Гномий угль

Oct 29, 2018 07:08

В далекие-далекие времена жил-был один угольщик в селении Грумар, что в окрестностях Эйнесунда. Все грумарцы называли угольщика просто Чумазым, потому что угольщик всегда был с головы до ног перемазан в угольную пыль и сажу. Ну еще бы! - Ведь ему приходилось целыми днями жечь в лесу стволы деревьев, чтобы произвести столько древесного угля, сколько нужно продать, чтобы заработать на кусок хлеба.

С утра пораньше угольщик отправлялся в лес, а поздно вечером возвращался в Грумар, толкая перед собой тачку, полную угля, и выкликая: «А вот кому угля! Угля!». Уголь расходился хорошо, только платили за него угольщику мало, да еще и Чумазым прозвали. Угольщик из сил выбивался, стараясь прокормиться своим тяжелым трудом, только ничего из этого не выходило. И решил он бросить свое дело, уйти из Грумара и попытать иного счастья в ином месте, где его никто не станет называть Чумазым, а люди, наконец, вспомнят его настоящее имя - ведь звали его вовсе не Чумазый, а Брок.

Брок закрыл свою хибару на большой ржавый замок, ключ забросил в заросли ежевики, обступавшие хибару со всех сторон, и зашагал по тропинке, ведущей из Грумара на юг. По этой тропинке грумарцы ходили редко - говорили, что ведет она то ли в болота, то ли в непролазные чащи, то ли вовсе никуда не ведет. Когда грумарцы увидели, куда направляется Брок, они принялись кричать ему:
- Чумазый, пропадешь! - но Брок от них отмахнулся и зашагал быстрее.

Долго ли, коротко ли, но добрался Брок до тех мест, в которых раньше ни он, ни кто-либо из грумарцев никогда не бывал. Лес здесь был таким древним, что Брок с тропинки не видел ни вершин деревьев, ни неба - так высоко над землей поднимались деревья и так плотно они обступали тропинку. На соснах и елях висел мох - такой седой и спутанный, словно борода какого-то лесного великана. Ветер зловеще шумел в вершинах деревьев где-то высоко-высоко над землей. Но Брок на своем веку повидал немало лесов, и его не могли напугать ни сосны, ни ели, ни мох, ни ветер. И он продолжал шагать по тропинке, ведущей на юг, не теряя присутствия духа и даже что-то негромко напевая.

Вдруг Брок заметил, что под ногами у него больше не было тропинки - а были только мох, хвоя и шишки; над его головой зловеще шумели огромные деревья, а день как будто начал клониться к вечеру. «О, да я с тропинки сошел!» - весело сказал себе Брок, остановился на месте и - раз, два! - развернулся на север, чтобы отыскать тропинку. Да не тут-то было: куда Брок не ходил, сколько раз не сверял направление на юг или на север по разным лесным приметам - ничего не выходило. Тропинка исчезла.

Брок приуныл - заблудиться в незнакомом лесу, где не разобрать толком, где юг, а где север - этого только ему не хватало, как будто мало несчастий свалилось на его голову! Брок даже пожалел, что ушел из Грумара в погоне за каким-то другим счастьем - ведь в Грумаре у него все же было пусть маленькое, пусть тяжелое, пусть чумазое, но, пожалуй, все-таки счастье: он всегда знал, куда идти, что делать, и какие дела ожидают его завтра. Но как только Брок это себе сказал, он вновь заметил тропинку - прямо у себя под ногами. Повеселев и ощутив прилив сил, Брок устремился по  тропинке - вперед, вперед, навстречу новому счастью!

Скоро тропинка вывела Брока к невысокой горе. В этой горе он заметил штольню - ее укрепленный толстыми дубовыми брусьями свод вел под гору, к самым ее глубинам. Однако вход в штольню был слишком низким - таким низким, что человеку туда было не забраться, даже стоя на четвереньках. И Брок смекнул, что принадлежала эта штольня не людям, а какому-то лесному или горному народцу, может, гномам, а может, троллям. Историй и легенд в тех краях о гномах и троллях ходило немало, да только Брок, сколько по лесам ни ходил, никогда не встречал ни гномов, ни троллей и даже всерьез сомневался, что они существуют. Но, увидев штольню, он сразу же поверил легендам, а также вспомнил, что все они говорили об одном: гномы и тролли имели доступ ко всем сокровищам, кладам и ценностям, скрытым под землей. И Брок решил притаиться у штольни и попытать своего счастья - может, именно тут оно его поджидало?

