Омск: памятник-макет самолету Як-9

Sep 16, 2014 15:28

Облик «Полета» трудно представить без главного заводского памятника, символизирующего истребитель Як-9. Завод-
чане называют его ласково «Самолетик». «Встретимся у самолетика». «Жду у самолетика»… С ним любили и до сих пор
любят фотографироваться полетовцы, особенно группами... Установлен макет на улице Богдана Хмельницкого перед проходной ПО "Полёт", как памятник героям труда в дни Великой Отечественной войны.
Во время Великой Отечественной войны Як-9 производились здесь на заводе "Полёт" (тогда завод № 166). За четыре года на заводе было произведено более 3500 этих самолётов. С 1942 по 1943 год "Полет" выпускал по восемь ЯК-9 в сутки. В цехе работала автоматическая линия, с конвейера которой каждый час сходил готовый собранный фюзеляж самолета.




Немногие помнят, когда появился Як-9 у заводских проходных. Ветераны завода И.Т. Сурков, В.М. Ступичев уверены: памятник открыли в 1966-м, в год 25-летия завода. По другим данным он установлен в 1968-м вслед за сооружением новых проходных завода и отреставрирован к празднованию 60-летия Победы в 1985-м. В справке, представленной в музее Трудовой славы «Полета», говорится, что автором памятника является В.М. Марченко. Далее читаем: «Самолет изготовлен алюминиевым литьем с последующим уплотнением поверхности методом чеканки. Верхнюю и лицевую кромки пьедестала дополняют обрамления из листовой и трубчатой нержавеющей стали. Высота памятника - 6,5 метра. На его боковых сторонах расположены надписи, изготовленные алюминиевым литьем: «Героям труда в дни Великой Отечественной войны 1941-1945гг.».



Объект памятника, самолет Як-9, коренным полетовцам хорошо известен. Это самый массовый советский истребитель времен Вели-
кой Отечественной. За годы войны этих самолетов построено чуть больше 14 тысяч, в Омске на заводе № 166 - более 3,7 тыс. машин двух
модификаций. В 1942-1944 гг. омичам удавалось ежегодно удваивать (!) выпуск истребителей. Наибольшее число машин (2203) при-
шлось на Як-9У. Этой модификации, имевшей мощный, форсированный двигатель, на заводе присвоили наименование «изделие № 14».
Весь коллектив строил новый самолет. Первая серия модифицированных «Яков» собрана в конце 1943-го всего за сорок дней, а с мая 1944-
го завод выпускал по 5 машин в день.



По своим качествам Як-9У превосходил аналогичные машины немцев и с большим успехом применялся в воздушных боях на всех фронтах. Самолет имел сильное вооружение (20 мм пушку и 2 авиационных пулемета), был прост в управлении, обладал скоростью 698
км/час, дальностью полета 870 км и практическим потолком 11900 метров. На «Яках» омского производства воевали многие части советских ВВС. На них летали и французские летчики полка «Нормандия Неман» 303-й истребительной дивизии генерал-майора Г.М. Захарова.
Основанием для установки памятника явилось совместное решение администрации, профкома, парткома, комитета ВЛКСМ завода,
согласованное с горисполкомом. Но на деле главным инициатором и «двигателем» проекта стал директор Омского авиазавода Я.В. Колупаев, истинный, до мозга костей самолетчик, который охотно занимался авиационными заказами. Яков Васильевич очень переживал,
когда на ОАЗ сняли с производства Ту-104, и стремился заполучить на завод такие массовые модели, как Ан-24 и Ил-38 (военный аналог
Ил-18). Колупаев лично ходил по цехам, где изготовляли памятник «Яку», интересовался ходом работ. Говорят, директор любил гулять
по аллее, что идет за седьмым корпусом к 65-му цеху. Останавливался у входа в 34-й и шутливо пенял рабочим, устроившим очередной перекур. Иногда заходил, разглядывал «новорожденные» части фюзеляжа, просил не забывать о сроках.



Предложений о том, как увековечить Як-9, было несколько. Так, секретарь горкома В.Н. Демченко хотел сделать пьедесталом винт, а
уже сверху водрузить самолетное изваяние. Была идея установить на постамент настоящий Як-9, который еще можно было на заводе найти
и «подшаманить» для вечной стоянки. Наверное, стоит пожалеть, что это предложение по каким-то причинам не прошло. То ли самолет был
слишком убитый, то ли окончательно «помирил» всех алюминиевокремниевый «Як», ставший впоследствии любимцем заводчан и символом производственного объединения «Полет».
Непосредственных участников изготовления самолетика осталось совсем мало: памятник доверили делать лучшим и, большей частью, самым опытным рабочим. Об этом помнит В.М. Ступичев, тогда молодой мастер слесарного участка 2-го цеха, а после многоопытный ветеран, больше сорока лет отдавший заводу: «Работа была трудоемкая. Одной оснастки, знаете, сколько делали! Оправку (деревянный макет) изготовил 23 цех. У нас во 2-м цехе штамповали крылья и хвостовое оперение самолета. Работали на штампах и падающих молотах, потом вручную металл подгибали. Получали две половины крыльев, которые сваривал, если не ошибаюсь, 10-й цех (по другим сведениям - цех 68 - ред.). Мастерами штамповочного участка тогда были В.Ф. Емельянов и М.В. Шарыкин. А исполняли заказ слесари А.Е. Титов, А.А. Роженцев, А.С. Орлов, Ф.Ф. Синиченков, гипсомодельщик А.Н. Саварский, формовщик В.Д. Нейман, штамповщик С.К. Курячий, все - отличные специалисты. Некоторые были эвакуированы в Омск вместе с заводом».



49 лет отработал в литейке (34-й цех) А. Ф. Никитин, его не раз признавали лучшим по профессии в министерстве общего машинострое-
ния. Александр Федорович долгое время был плавильщиком цветных металлов и сплавов, а в середине шестидесятых занимался формовкой.
«Мы еще в старом помещении 34-го цеха находились. Там и самолетик отливали, - вспоминает Никитин. - Цеховые модельщики, когда по-
лучили чертеж, быстро все сделали. Потом по частям изделие формовали, перекрывали стержнями, отливали одну часть фюзеляжа, потом
вторую. Так же и крылья, по очереди верх и низ. Если брать по всему объему работы - справились в месячный срок. И особых трудностей во
всем этом не было: привычная для нас работа. Начальником цеха тогда был А.А. Криштопа, модельным участком руководил Г.М. Каргаполов, а настоящим корифеем «моделки» был А.И. Борисевич. Мастерами на формовке работали М.В. Фомин и Ю.А. Копырин. Я в цех учеником формовщика в 1961-м пришел, а более опытными в нашем деле были тогда И.Н. Соловьев, М.В. Глазачев».
Символ нынешнего «Полета» сделали очень быстро - всем миром. Заводские художники нарисовали пьедестал. Поработали конструкторы из КБ, строители из 102-го цеха. Трубы из нержавейки, изображающие выхлопы самолетных газов, - точно родом из десятого. Присмотритесь, как Як-9 взмывает в небо у проходных завода. Более сорока лет не прерывается его полет.



По материалам интернета и статьи из газеты "Заводская Жизнь", № 9-10 от 2 мая 2012 г. Галины Макашенец. Фото автора блога и trof-av.

Як-9, самолеты, авиация, памятники, Омск

Previous post Next post
Up