В давние, уже почти совсем незапамятные времена в уютной долине неподалеку от городка Гротборга стояла деревушка Эггелунд. Деревушка издревле славилась на всю округу своими курами: эггелундские куры несли больше яиц, чем любые другие, а яйца были крупные и почти все - с двойным желтком. Только одна беда была с этими курами: во всяком другом месте они становились самыми обыкновенными и ничем не отличались от несушек из Гротборга или Эйнесунда - ну, совсем не отличались.
Эггелундцы своих кур очень ценили и тщательно охраняли их от лис, куниц и прочих лесных охотников до курятины и яиц. В этом деле эггелундцы преуспели так же, как их куры преуспевали в своих куриных делах: не было случая, чтобы набег какого-нибудь зверя разорил местные птичники. В общем, можно себе представить, как жители других селений завидовали эггелундцам! - ведь к ним постоянно наведывались пушистые воры и уносили цыплят и взрослых кур и поедали яйца.
Но однажды куриное счастье эггелундцев кончилось. О том, откуда это счастье взялось и почему закончилось, и пойдет рассказ. Слушайте!
В тех краях - а где именно, никто наверняка не сказал бы, - издавна жил Чернокнижник, иначе говоря, колдун, чародей. Время от времени он брал себе ученика и обучал его магии и волшебству. Об этом вообще мало что известно - чародеи о своих делах не рассказывают никому, кроме своих учеников. А те, освоив науку, и сами становятся чернокнижниками и оберегают свои секреты и тайны от всех - кроме тех, кого возьмут себе в чародейское обучение. Однако чернокнижники берут воспитанников редко, наверное, одного раз в сто лет, и потому посвященных в их дела очень немного.
И вот однажды Чернокнижник из окрестностей Гротборга понял, что ему пора подыскать ученика. Он долго бродил по хуторам и селеньям и высматривал подходящего человека. Чернокнижник не брал на выучку любого: искусство магии нельзя передавать, кому попало. Но и выбор будущего ученика делал не сам Чернокнижник: он-то прекрасно знал, что древнее колдовство само выбирает своих служителей. И он бродил по дорогам, ярмаркам и селеньям, ожидая знака.
И знак был ему подан: на околице Эггелунда он повстречал мальчишку, который вел домой корову. Мальчишка шагал по дороге и напевал, а корова шла за ним послушно, как собака. Но как только они поравнялись с Чернокнижником, корова встала как вкопанная - и ни шагу дальше! Чернокнижник понял, что этот мальчишка и есть его будущий ученик - с колдовством ведь не поспоришь. И он заговорил с мальчиком.
Орт - так звали мальчишку. Он был единственным сыном в семье, в которой, кроме него, была еще только его матушка, корова и десяток знаменитых эггелундских кур. Отец мальчика погиб в лесу - несчастному прямо на голову ни с того ни с сего рухнула огромная сосна, когда он высматривал, какое бы дерево срубить. Орту было семь лет, он был весьма любознателен и меньше всего в жизни хотел провести всю свою жизнь в Эггелунде, ухаживая за курами и собирая их яйца. Ему казалось, что за первым же поворотом дороги, которая убегала из деревушки и терялась за холмами, таилось слишком много чудес и диковинок, чтобы просто оставаться на месте и разводить кур, даже таких замечательных, как эггелундские. Ведь это попросту скучно и неинтересно, хотя и сытно! - И потому Орт мечтал, что в один прекрасный день судьба уведет его из Эггелунда неведомо куда - лишь бы подальше и навстречу приключениям!
Когда Чернокнижник позвал Орта в ученики, тот едва не запрыгал на месте от радости: ведь именно этого он ждал от судьбы - волшебства, тайн, открытий, никак не связанных с птицеводством и Эггелундом. Однако Орт был мальчиком добрым и очень любил свою матушку. Он подумал, что матушке придется нелегко: и за сыном будет скучать, и по хозяйству ей придется управляться одной, без помощника. Справится ли она? И Орт сказал Чернокнижнику:
- Я стану твоим учеником, если ты сделаешь так, чтобы моя матушка никогда не знала недостатка в яйцах и курятине, да и во всем остальном. Сделай так, чтобы эггелундские куры были лучшими во всей округе, а матушкины - лучшими в Эггелунде!
Волшебник криво улыбнулся:
- Орт, ученикам чернокнижника платы не полагается. Как бы не вышло из этого какой-нибудь беды! - Но Орт настаивал на своем.
- Ладно, - сказал тогда Чернокнижник, - я сделаю то, о чем ты просишь, только запомни: ты уже согласился стать моим учеником, а плату за это ты придумал сам. Если вдруг случится что-то непредвиденное - пенять сможешь только на себя. Ну, да делать нечего - я уже не могу от тебя отказаться. Есть у меня для тебя первое задание.
И Чернокнижник велел Орту изловить в лесу куницу и принести ее завтра утром на это же место, но обязательно живую. Орт поклонился Чернокнижнику и погнал корову домой (теперь-то корова совсем не упиралась!); мальчик шагал по дороге и думал, что где-то среди отцовских вещей должны были храниться силки и капканы на всякую дичь. И правда - все охотничье снаряжение было в таком порядке, как будто отец только вчера почистил и развесил его по стенам. Орт выбрал силок на мелкого зверя и отправился в лес.