Брок спрятался неподалеку от входа в штольню, во все глаза высматривая какого-нибудь зазевавшегося тролля или гнома, чтобы изловить его и потребовать выкуп за освобождение. «Золота, только золота попрошу, и никаких там волшебных штучек!» - говорил себе Брок, потирая руки. И скоро на тропинке появилась маленькая фигурка - существо ростом было едва по колено человеку, а видом напоминало старый-престарый замшелый пень. Брок дождался, пока этот «пень» вошел в штольню - ловить его сейчас не имело смысла. Пусть спустится в штольню, набьет карманы сокровищами, а уж на обратном пути Брок его и схватит!

Скоро «пень» вернулся из штольни - теперь в покрытых корой сучковатых руках он держал небольшой кожаный мешок, туго чем-то набитый. Брок схватил существо и встряхнул; перепуганное, оно выпустило из рук мешок, который упал под ноги Броку.

- Ну, господин гном или тролль, уж не знаю, как тебя величать, если желаешь получить свободу, придется раскошелиться и поделиться со мной сокровищами этой штольни! - сказал Брок. - Ведь это сокровища у тебя в мешке?

Существо попыталось вырваться, но Брок держал его крепко. Тогда существо поглядело на него своими светящимися зелеными глазками и спросило хриплым голосом:
- Кто ты, как тебя зовут, чего ты хочешь? - слова существо выговаривало на странный манер, но понять его было все-таки можно.

- Я человек, зовут меня Брок, раньше я был угольщиком в Грумаре и целыми днями жег уголь в лесу, но этим я заработал только мозоли на руках и прозвище Чумазый. А теперь вот иду искать себе новое счастье на новом месте, где все будут знать меня по имени. И сдается мне, что это счастье я прямо сейчас держу в собственных руках, - и Брок снова встряхнул существо.

- Угольщик Брок, я тоже угольщик, по имени Валум, и я гном. Только я не жгу уголь из древесных стволов, а добываю его в этой штольне. Никаких других сокровищ ни в моей штольне, ни в моем доме нет. Я - такой же бедняк, как ты, угольщик Брок, - ведь ты-то не очень-то разбогател на своем угле?

Брок был так разочарован, что опустил Валума на землю рядом с его кожаным мешком, сам сел рядом и чуть не расплакался:
- Что же это такое?! Уголь не принес мне счастья, я отправился искать иного счастья, но нашел уголь! Опять уголь! Да еще и в лесу заблудился!

Валум поглядел на Брока, покачал головой и сказал:
- Хочешь, я покажу тебе дорогу домой? Ты сможешь вернуться, снова станешь угольщиком, и всякий будет называть тебя Чумазым, но зато с тобой ничего худого не случится... Ты проживешь всю свою жизнь в Грумаре простым угольщиком, и всякий день ты будешь точно знать, куда тебе идти и что делать, и какие дела ожидают тебя завтра, потому что и завтра ты будешь жечь уголь и развозить его по соседям, выкликая «А вот кому угля! Угля!»

Брок вскочил на ноги, схватил Валума за шкирку и закричал:
- Ни за что! Я так больше жить не хочу - что ты знаешь о моей жизни и ее тяготах! - Брок как будто забыл, что и Валум был обычным угольщиком. - Хочешь получить свободу - давай золото!

Валум насупился и ответил Броку:
- Угольщик Брок, в моей штольне нет никакого золота - только уголь. Я угольщик, я могу находить и добывать только уголь для других гномов.

