI века») - перспективный российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Программа семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в её состав ОКБ Яковлева. Предполагалось, что при запуске серийного производства самолёт получит наименование Як-242, однако, впоследствии от этого отказались. На МАКС-2019 были представлены все три самолета, которые проводят летные испытания, один из которых с полноценным пассажирским салоном.
Первый полёт совершил 28 мая 2017 года. Впервые МС-21 был открыт для публичного посещения на МАКС-2019.
Самолёт проекта МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях и призван конкурировать с иностранными аналогами на всех географических рынках. Данный самолёт имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолётов, что позволяет предоставить пассажирам и экипажу комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолётов последнего поколения. Главный конструктор проекта - Константин Попович.
Первый летный образец - 73051 носит имя А. Яковлева. Торжественная церемония выкатки и презентация лётного образца состоялась в цехе Иркутского авиационного завода 8 июня 2016 года.
Первый полёт МС-21 совершён 28 мая 2017 года. Полёт прошёл штатно и проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час, его продолжительность составила 30 минут. Лайнер пилотировали лётчики-испытатели, Герои России Олег Кононенко и Роман Таскаев. 17 октября 2017 прошел первый дальний полёт (4500 км) из Иркутска в Жуковский, на территорию ЛИИ имени М. М. Громова, где проходят дальнейшие испытания.
73052 - второй МС-21. 12 мая 2018 года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полёт второго опытного самолёта МС-21-300. При постройке новой машины учтены результаты лётных испытаний первого опытного самолёта. Продолжительность полёта составила 1 час 7 минут, он проходил на высоте до 3000 метров при скорости до 400 км/час. Программа полёта включала проверку самолёта на устойчивость и управляемость при различной конфигурации крыла с уборкой и выпуском шасси, а также проверку работоспособности бортового оборудования. Самолёт пилотировал экипаж в составе лётчиков-испытателей Василия Севастьянова и Андрея Воропаева. 11 июля 2018 года второй участвующий в лётных испытаниях самолёт МС-21-300 совершил полёт в новой окраске.
Полёт продолжительностью 3 часа 7 минут выполнен на аэродроме Иркутского авиационного завода - филиала ПАО «Корпорация „Иркут“ (в составе ОАК). Полётное задание включало проверки самолётных систем и снятие аэродинамических поправок для системы измерения воздушно-скоростных параметров. Самолёт достиг высоты 9000 м, все системы отработали штатно. Для окраски второго самолёта выбран белый цвет, позволяющий наглядно продемонстрировать высокое качество поверхности планера и точность стыковки отсеков фюзеляжа. На МАКСЕ этот борт участовал в летной программе.
20 июля 2018 года второй опытный самолёт МС-21-300, участвующий в программе лётных испытаний, совершил перелёт из Иркутска на аэродром ЛИИ имени М. М. Громова „Раменское“ (г. Жуковский Московской области). Полёт продолжался шесть часов. Лайнер пилотировали командир воздушного судна - лётчик-испытатель 1 класса ОКБ имени А. С. Яковлева Василий Севастьянов, второй пилот - лётчик-испытатель 1 класса ОКБ имени А. С. Яковлева Андрей Воропаев.
Третий борт - уже с пассажирским салоном - 73054.
16 марта 2019 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт третьего опытного самолёта МС-21-300. Продолжительность полёта составила 1 час 30 минут, он проходил на высоте до 3500 метров при скорости до 500 километров в час.
В сентябре 2019 года был представлен широкой публике на МАКС-2019. Зарубежной премьерой стал перелет и демонстрация МС-21-300 на фестивале авиации, космоса и технологий TEKNOFEST в Стамбуле в сентябре 2019 г.
Дальнейшие испытания трех опытных самолётов МС-21-300 проводятся на базе Лётно-испытательного и доводочного комплекса (ЛИиДК) ОАО „ОКБ имени А. С. Яковлева“. Для обеспечения испытательных работ в ЛИиДК построен новый ангар, развернуты средства наземного обслуживания, создан высокопроизводительный комплекс сбора, обработки и анализа полётной информации. Новые технологии обработки результатов лётных испытаний обеспечивают высокую информативность полётов, в каждом из которых система бортовых измерений позволяет регистрировать более 30 тыс. параметров.
Крыло МС-21 сделано, впервые для машин ближне- и среднемагистрального классов, из полимерных композитных материалов; на момент выпуска в мире имеется три самолёта, у которых крыло изготовлено из подобного материала - Boeing B787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и Bombardier CSeries. Разработчиком и поставщиком углепластиковых (композитных) крыльев является концерн «Аэрокомпозит» и ОНПП „Технология“ Фюзеляж разработан и производится корпорацией „Иркут“ и ОКБ им. Яковлева.
МС-21 планируется оснащать по выбору заказчика одним из двух типов двигателей:
- ПД-14 (разработка ведётся с 2008 года в ОАО «Авиадвигатель» на базе ПС-12)
- PW1400G (разработка американской компании-производителя авиационных двигателей Pratt & Whitney).
