О патриотизме

Mar 06, 2014 20:02

Современное российское общество имеет, на мой взгляд, всего две системные проблемы. Они связаны между собой и порождены целым комплексом причин, о которых я сейчас не вижу смысла говорить.


Первый бич России - низкий массовый уровень развития всех общественных подсистем и элементов. Иначе говоря, в каждой области человеческой деятельности мы заслуживаем лишь оценки «удовлетворительно». Это не означает, что у нас нет гениальных преподавателей, врачей, экономистов, ученых, политиков и т.д. Но факт их наличия не оказывает никакого влияния на паршивое функционирование массовой системы образования, медицины, бизнеса, науки и управления.

Вторая «беда» есть порождение и первопричина предыдущей - дилетантизм. В России огромные массы людей занимаются не тем, к чему они готовили себя во время получения образования. Я не верю, что можно стать компетентным специалистом в «чужой области». Нельзя учиться пять-семь лет у бондаря, а потом стать мастером ювелиром. У средневековых мастеров была такая поговорка для обозначения подмастерьев - «это еще не человек, но уже хорошая обезьяна». Вот такие подмастерья, уверенные в том, что они выпускают «шедевральные» продукты, и есть наша вторая проблема.

По базовому образованию я учитель истории и обществознания; по научным интересам - медиевист; а по квалификации - преподаватель высшей школы, в которой уже и работаю пятнадцать лет. И я считаю себя хорошим мастером в своем деле. Я очень строг к своим ученикам, терпелив и уважителен к людям, которые специализируются в других отраслях.

События последних месяцев резко увеличили количество оценочных публикаций в живом журнале и вконтакте. Личностное эмоциональное отношение к событиям - право каждого человека. Однако проблема российско-украинских отношений вызвала целый шквал публикаций на историческую и обществоведческую тематику. В новостных и аналитических информационных потоках я привык ориентироваться сам, руководствуясь принципом профессионализма авторов. А вот «корреспонденты» в социальных сетях, входящие в категорию «друзья», активно потчуют меня дилетантскими поделками, которые в агрессивной и эмоциональной форме позиционируются как истинные. Самые вопиющие случаи непрофессионализма и, иногда, откровенной глупости связаны с рассуждениями о патриотизме.

Можно просто убрать из новостных лент всех горе-аналитиков. Я так и поступлю. Потому что их право на мнения и свободу слова - бесценно. Равно как и святость моего психического здоровья. Но прежде чем так поступить, из патриотических чувств я считаю себя обязанным изложить своим подписчикам азы понимания патриотизма.

Итак, патриотические чувства в базовой древнейшей форме представлены чувством любви к своему родному краю, стране. Эта эмоциональная привязанность очень субъективна, интимна и подчас иррациональна. Ну, нельзя же четко и в деталях перечислить «за что я люблю маму/папу/жену/сына/дочь». Вот так и с патриотизмом. В родном краю и дышится легче, и природа лучше и женщины привлекательнее и т.п. В дальнейшем патриотические чувства усложняются. И кроме любви к Родине под сутью патриотизма люди стали понимать нравственный долг и моральные обязательства перед национальной общностью. Патриотическое сознание таким образом не тождественно национальному сознанию и тем более не тождественно обязательствам перед государством. В истории есть масса примеров попыток государства свести патриотические конструкты к монархическому или государственному патриотизму. Можно это описать и на современных российских источниках. Но поскольку я против дилетантизма, то могу всех интересующихся отослать к своим статьям, посвященным анализу формирования французского средневекового национального и патриотического чувства «Ненавидит ли Бог англичан?»: истоки французского монархического патриотизма» (http://elibrary.ru/item.asp?id=16357813) и «История и власть во Франции в эпоху Филиппа IV Красивого» (http://elibrary.ru/item.asp?id=20312217).

Неуважаемые националисты и оголтелые государственники! Патриотизм - это моральный долг человека сделать что-то сверх своих должностных обязанностей для того, чтобы его национальная общность стала «лучше» и стала «жить лучше». И, кстати, мораль является неписанным регулятором поведения людей.

Просветительская лекция, призванная повысить образовательное и нравственное состояние русского народа, окончена.
Previous post Next post
Up