Тогда Брок, который совсем недавно зарекался брать у гномов или троллей в обмен на свободу что-либо, кроме золота, сказал Валуму:
- Или ты найдешь в своей шахте какое-то сокровище и получишь свободу, или я тебя посажу в твой кожаный мешок, завяжу его потуже  и заброшу на какую-нибудь сосну повыше.

Гном ответил:
- Брок, ничего у тебя не выйдет: если ты меня забросишь на сосну, ты не найдешь дороги домой, ходить тебе вокруг моей горы, пока ты не умрешь или пока тебя не растерзают дикие звери. Это место заколдовано.

Но Брок не испугался:
- Тогда мы оба пропадем! Подумай-ка лучше о том, как бы нам обоим остаться в живых и не в накладе!

И тогда Валум сказал Броку вот что:
- Ладно… есть в моей штольне кое-что необычное - гномий угль. Если в очаг положить хотя бы один такой уголек, очаг не погаснет целый месяц. Угль будет целый месяц и согревать, и освещать дом. Только вот мои предки, гномы-угольщики седой старины, завещали мне этот угль не трогать и даже никому о нем не рассказывать - не то беда приключится. Но теперь у меня выхода нет - похоже, беда может приключиться со мной прямо сейчас. Уж лучше неведомая беда от гномьего угля, чем смерть в кожаном мешке!

Брок сразу забыл думать о новом счастье: еще бы, ведь он угольщик, а тут именно такое счастье, угольное! Он пропустил мимо ушей слова Валума о возможной беде и приказал ему:
- Неси мне свой гномий угль! Да поживее, да побольше!

Валум, которого Брок поставил на землю у входа в штольню и подталкивал в спину, поторапливая, сказал Броку:
- Поживее вряд ли получится: гномий угль расположен глубоко под горой, в самом дальнем штреке моей штольни, куда уже лет пятьсот никто не заглядывал… И побольше угля тоже будет принести трудновато: гномий угль тяжелее обычного, так что даже свой кожаный мешок я не смогу наполнить и на треть - больше мне просто не принести. Жди, человек, завтра к вечеру я вернусь сюда с гномьим углем. - И с этими словами Валум исчез в штольне.

Брок соорудил себе ложе из еловых лап, развел костер и принялся ждать. Он проспал у костра всю ночь и почти весь день, вставая только затем, чтобы подбросить валежника в огонь. С наступлением вечера  Брок принялся в нетерпении расхаживать туда-сюда возле входа в штольню: как бы не надул его гном! Но Валум не обманул Брока: когда солнце стало клониться к закату, и между деревьями сгустилась тьма, гном вышел из штольни.

Вид у Валума был такой усталый и истощенный, что это было заметно даже на его гномьей внешности, которая - ни дать ни взять! - старый обомшелый пень. Валум уронил свой кожаный мешок на землю и сам присел рядом. Переведя дух, он сказал Броку:
- Вот твой гномий угль. Добыть его и вынести на поверхность очень тяжело. Может быть, именно поэтому мои предки никогда его не трогали… Бери угль и ступай. Сейчас я скажу тебе, куда идти, сам ты дороги отсюда не найдешь, ведь место это заколдованное, ума не приложу, как ты сюда попал, видно, это судьба твоя привела тебя ко мне. - И Гном принялся осматривать вершины деревьев и темнеющее небо, прислушиваться, нюхать воздух и щупать траву. В какой-то момент он воскликнул:
- Туда! И поспеши! - и указал сучковатым пальцем, покрытым древесной корой и перемазанным угольной пылью.

Брок глянул туда, куда указал Валум, и действительно увидел тропинку. Он схватил кожаный мешок с углем - мешок действительно оказался тяжеленым! - и побежал. Просто шагать по тропке было невозможно, так как она исчезала, стоило остановиться или замедлить шаг, но и бежать с мешком гномьего угля тоже было нелегко. И Брок, обливаясь потом, бежал - и так он бежал и бежал, не оглядываясь, пока тропинка не привела его обратно в родной Грумар.