Утром живая куница была осторожно извлечена из силка, помещена в плотный мешок и доставлена на околицу Эггелунда. Чернокнижник уже ждал Орта. Колдун подхватил мешок с куницей - а она так и прыгала в мешке! - и что-то прошептал. Зверек тут же успокоился, и тогда Чернокнижник развязал мешок. Куница выбралась из мешка и уселась на траве, глядя на Чернокнижника бойкими черными глазками.
Чернокнижник сказал Орту:
- Вот, Орт, теперь это - Куриный Бог Эггелунда. Он будет ходить по местным птичьим дворам и благословлять кур. Как скажет он курам «Неситесь и размножайтесь!», так уж ничто не помешает им стать лучшими в округе. А еще он будет оберегать их от всякого хищника и от всякой болезни. Ну, Куриный Бог Эггелунда, делай свое дело! - и после этих слов куница сорвалась с места и умчалась в деревушку. А Чернокнижник и Орт двинулись в другую сторону - туда, где жил Чернокнижник, да куда именно, неизвестно.
Вот с тех пор в Эггелунд пришло то самое куриное счастье, о котором по округе ходили легенды. Эггелундцы богатели день ото дня, а все соседи им завидовали. Со временем эггелундские куры, благословляемые Куриным Богом Эггелунда - «Неситесь и размножайтесь!» - достигли таких успехов в своем курином деле, что жители окрестных селений начали поговаривать о том, что без вмешательства волшебства или даже чего-то похуже тут не обошлось. Эггелундцы процветали, а окрестные куроводы едва-едва сводили концы с концами. А нужда и зависть порождали все новые и новые сплетни и кривотолки об эггелундских курах, о самих эггелундцах и о происхождении эггелундского куриного счастья.
Орт, который прилежно изучал науку у Чернокнижника, иногда наведывался в родную деревушку: хотел убедиться, что у матушки дела идут хорошо. И дела действительно шли хорошо! - и у матушки Орта, и у всех остальных эггелундцев, которые теперь забросили все прочие дела и занимались только курами. А дел-то было у них немного: знай собирай яйца из-под несушек да вывози на рынок! Куриный Бог исправно нес свою службу: эггелундские куры отличались невиданной плодовитостью, а лесные хищники и болезни обходили местные птичники стороной и не причиняли курам вреда, а эггелундцам - беспокойства.
Иной раз Орт замечал в Эггелунде и самого Куриного Бога: юркий зверек без устали носился среди курятников, благословляя птицу. Пробегая мимо Орта, Куриный Бог приостанавливался, чтобы поклониться мальчику, и тут же летел дальше: ведь благословлять кур, птиц глупых, пугливых и самодовольных, - задача не из легких. «Неситесь и размножайтесь!» - доносился до Орта тонкий голосок Куриного Бога Эггелунда. И мальчик с легким сердцем возвращался к изучению колдовства и заклинаний у Чернокнижника.
Но однажды случилось нечто, разом изменившее ход этой истории. Кто-то из эггелундцев, возвращаясь с охоты в лесу, заметил на околице куницу и уложил ее наповал метким выстрелом. Так погиб Куриный Бог Эггелунда.
Уже на следующий день эггелундцы не нашли яиц в куриных гнездах, а также недосчитались множества кур и цыплят. Похоже, что ночью все окрестные лисы, хорьки, куницы и прочие лесные воры разом набросились на эггелундские курятники, которые, по правде сказать, совсем никто из эггелундцев давно не охранял - уж так они уверились в своем счастье, что во всем положились на неведомого им Куриного Бога! А через неделю на деревушку свалился куриный мор - и от огромного, шумного и плодовитого куриного населения деревушки уцелели считанные птицы.
А тут как раз и Орт явился в Эггелунд. Узнав, какое несчастье поразило деревушку, он пришел в ярость. Чернокнижник обманул его, обвел вокруг пальца, предал! И Орт заспешил к учителю - раз Чернокнижник нарушил свое слово, Орт может взять свое слово назад и отказаться от изучения колдовства… Этого делать Орту на самом деле не хотелось: жизнь его у Чернокнижника, хотя и полная всегда тяжелых и подчас опасных уроков и занятий, была не в пример интереснее жизни куровода в Эггелунде!
- Ты обманул меня, Чернокнижник! - крикнул Орт прямо с порога своему учителю, - теперь эггелундские куры ничем не отличаются от всех прочих, да еще и мор с хищниками их почти всех извели!
