Jun 30, 2015 20:28
Пять месяцев премьер Алексис Ципрас и члены его правительства вели трудные переговоры в Брюсселе. Доводы греков были обоснованны, они обратили внимание МВФ, что, не смотря на сокращения бюджетных трат, долг Греции увеличился со 127% к ВВП в 2009 году, до 174,5% в 2014 году. Социальное напряжение в стране усилилось, безработица остаётся выше 25%, в то время как перед кризисом, летом 2009 года, она составляла примерно 7,5%, и резко стала расти после мая 2010 года, когда греческое правительство приняло антикризисный план экономии. Доходы населения с 2010 года упали на 30%. Экономика Греции в прошлом году показала незначительный экономический рост, который больше обусловлен эффектом «низкой базы»: за предыдущие четыре года греческая экономика сократилась почти на четверть. При этом, экономическое положение Греции в разы не соответствует прогнозам МВФ. Так, по первому прогнозу 2010 года, когда Греция приняла антикризисную программу, сокращения ВВП к 2014 году должно было быть всего 2% по сравнению с маем 2010 года. Затем МВФ пересмотрела свои прогнозы, пообещав, что к концу 2014 года сокращение ВВП по сравнению с 2010 будет 12%, однако реальность оказалась куда более плачевной. Естественно, грекам сложно понять, зачем дальше продолжать то, что не приносит результатов, зачем обрекать собственное население на безработицу и нищенское по европейским меркам существование, а страну загонять в вечную долговую кабалу.
Абсолютно ясно, что грекам надо перестраивать экономику и снова начинать работать. Но, вопрос, как? По правилам МВФ и ЕС у них ничего не выходит. Грекам надо было покидать зону Евро ещё в 2010 году, девальвировать драхму и, используя дешёвую национальную валюту, увеличивать экспорт. Кстати говоря, за последние два года греческий экспорт, подешевевший за счёт значительного сокращения издержек, стал расти. В условиях же дешёвой национальной валюты привлекательность греческих товаров и услуг только бы усилилась и, мало того, позволила бы избежать части сокращения доходов населения и рабочих мест. Что, кстати говоря, в 2009-2010 годах сделали Швеция и Польша, девальвировав, соответственно, крону и злотый. Однако выход Греции из зоны Евро - это не экономический вопрос, а политический.
Выход Греции из Евро ставит под вопрос дальнейшее расширение монетарного союза, в чём неизбежно нуждаются экономики Германии и Франции. При этом, греческий кризис показал закостенелость европейских политиков и их непонимания сути проблемы. Греческий кризис - это, прежде всего, кризис чрезмерно быстрого расширения как ЕС, так и зоны Евро. В нынешней ситуации в тупике скорее ЕС, Германия, Франция и МВФ, чем Греция.
Алексис Ципрас, не смотря на молодой для европейского политика возраст (41 год), достаточно опытен. Его обращения чрез референдум к грекам - точно выверенный ход. Если греки, согласится на условия ЕС и МВФ, то СИРИЗА скорее объявит перевыборы и отдаст правительство правым, которые не смогут улучшить положение греков и уже через год Алексис Ципрас снова станет премьер-министром. Если же греки откажутся от кабальных условий, то тогда Европейскому союзу придётся принимать решение: либо Греция выходит из зоны Евро со всеми вытекающими из этого последствиями, либо ЕС идёт на условия Ципраса.
Крупнейшие инвестиционные фонды и банки после объявления о греческом референдуме повысили оценку вероятности выхода Греции из зоны Евро. При этом, греческое правительство и лично премьер-министр не блефуют. Греки имеют хорошие шансы выбраться из создавшегося положения, если вернут драхму. Дешёвая драхма увеличит экспорт, при этом импорт останется неизменным из-за низкой покупательской способности греков. Инфляция, которая сейчас держится на нулевом уровне, подрастёт, но опять-таки из-за отсутствия у греков денег не сильно. В следующем же году сальдо счёта текущих операций может оказаться положительным, что даст поддержку драхме.
14 мая этого года правительство Греции сняло запрет на продажу крупнейшего греческого порта Пиреи, вероятным покупателям которого является китайская компания Cosco. Между Россией и Грецией подписан меморандум о строительстве продолжения газопровода «Турецкий поток» и есть вероятная возможность в счёт будущих поставок получить кредит в 3 млрд. долларов. Греки могут вернуть себе статус транзитной страны со всеми вытекающими инвестициями в инфраструктуру. И не смотря на дефолт, в мире появились две организации, которые способны профинансировать возрождение Греции - это банк БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Премьер-министр Греции сделал беспроигрышную ставку. Либо ЕС соглашается на его условия, либо Греция поворачивается в строну востока, и, в случае её успеха, над европейским финансовым и политическим единством закладывается мина замедленного действия.
ЕС,
Евро