Брок отыскал в зарослях ежевики ключ, отпер замок и вошел в свою хибару. Он первым же делом развел огонь в очаге, а когда пламя разгорелось и весело запрыгало по поленьям и древесным углям, он развязал кожаный мешок гнома и запустил в него руку. Брок извлек один уголек - черный блестящий гномий угль размером с ноготь мизинца весил не меньше хорошего булыжника, каких и сегодня немало валяется по лесам вокруг Грумара. Брок оглядел его и бросил в очаг. Пламя в очаге никак не изменилось: языки огня по-прежнему плясали на углях, только в доме Брока сразу же стало светло, тепло и как-то по-особому уютно. Угольщик просидел у очага несколько часов, наблюдая за огнем - а огонь все так же ровно горел, и дом Брока был по-прежнему освещен и согрет. Брок потер руки и решил прямо с утра начать в Грумаре новое дело. Да что там Грумар! - теперь он сможет развернуться по-настоящему. Вот оно, новое счастье угольщика Брока!



Уже на следующий день начал Брок свое новое дело: рано утром он отправился в лес, целый день жег там древесные стволы, а вечером, как обычно, развез по соседям уголь. Ссыпая уголь покупателям, Брок незаметно доставал из кожаного мешка гномий угль и подбрасывал его в кучу древесных углей - по одному угольку в каждую кучу. Он так говорил покупателям:
- Я выдумал новый способ выделывать уголь. Теперь в вашем доме будет тепло, светло и очень уютно целых две недели подряд. Если вам понравится новый уголь Брока - приходите снова. - Брок специально говорил о двух неделях вместо месяца: он не хотел ждать покупателей слишком долго!

Грумарцы недоверчиво хмыкали - они вообще были людьми недоверчивыми - а когда Брок ушел, толкая перед собой тележку с углем и выкликая: «А вот кому угля! Угля!», они пожимали плечами и даже крутили пальцем у виска. «Видно, спятил старина Чумазый, скитаясь по лесам да пережигая уголь целыми днями в одиночестве, видно, и вправду нельзя человеку долго быть одному! Жениться ему надо, деток завести, тогда и выдумывать ничего не придется!» - такие вот разговоры звучали в тот день у всех очагов Грумара.

Однако на следующий день грумарцы посмотрели на угольщика другими глазами и даже вспомнили, что зовут его вовсе не Чумазый, а Брок. Слава понеслась по округе, и скоро у Брока не было отбоя от покупателей: всякий хотел иметь уголь, от которого в доме и светло, и тепло, и уют целых две недели.

Прошло немного времени, и Брок смог нанять работников. Теперь он больше ничего не делал сам - всю работу выполняли нанятые им подмастерья, а Брок только продавал свой уголь, не забывая подбрасывать каждому покупателю гномий угль. Однако скоро кожаный мешок Валума опустел - а Броку ух как не хотелось вновь возвращаться к своему старому делу и целыми днями жечь уголь в лесу! И он вновь решил попытать счастья - да не нового, а уже знакомого, которое он нашел однажды у гномьей штольни в лесу к югу от Грумара. И Брок с утра пораньше зашагал по тропинке, ведущей на юг.

Долго ли, коротко ли, но тропинка исчезла у Брока из-под ног, он принялся ее искать и искал, пока не оказался у гномьей горы у входа в знакомую штольню. История повторилась: Брок снова изловил Валума и заставил его добывать гномий угль. На этот раз гном исчез в штольне на три дня - а когда выбрался, он едва дышал и еле-еле двигался. В мешке, который Валум приволок на поверхность, гномьего угля оказалось меньше, чем в первый раз - гному было слишком тяжело тащить его на поверхность. Да и сам гном выглядел теперь много хуже, чем тогда, когда Брок встретил его в первый раз: теперь он походил на трухлявый пень, который только тронь - и он рассыплется в прах.

Но Броку не было дела до здоровья Валума: он дождался, пока гном указал ему направление на Грумар, подхватил мешок и побежал по дорожке. Броку было тяжело, он задыхался и обливался потом, но сердце его просто пело от радости: вот оно, счастье угольщика Брока!

