Четвёртый эшелон

Dec 27, 2012 02:47

Давно ничего в журнал не писал. Будем исправляться.
Одну историю расскажу, про то, как завод из Витебска вывозили.
Вообще швейную фабрику "ЗИ", то бишь "Знамя Индустриализации" (тогда большой завод, 5000 рабочих перед войной), эвакуировали в начале июля 1941 г. С третьего по восьмое число. На 75 вагонов погрузили две трети машин, сырьё, ткани, даже 10 вагонов готовых уже изделий. Что не вывезли - старались взорвать или закопать в землю. Работали как могли, первый эшелон отправили на Смоленск и дальше на восток уже в ночь на 4-е июля. Однако наиболее интересен путь 4-го эшелона (32 вагона), отправлявшегося ночью с 8 на 9 июля 1941 г.
До Смоленска эшелон не дошёл - люфтваффе бомбило пути. Пришлось свернуть на Калинин. Под Великими Луками эшелон накрыла немецкая авиация - два последних вагона (в основном с электромоторами) разбили бомбами. Порой приходилось останавливаться в лесу, пережидать угрозу. С горем пополам эшелон дотянули до Иваново, где получили дальнейшее направление (и ещё два вагона взамен потерянных, с латышской милицией) - Саратов. Пути были забиты, потому через пару дней вернулись обратно в Иваново. Затем эшелон пустили по ветке на Оренбург, через Пензу и Куйбышев. В Оренбурге уже собирались выгружаться, но пришёл приказ идти дальше, до Орска. В Орске начальника эшелона попросили на станцию и вручили распоряжение ехать в Саратов. Туда состав наконец и пришёл вновь через Оренбург и Уральск 9 августа 1941 г., затратив на путь ровно месяц (для сравнения - первый эшелон прибыл на конечную станцию 17 июля). В Саратове фабрика работала до конца войны, да так там и осталась.
А в Орске двадцать рабочих не захотели ехать в Саратов. Взяли немного оборудования (25 швейных машин, 10 утюгов, ткани) и отправились в Узбекистан, где основали артель "Белорусский портной". Так до 1945 г. там и проработали, потом в Витебск вернулись (через Саратов, естественно).
Вот такая вот история с географией.

ЗИ, Работа, 1940е, Вторая Мировая

Previous post Next post
Up