А если остановиться и попробовать понять - что происходит:
Преамбула:
По поводу Крыма (сначала достаточно очевидное).
У нас заболел сосед, и мы, вместо того, чтобы помочь ему выздороветь, под шумок стащили из его дома тумбочку (ну да, «врать и воровать», а теперь еще и грабить). Еще и пнули соседа пару раз, пока он беспомощен и ответить не может. При том эта тумбочка сейчас соседу нафиг не нужна. И мы, скорее всего, эту тумбочку смогли бы спокойно выкупить (и наши потери при этом были бы гораздо меньше, и политические и экономические и моральные), а полученные деньги сосед бы мог потратить на свое лечение (это если мы жили бы в достаточно нормальном гос-ве).
И в этой ситуации мы сейчас оказываемся заложниками (поскольку никак на решение так называемой власти не влияем и можем только реагировать, осознанно или рефлекторно). Но мы также являемся и соучастниками, поскольку по факту всё же живем в этом государстве. Ну да, агрессия.
Амбула:
Менее очевидное.
И вот, так называемый обыватель (или так называемое индифферентное большинство) получает ОДНОВРЕМЕННО два ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ сигнала, взаимоисключающих сообщения:
а) мы ограбили оказавшегося в тяжелом положении соседа ---и одновременно--- ЗатоКрымНаш.
б) мы нарушили (подло) границы суверенного государства ---и одновременно--- Мы помогаем (спасаем) наших братьев (от срочно придуманных фошистов). И ради этого готовы терпеть лишения, да.
Из этого следует два вывода:
1. Два одновременных взаимоисключающих утверждения резко понижают способность к критическому восприятию и осмыслению. С этого момента НИКАКИЕ факты, документы, логические обоснования на большинство не действуют. Действуют доводы исключительно эмоциональные (и иррациональные. И вот уже целая новая общность появилась - «закрымыши»)
2. Одно из этих взаимоисключающих утверждений заставляет испытывать гордость и чувство собственной значимости. Противоположное утверждение заставляет испытывать глубокое, крайне болезненное чувство вины.
И это, собственно, ключевой момент. Поскольку в нашей стране, в результате вполне определенных социокультурных причин, накопилось огромное количество общественных травм. Которые болят и во многом определяют сегодняшний день. И эти травмы никак не проработаны, даже нет адекватного языка для их описания (и были приложены немалые усилия, чтобы такой язык не появился). А не названного, как известно, не существует (кто же сейчас рискнёт назвать и пережить коллективную вину - это вызовет мгновенно нечеловеческую агрессию даже у, казалось бы, ещё вчера вменяемых людей).
Ну, покаяние, да - есть такой термин. Назвать и пережить страх, боль и коллективное чувство вины. Только после этого прошлое перестанет активно вмешиваться в настоящее (и мертвые, наконец-то, «смогут похоронить своих мертвецов» и перестанут хватать нас за ноги). Близкий (но не идентичный) пример - в Германии, да и в Японии, во многом получилось, да.
Но вот рано или позже начнётся этот трудный, болезненный процесс выздоровления (он будет вызывать жуткое сопротивление и агрессию, мало кто хочет признаться себе и переживать вину, все хотят быть благородными спасителями очень белого цвета)
Если прошлое не названо, оно становится вашим будущем. Что мы сейчас и наблюдаем, мать их за ногу.
продолжение следует, да.