И так Брок еще несколько раз наведывался к штольне Валума и заставлял его добывать гномий угль. С каждым разом гном задерживался в штольне все дольше, а гномьего угля приносил все меньше, и поэтому Броку приходилось все чаще и чаще ходить к штольне Валума. Меж тем Валум был уже совсем плох - от него прямо на ходу отваливались щепки, а после двух-трех шагов гном присаживался передохнуть. У него не было сил даже говорить, и он молча выполнял приказы Брока.

И вот как-то раз Брок снова изловил гнома и заставил идти в штольню - «если не хочешь повиснуть на сосне в завязанном мешке, гном». Валум взглянул на Брока своими зелеными глазами - теперь они уже совсем не светились, стали совсем тусклыми и тоскливыми - вздохнул и поплелся в штольню. Брок развел костер и принялся ждать, досадуя, что гном стал таким медлительным и хилым, а также раздумывая о том, как бы ему изловить парочку гномов порезвее и заставить их добывать гномий угль вместо Валума.

Дни шли за днями, а Валум все не возвращался. Брок страшно злился, звал Валума, но все безуспешно. А ведь в Грумаре его ждут новые заказы на гномий угль! Но когда Брок понял, что Валум, пожалуй, спустился в свою штольню в последний раз и больше не вернется, он забеспокоился о другом: ведь путь от гномьей горы домой мог ему указать только гном! Подождав у входа в штольню еще три дня, Брок уверился, что Валум не вернется, и решил сам поискать путь домой.

Брок ходил в разные стороны от гномьей горы, но всякий раз через несколько дней блуждания по лесу возвращался к ней. Видно, Валум не обманул Брока, и гора действительно была местом заколдованным; поиски нового счастья привели Брока к горе, а вот дорогу домой без помощи гнома было не отыскать. Но Брок все равно искал дорогу на Грумар; может быть, он в конце концов и смог вырваться из заколдованного места, да только в Грумар он так и не вернулся, и никто в Грумаре о нем больше никогда ничего не слыхал.

Грумарцы решили, что Брок заблудился в лесах к югу от Грумара - туда вела тропинка, о которой все издавна говорили, что ведет она то ли в болота, то ли непролазные чащи, то ли вовсе никуда не ведет. Через какое-то время работники Брока разбежались, кроме одного по имени Крайд, который решил сделаться угольщиком в Грумаре вместо пропавшего Брока.

Еще через какое-то время у грумарцев закончились запасы угля Брока, и им снова пришлось обогревать свои дома обычным древесным углем. К их счастью, есть в Грумаре угольщик Крайд, который каждое утро отправляется в лес, чтобы вечером пройти по Грумару с тачкой, полной древесного угля, выкликая, как когда-то давно выкликал Брок:
- А вот кому угля! Угля!

Крайда в Грумаре тоже со временем прозвали Чумазым, да только он не обижался - всякому, кто так его называл, Крайд весело отвечал:
- А что - я и вправду чумазый, ведь я - угольщик, такое у меня ремесло!

А об угольщике Броке и его удивительном угле в Грумаре теперь вспоминают только тогда, когда предупреждают детей и приезжих не ходить по тропинке, ведущей из Грумара на юг. Ведь она ведет то ли в болота, то ли непролазные чащи, то ли вовсе никуда не ведет, а угольщик Брок, который туда однажды отправился, так никогда и не вернулся. И потому больше никто из грумарцев не ходит по этой тропинке, но тропинка существует до сих пор - любой грумарец ее знает.

Как будете в Грумаре - попросите, и вам ее покажут, да еще и порасскажут всяких небылиц об угольщике Броке. Но вы-то уже знаете подлинную историю про угольщика Брока, гнома Валума и гномий угль? Только прошу вас: не рассказывайте ее никому в Грумаре: вам там все равно не поверят, ведь грумарцы - народ недоверчивый!

2015-2018

Эту и другие сказки Сванте можно найти в электронном издании: СВАНТЕ СВАНТЕСОН. СКАЗКИ ПРЕЖНИХ ВРЕМЕН или здесь

Фото автора

медленное чтение, проза, Сказки прежних времен, сказка

Previous post Next post
Up