В январе 2018 года в ОДК сообщили, что предприятие „ОДК-Пермские моторы“ подписало с корпорацией „Иркут“ договор на поставку пяти ТРДД ПД-14 для лётных испытаний в составе самолёта МС-21. Начало лётных испытаний МС-21 с двигателями ПД-14 запланировано на 2019 год, первые два двигателя корпорация „Иркут“ получила 21 апреля 2019 года. Их завершение и получение сертификата типа воздушного судна МС-21 с двигателями ПД-14 планируется в 2021 году. В августе 2017 года корпорация „Иркут“ обнародовала план поставок двигателей для самолёта МС-21. В соответствии с планом, ПД-14 будет установлен на половину из первых 630 серийных МС-21. Ключевой заказчик „Аэрофлот“ получит все МС-21 с двигателями Pratt&Whitney, а Red Wings - четыре самолёта с ПД-14 и 12 с PW1400G-Jm.
В дальнейшем все серийные модели будут штатно комплектоваться двигателями ПД-14, с возможностью установки PW1400G-Jm по отдельному желанию заказчика.
Поставщиком шасси стала компания „Гидромаш“ из Нижнего Новгорода. Вспомогательная силовая установка - возможно применение как импортной ВСУ так и российской, разработанной и производимой НПП „Аэросила“. Узлы мотогондолы, агрегаты из полимерно-композиционных материалов (ПКМ) на основе углепластика, пилоны поставляет Россия ВАСО
На борту 73054 установлен пассажирский салон с креслами двух классов. Этот самолёт принимал многочисленные делегации гостей международного авиакосмического салона в Жуковском. Большие иллюминаторы. Салон просторный и светлый. В проходе легко разойдутся пассажир и бортпроводник с едой, а также пассажир, закижывающий сумку на багажную полку с другим пассажиром. Вдали на фото виден аппарат для раздачи еды пассажирам - он занимает лишь половину прохода.
Багажная полка
Бизнес-класс и эконом. В первом компоновка кресел 2-2, в экономе - 3-3.
Кабина пилотов, а также часть авионики самолёта разработаны и поставляются концерном „Радиоэлектронные технологии“ и компанией Rockwell Collins при участии российской компании „Авионика“. Компании Honeywell, Thales и Elbit Systems поставляют многофукциональные экраны 9 X 12 для авионики, электронные планшеты лётчика, системы улучшенного/синтетического видения (EVS/SVS).
Компания UTC Aerospace Systems поставляет системы side-stick (боковых ручек управления по типу джойстиков), индикаторы на лобовое стекло и системы „стеклянной кабины“. Компании Goodrich Corporation при участии российской компании „Авиаприбор“ поставляют систему управления полётом.
Больше фото - у моего коллеги с Новосибирска -
https://b737.livejournal.com/24332.html.
Модель первого МС-21 на стенде Объединенной авиастротельной корпорации.
Шале МС-21 на МАКС-2019 и сам борт на фоне
В рамках программы создания семейства пассажирских самолётов нового поколения в настоящее время разрабатываются лайнеры МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест).
В сентябре 2011 года президент корпорации „Иркут“ Алексей Фёдоров в ходе Байкальского экономического форума заявил, что корпорация в первую очередь будет поставлять заказчикам самолёт семейства МС-21 в варианте со 180 посадочными местами (МС-21-300) вместо планировавшегося ранее варианта со 150 креслами (МС-21-200), поскольку 70-80 % заявок приходит на вариант с вместимостью 180 пассажиров.
В перспективе семейство самолётов МС-21 предполагается расширить. В частности, увеличенным, как по длине (до 256 мест в одноклассной конфигурации), так и по площади крыла МС-21-400 с взлётной массой 105 тонн и двигателем ПД-14М. В более отдалённой перспективе - МС-21-500, МС-21-600 и МС-21-700, параметры которых ещё не определены.
Также, рассматриваются дальнемагистральные варианты МС-21-300LR и МС-21-400LR с коммерческой дальностью до 12 тыс. км, увеличенным запасом топлива и двигателями ПД-18Р. Предполагается, что в перспективе взлётная масса самолётов семейства может превысить 155 тонн, а тяга двигателей достигнет 20-25 и даже 30 тонн.
В настоящее время портфель заказов на МС-21 составляет 16 машин МС-21-200, 119 - МС-21-300 плюс опцион еще на 35 самолетов. Среди заказчиков - «Аэрофлот» (50 самолётов и опцион на 35 лайнеров), РедВингс -16; Каирские авиалинии, ИрАэро, АЗАЛ, БекЭйр - по 10 самолетов, Якутия - 5 (+ 5 в опционе), Ангара и Алроса - по 3 (+ 3 в опционе). Каталожная стоимость МС-21 оценивается в 96,1 млн долларов (апрель 2019), цена A320 Neo превышает 110 млн долларов (прайс января 2018), Boeing 737 MAX 8 стоит больше 121 млн долларов.
МС-21 и Супреджет-саблелет
В полёте МС-21 показал немало крутых виражей и резких наборов высоты.
Ждем самолет на линиях и в наших аэропортах!