Чернокнижник покачал головой:
- Орт, ты сам попросил плату за обучение у меня, не так ли? Я ведь предупредил тебя, что платы за такую учебу не бывает, но ты настоял на своем. Но признай: ведь ваши куры плодились и размножались и без помощи Куриного Бога, и ни ты сам, ни твоя матушка, ни прочие эгеллундцы не голодали, не побирались по соседям. Но ты пренебрег достаточным и захотел излишнего. А излишнее и есть излишнее; ему нет места в этом мире, и потому рано или поздно оно неизбежно приносит горе и несчастья. Ты ведь знал, что Куриный Бог Эггелунда разорил всех прочих окрестных куроводов? Но вот теперь эггелундские куры ничем не отличаются от всех прочих, хотя, пожалуй, раньше, до того как в Эггелунде появился Куриный Бог, они были все-таки чуточку лучше остальных, да или нет?
Орт заупрямился:
- К чему тогда магия и колдовство?! К чему все эти колдовские знания, если нет от них никакого прока?
Чернокнижник улыбнулся:
- Орт, если бы колдовство могло работать за человека, этот мир был бы совсем другим. Но ты еще слишком юн, чтобы понять суть колдовства, тебе еще многому предстоит научиться и многое понять. Если ты поймешь, зачем и почему существует магия, ты даже не подумаешь применить ее для разведения кур, ужения рыбы или заготовки сена. Но понять все о колдовстве ты должен сам, а если не поймешь, так и не станешь чернокнижником, у тебя не будет учеников, и ты вернешься в свой Эггелунд разводить кур и собирать хворост в лесу!
Раскрасневшийся от гнева и обиды Орт топнул ногой и крикнул:
- Значит, пришла пора изменить кое-что! Не знаю и знать не хочу, о какой сути колдовства ты говоришь! Зато я уже знаю достаточно, чтобы проучить тебя самого! - и с этими словами Орт закрыл глаза, воздел руки над головой и принялся творить заклинание: ведь теперь ему было отлично известно, какими тайными словами Чернокнижник обратил куницу в Куриного Бога!
Но Чернокнижник не испугался - он даже не шелохнулся. Он с грустной улыбкой глядел на мальчика, качал головой и говорил:
- Прощай, Орт… Прощай…
Как только Орт сотворил заклинание, он завертелся волчком, все уменьшаясь и уменьшаясь в размерах, пока не стал совсем крохотным - не больше куницы. Да он и был теперь куницей: небольшой остроносый зверек, из травы поблескивавший на Чернокнижника черными бойкими глазками. Мгновение - и он умчался в сторону Эггелунда, попискивая на ходу «Неситесь и размножайтесь!» (ведь больше ничего Куриному Богу произносить не положено).
И уже на следующий день куриное счастье вернулось в Эггелунд; и матушка Орта, и все ее соседи снова владели лучшими курятниками в округе. Куры неслись и размножались; эггелундцы едва успевали вынуть из переполненных гнезд еще теплые яйца, как гнезда снова были полны яиц, и ни хищники, ни болезни больше не угрожали эггелундским курам. А соседи снова вовсю завидовали эггелундцам и сочиняли всякие небылицы о причинах эггелундского куриного счастья - да только никто из них про Куриного Бога не знал и не догадывался, как, впрочем, и сами эггелундцы.
Чернокнижник, наведавшись в Эггелунд, узнал о вернувшемся в деревушку курином счастье и даже встретил возле одного из курятников Куриного Бога. Юркий зверь мелькнул в траве и с криком «Неситесь и размножайтесь!» исчез в курятнике. Чернокнижник проводил его взглядом и подумал, что не может припомнить ни единого случая, чтобы магия и колдовство помогли тому, кто использовал их вместо собственных рук. Нет, никогда и ничего хорошего из этого не выходило. И Чернокнижник ушел из Эггелунда: нужно было искать нового ученика, а среди этих куроводов такого человека ему, похоже, не найти.
Тем временем слухи о эггелундском курином счастье приняли небывалый размах и превратились в самую настоящую дурную славу - люди только об этом и говорили. Теперь уже никто не сомневался, что эггелундцы знались с нечистым, и именно это стало причиной их процветания. Теперь никто больше не покупал ни яиц, ни кур из Эггелунда: ведь такие слухи просто так не появляются, как и такое вот сумасшедшее куриное счастье! И люди обходили Эггелунд десятой дорогой - от греха подальше, а самих эггелундцев сторонились: кому охота знаться с теми, кто водится с нечистым? И эггелундцы тоже перестали ездить в окрестные селения, где с ними никто уже и не заговаривал. Все дороги и тропинки, ведущие в деревушку, заросли сначала травой, а потом и лесом. Время шло своим чередом, лето сменяло зиму, а зима - лето, год за годом, век за веком, и так деревушка Эггелунд навсегда исчезла из людской памяти.
Но как знать? - может быть, Эггелунд существует до сих пор, а между его курятниками носится Куриный Бог, выкрикивая тонким голоском: «Неситесь и размножайтесь!». Об этом наверняка знает Чернокнижник, который живет где-то в тех краях, да только где именно - неизвестно.
2015-2017
Иллюстрация:
Алена Каминская специально для сборника сказок "Сванте Свантесон. Сказки Прежних времен"
Электронное издание:
Сванте Свантесон. Сказки Прежних временСванте Свантесон на
ЛИТРЕССванте Свантесон на
Фейсбук